Северодонецк. Записки юности

Знаете ли вы, что:

- В городе была аллея Райкина
В 1949 году в Лисхимстрой приезжал с гастролями Аркадий Райкин. Для встречи знаменитого гостя в поселке, где повсюду был песок и не было дорог, соорудили длинный деревянный настил. Его подвели к летнему кинотеатру, где должно было пройти выступления артиста. Концерт прошел, Райкин уехал, а настил оставался еще долго и был прозван жителями «аллеей Райкина»

-Был город не Северодонецк
Когда поселок вырос в город возник вопрос о названии. Выбирать предстояло из четырех вариантов: Северодонецк, Светлоград, Комсомольск-на-Донце и Менделеевск. Между прочим, не сразу город химиков стал Северодонецком. Некоторое время (совсем недолго) северодончане были жителями Светлограда.

- Первый почетный гражданин Северодонецка живет в Москве
Первое звание «Почетный гражданин города» было присвоено Илье Матвеевичу Барскому в 1988г. Илья Барский приехал в город в 1934 г молодым специалистом – возводить химический гигант. И хотя после войны он уже не жил в Северодонецке (его способности и опыт пригодились в Москве), но постоянно интересовался жизнью города, способствовал его развитию, в частности, развитию СГППО «Азот».

Аэропорт – на «Аммиаке»
Сегодня дорожные указатели с надписью «Аэропорт» подсказывают каждому, что «воздушные врата» Северодонецка располагаются где-то в районе нашего «курорта» - озера Клешня. Но, наверное, не все знают, что в истории Северодонецка этот аэропорт – второй.
Аэродром начал работу еще в конце сороковых годов. Его появление тесно связано со строительством и работой химического комбината. Поскольку завод, а вместе с ним и поселок, не имели железнодорожного сообщения, то решено было наладить воздушное и построить аэровокзал. Он располагался в районе нынешней троллейбусной остановки «Аммиак». Там, где раньше взлетали самолеты, теперь растут помидоры и картошка - на просторах бывшего аэродрома нынче раскинулись дачи северодончан.
Правда и в бытность свою аэропортом эти места не знали ни асфальтового, ни бетонного покрытия – взлетно-посадочные полосы были земляными: Боингов и ТУ-144 аэровокзал не принимал, а для маленьких самолетов этого было достаточно. Тем более, что изначально аэропорт не предполагал пассажироперевозок, а служил лишь для отправки специалистов «Азота» в срочные командировки.
Но уже в середине 50-х появились и пассажирские рейсы.
Новый аэропорт в Северодонецке открылся в 1968 году.

Первый автобус попал в первую аварию
Еще до войны Лисхимстрой получил несколько новеньких грузовых машин. А поскольку пассажирского транспорта в городе не было, то эти же машини возили людей. Комфорта, естественно, никакого, поэтому один из грузовиков жители поселка собственными силами переоборудовали под автобус. Конечно, по нынешним меркам салон из фанеры никак не назовешь пределом удобства, но в то время такой автобус выглядел предпочтительнее, чем кузов машины, открытый всем стихиям.
И был в поселке паровоз, тоже в единственном экземпляре. И как-то произошел с паровозом и автобусом грустный с одной стороны, а с другой стороны – забавный случай. Достоверно неизвестно, что отвлекло водителя и машиниста, но факт остается фактом: на переезде единственный лисхимстроевский автобус столкнулся с единственным паровозом. Люди, к счастью, не пострадали, но автобус «боеспособность» потерял.
В послевоенные годы общественный транспорт возобновил свою работу в поселке: жители сделали (опять-таки, своими силами) второй автобус. Его покрасили в небесный цвет и назвали «Голубой Дунай».

Сколько танков в Северодонецке
Сквер Славы – не только мемориал, но и излюбленное место отдыха северодончан. Заложенный к 40-летию победы, сквер стал настоящим украшением города. Идея его создания принадлежала городской молодежи. Она же, молодежь, занялась воплощением своего замысла в жизнь.
Не было сомнений в том, каким должен быть памятный знак – ведь освободителями Северодонецка были танкисты (для интересующихся конкретикой – 110-я танковая бригада 18 танкового корпуса под командованием Константина Георгобиани). Танк решили установить настоящий. Но где его взять?
Сначала собирались достать боевую машину из Северского Донца: обследование дна показало, что эта юношеская идея не беспочвенна. Но вот в смысле реализации эта задумка оказалась буквально неподъемной.
Проблема решилась куда более прозаично: нужную модель танка комсомольцы нашли в одной из воинских частей, сами доставили ее в город и водрузили на постамент.
Есть в Северодонецке еще один танк. Правда, не на постаменте. Он остался со времен войны, и когда в городе строился кинотеатр, машину просто опустили в вырытый котлован. Большинству горожан кинотеатр известен как клуб СЗС и здание Северодонецкого театра драмы.

Материал предоставлен рекламным агенством "А-плюс"
При подготовке материала была использована информация из архива народного музея истории СГПП «Объединение Азот»