Самолёт из детства…

cfvjk`n

Многие северодончане, кому за тридцать, помнят самолёт, около 20 лет простоявший на проспекте Космонавтов. Многие восприняли его  утрату как личную.  Кому не приходилось в детстве смотреть в нём мультфильмы, сражаться на игровых автоматах в морской бой, да и просто лазить по нему и фотографироваться рядом с ним.

Многие годы самолёт был одной из достопримечательностей города. Сейчас на месте, где он стоял, находится Соборная площадь и Свято-Христо-Рождественский собор.

По официальной версии, самолет разрезали на металлолом из-за ветхости: он, дескать, представлял угрозу для здоровья и жизни горожан и не вписывался в архитектурный ансамбль будущего храмового комплекса. Однако в правдоподобность этой версии верится мало, вернее, совсем не верится. Территории около храма вполне хватило бы для размещения нескольких самолётов, к тому же после начала строительства авиалайнер сдвинули ближе к Гвардейскому проспекту, чтобы он не мешал стройке. В городе хватало мест для сохранения самолёта: его можно было установить на пустыре напротив теннисных кортов или поставить рядом с универмагом. Но в 1990-х годах резко подорожал лом цветных металлов, в результате  процесс уничтожения  самолёта носил в большей степени коммерческий характер и в конце 1997 года самолёт порезали и сдали на переработку.

 

Как самолет появился в городе?

Использование гражданских пассажирских самолетов в качестве помещения для культурно-массовых мероприятий: кафе, детских кинотеатров, а также клубов по интересам, было впервые опробовано в 1973 году, когда пришла пора списания большого количества самолетов Ан-10.

  

В течение 1973  – 1974 гг. самолеты этого типа были установлены в парках, на площадях, детских площадках, пионерских лагерях и базах отдыха городов Барановичи, Винница, Воронеж, Кемерово, Киев, Кишинёв, Куйбышев (Самара), Новосибирск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог. Идея «массовой застройки» мест культурного отдыха трудящихся списанными самолётами оказалась настолько удачной, что в течение последующих десяти лет пассажирские лайнеры украсили более чем восемьдесят городов СССР.

 

Своим появлением в Северодонецке самолёт обязан директору НПО «Импульса» Андрею Александровичу  Новохатниму. Так как «Импульс» занимался изготовлением приборов в том числе для авиационных предприятий, то  по  инициативе директора  НПО «Импульс» на Ульяновский авиационно-промышленный комплекс им. Д.Ф. Устинова (УАПК) было отпрвлено обращение с просьбой передать списанный самолёт для детишек Северодонецка.

  

Этим самолётом стал АН-12 с бортовым номером СССР-11387, отработавший положенный ресурс и предназначенный к утилизации. С завода  Ан-12 отправился в свой последний рейс в аэропорт Северодонецка. После посадки самолета в аэропорту его совместно со специалистами завода УАПК подготовили для транспортировки в Северодонецк. С него слили керосин и сняли  крылья, под руководством начальника городского ГАИ Анатолия Кувичинского самолёт подгрузили на платформу  и начали транспортировать к месту последней стоянки.

  

Маршрут транспортировки самолёта пролегал через посёлок Сиротино, где пришлось переносить ряд коммуникаций и поднимать линии электропередач. Установить самолёт было решено на пустыре между проспектами Гвардейским и Космонавтов.

  

Самолёт органично вписался новую  многоэтажную застройку города и стал достопримечательностью местного значения: теперь помимо своего  международного аэропорта в Северодонецке был ещё и свой самолёт.

  

Торжественное открытие нового памятника состоялось весной 1979 года. Помимо Северодонецка самолёты АН-12 были установлены в  10 городах СССР, в том числе в областном центре – Ворошиловграде. К сожалению, несколько лет назад этот самолёт разделил печальную судьбу своего северодонецкого коллеги.

 

История АН-12

Советский военно-транспортный самолёт. Разработан в АНТК им. О.К. Антонова. В  1958 году совершил свой первый полёт. С 1959 года приняли на вооружение под индексом  Ан-12.

  

Ан-12 предназначен для посадочного и парашютного десантирования личного состава войск и различных военных грузов, а также для перевозки раненых и крупногабаритных народнохозяйственных грузов. Первоначально самолет обеспечивал транспортировку бронетранспортеров БТР-152 и БТР-40, АСУ-57, автомобилей ЗИЛ-157, впоследствии номенклатура грузов расширилась. В её состав вошли грузовики МАЗ-200 и пр. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ в состав десантно-транспортного оборудования входят кран-балка грузоподъёмностью 3000 кг, лебедка ГЛ-1500, транспортер ТГ-12М.

Свыше 100 Ан-12 в различных модификациях было поставлено в Афганистан, Алжир, КНР, Чехословакию, Эфиопию, Индию, Ирак, Иорданию, Малайзию, Польшу и Югославию. Самолёт  до сих пор находится в эксплуатации во многих странах мира.

Фото из архива А.Полякова.

Александр Якубенко, Владимир Вараксин