Северодонецкий троллейбус: 40 лет в пути

Северодонецкий троллейбус: 40 лет в пути
1 января 2018 года исполняется 40 лет с того момента, как зашевелились провода и троллейбус устремился на остановку!

Сорок лет – много это или мало? Для человека это период зрелости, когда он сумел многого добиться в жизни, прошел нелегкий путь от детства до зрелого возраста, сделал карьеру, обзавелся семьей и может оглянуться назад на пройденный период. Думаем, что не ошибемся, если скажем, что аналогичные периоды происходили и в жизни северодонецкого троллейбуса. Родившись на исходе застойного периода, он активно развивался в 1980-х, сумел пережить экономический хаос и разруху девяностых и с честью прошел испытания и адаптировался к новым условиям, сохранив свою роль основного вида общественного транспорта в нашем городе. Сейчас в Северодонецке действует пять городских маршрутов, охватывающих практически все части города. Стоимость проезда в троллейбусах составляет 2 гривны. Наша троллейбусная система является 201-ой в мире, 129-ой в СССР и 36-ой в Украине. За 40 лет троллейбусы Северодонецка перевезли 3 млрд. 974 тыс. пассажиров.

Пять лет назад мы довольно подробно рассказали нашим читателям об истории появления, становления и развития троллейбуса в городе. Однако за последние пять лет стали известны несколько интересных подробностей об истории северодонецкого троллейбуса, о которых вы сможете узнать из данной статьи. И пусть старожилы нашего города улыбнутся, вспомнив ещё совсем недавнее прошлое, а молодёжь откроет для себя что-то новое.

Первый выпуск состоялся морозным новогодним утром

Датой рождения северодонецкого троллейбуса принято считать 1 января 1978 года, когда был подписан акт о приёмке троллейбусного хозяйства и около полудня троллейбус модели ЗИУ-682В с парковым № 1 отправился в свой первый рейс. Его первыми пассажирами стали члены комиссии по запуску троллейбуса в эксплуатацию, а также руководство города и северодонецкого комбината «Азот». Во второй половине дня началась работа с пассажирами, причём всех желающих возили бесплатно. Только 23 января была введена плата за проезд в размере 5 коп.

Первые десять троллейбусов были окрашены в светло-жёлтый цвет (на фото в центре). Впоследствии поступавшие в Северодонецк машины окрашивались в белый или кремовый цвет с красной «юбкой». Некоторые троллейбусы были окрашены в белый цвет с зелёной «юбкой».

Первый маршрут следовал от городской автостанции до нынешней улицы Пивоварова. По нему курсировали пять троллейбусов, которые работали с 6 до 22 часов. По окончанию работы троллейбусы выстраивались в ряд, и их по очереди эвакуировали тягачами КрАЗ-257 в ещё строящееся депо. К 1 мая 1978 года троллейбусную линию продлили в новые жилые районы. В течение десяти лет маршрутная сеть охватила практически все части города и промышленные предприятия. Этими маршрутами мы пользуемся до сих пор.

«Олимпийский» троллейбус

  

Для XII Летних Олимпийских игр на Заводе им. Урицкого, который расположен в г. Энгельсе Саратовской области, являвшегося основным поставщиком подвижного состава для большинства троллейбусных хозяйств Советского Союза, изготовили партию троллейбусов в специальной «олимпийской» раскраске для Москвы. Однако, поскольку завод не успевал своевременно выполнять заказы для других городов, часть троллейбусов из «московской» партии было отправлено в другие города, в частности, в Ленинград (Санкт-Петербург), Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самару), Калугу, Тольятти и Северодонецк. 

В июле 1980 года, в день начала XII Летних Олимпийских игр в Москве, в нашем городе был открыт новый троллейбусный маршрут № 3 (начинался от Ледового дворца спорта и заканчивался у СПО «Азот»), для обслуживания которого было закуплено 10 троллейбусов в «олимпийской» раскраске. В такой раскраске троллейбусы проработали до середины 1980-х годов.

«Пионерский троллейбус»

Троллейбус с пионерской символикой и надписью на бортах «Пионерский троллейбус»

В 1982 году, в честь 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, северодонецкие пионеры выступили с инициативой собрать металлолом на «свой» троллейбус. Всего в течение нескольких лет совместными усилиями пионерских дружин города было собрано около 800 тонн металломома. И вот, на торжественной линейке 19 мая 1984 года на площади Советской (ныне площадь Мира), состоялась торжественная передача Северодонецку пяти новых троллейбусов. Тогда пионеры произнесли торжественную речь: «Мы рады, что операция «Пионерский троллейбус» завершена!».

Троллейбус в жерновах «перестройки»  

Новые троллейбусы на территории депо

Помимо Северодонецкого химкомбината, троллейбусы для города приобретали и ряд других предприятий: НПО «Импульс», Северодонецкий приборостроительный завод (СПЗ), Северодонецкий завод сопротивлений (СЗС) и СПО «Стеклопластик».

С 1987 года с завода им. Урицкого, расположенного в г. Энгельсе, стали поступать троллейбусы в новой окраске. Большинство троллейбусов были окрашены в красный цвет вдоль всего борта, с белой окраской в районе окон и белой «юбкой». Троллейбусы в такой окраске поступали в Северодонецк до 1990 года. 

Несбывшиеся планы

Если в предыдущей части статьи мы рассматривали относительно известные факты, то сейчас речь пойдёт об относительно малоизвестной странице истории нашего города.

Советский шарнирно-сочленённый троллейбус модели ЗиУ-10 (ЗиУ-683Б00) достигал в длину 17 метров, вмещал 162 пассажира и имел 46 мест для сидения.

К концу 1980-х троллейбусная сеть города покрыла все основные магистрали, а количество троллейбусов, ежедневно выходящих на линию, превысило 100 единиц. Активно велось обсуждение объединения трёх городов – Северодонецка, Лисичанска и Рубежного в один большой город Менделеев с примерной численностью населения 470 тыс. человек.

Было принято решение, что основным видом транспорта в новом городе должен стать троллейбус. В начале 1991 года в Северодонецке приступили к строительству нового троллейбусного депо на улице Заводской (ныне ул. Богдана Лищины), напротив городского АТП. Городские власти приняли постановление о реорганизации трёх городских троллейбусных маршрутов и организации двух новых.

Маршрут Описание маршрута
№ 3 г. Северодонецк — г. Лисичанск
№ 10 г. Северодонецк — г. Рубежное
№ 7  Автовокзал — Аэропорт
№ 8 ГИАП — пгт. Щедрищево
№ 9 СПЗ — пгт. Метёлкино — пгт. Вороново

По окончанию строительства троллейбусного депо № 2 было принято решение приобрести новый тип подвижного состава – шарнирно-сочленённые троллейбусы ЗиУ-10 (ЗиУ-683Б00), которые были способны перевозить значительно возросшее количество пассажиров. Однако глубокие экономические потрясения, приведшие к распаду СССР в конце 1991 года, поставили крест на этих планах.

Первая коммерческая реклама

               Троллейбус в коммерческой рекламе компании «Оболонь»

В 1992 году на линию вышел первый троллейбус в коммерческой рекламе страхового агентства «Полис». Сама реклама зародилась ещё в древние времена. Чтобы не возить весь товар и не платить большие пошлины, купцы зачастую демонстрировали потенциальным покупателям плакаты с изображением того или иного товара. Активное развитие рекламы началось в эпоху капитализма, когда производители конкурировали между собой. В Советском Союзе в течение длительного времени реклама существовала в строго ограниченном пространстве в рамках плановой экономики и была монополизирована государством. Начало перестройки в середине 80-ых ознаменовало появление в средствах массовой информации рекламы западного образца. Реклама стала появляться на транспорте сначала в Москве и Ленинграде, а затем появилась и в других городах страны. Пик использования рекламы пришёлся на середину 90-ых.

Постсоветский бартер

Цех готовой продукции завода имени Урицкого. Последние троллейбусы этого предприятия, которые получил Северодонецк. 

После распада Советского Союза связи между предприятиями остались такими же тесными, как раньше. В 1993 году Северодонецкий «Азот» произвел поставку аммиака для ряда предприятий Саратовской области России. Но из-за экономических реформ начала 1990-х у покупателей не оказалось средств для расчета за продукцию комбината. Тогда руководство Саратовской области предложило расплатиться продукций троллейбусного завода, который на протяжении многих лет являлся единственным поставщиком троллейбусов для г. Северодонецка. Руководство Северодонецкого химкомбината согласилось получить оплату бартером в виде пяти троллейбусов. Поскольку Северодонецкое троллейбусное управление тоже оказалось в кризисном положении и испытывало трудности с покупкой и поставкой запчастей, получение новых троллейбусов существенно помогло предприятию пережить эти непростые времена.

Эту песню «гармошки» нам не забыть никогда!

Жёлтая

 

Троллейбус ЮМЗ Т1 № 201 начал работу в 1993 году на 6-ом маршруте. Позже работал на 5-ом и 1-ом маршрутах. Был укорочен и лишен «гармошки» в 2003 году. В одиночном исполнении проработал до списания в 2014 году.

Синяя

  

Троллейбус ЮМЗ Т1 № 202 начал работу в 1994 году на 6-ом маршруте. Позже работал на 5-ом и 1-ом маршрутах. Был укорочен и лишен «гармошки» в 2008 году. В одиночном исполнении работает до сих пор.

Серая


Троллейбус ЮМЗ Т1 № 203 начал работу в 1995 году на 5-ом маршруте. Позже работал на 1-ом и 6-ом маршрутах. Был укорочен и лишен «гармошки» в 2014 году. В одиночном исполнении работает до сих пор.

Сколько эмоций и чувств вызывали эти троллейбусы у северодончан. Они прожили удивительную и незабываемую жизнь вместе с нами. В простонародье как их только не называли – «иван-да-марья», «кучмовоз», «баян», «крокодил», но для всех северодончан они были «жёлтой», «синей» и «серой» «гармошками». Первые в Северодонецке сочлененные троллейбусы появились в начале 1990-х, когда депутат Верховной Рады Украины, директор ГП «Северодонецкая ТЭЦ» Г.И. Динейкин, сделал подарок троллейбусному управлению в виде сочленённого троллейбуса модели ЮМЗ Т1. Позже ещё один сочленённый троллейбус этой же модели был приобретен за счёт средств Северодонецкой ТЭЦ и ещё один – за счёт городского бюджета. В этих троллейбусах всегда было многолюдно.

Зимой, весной, осенью и летом они везли работников на разные предприятия города, школьников и студентов – на учёбу, пенсионеров – на рынок, да, и рядовых жителей города по своим делам. На лето также приходил период фазенд, когда горожане устремлялись на свои огороды. Однажды, в засушливое лето, на 6-й маршрут вышли все три «гармошки». Верой и правдой несли они свою службу на маршрутах города. Но их ахиллесовой пятой стало два электродвигателя, которые потребляли электроэнергии в два раза больше, чем обычный троллейбус, что впоследствии привело к переводу сочленённых троллейбусов на разрывной график работы – в утренние и вечерние «часы пик». После продолжительной работы, уже отъездившие свой срок «гармошки», прошли ремонт, в ходе которого были «укорочены» и вернулись на маршруты, но уже в образе обычных троллейбусов.

За арбузами – на троллейбусе

Грузовой троллейбус КТГ-1 (Киевский троллейбус грузовой) выпускался на Киевском заводе электротранспорта им. Ф.Э. Дзержинского. Троллейбус может работать как от контактной сети, так и от двигателя внутреннего сгорания

Первые грузовые троллейбусы поступили в Северодонецк в конце 1978 года и использовались для выполнения заказных рейсов. Чаще всего они перевозили готовую продукцию с предприятий на городские склады или железнодорожные станции, а ночью часто забирали из магазинов стеклотару. В качестве грузовых троллейбусов они проработали в троллейбусном депо до 1994 года. Также один троллейвоз КТГ-1 с 1986 года использовался в качестве техпомощи.

Всего с 1978 года в Северодонецк поступило три грузовых троллейбуса, последний – в 1989 году. С 1995 года они стали выполнять функцию эвакуаторов неисправных линейных машин с места поломки в депо, а также для оказания технической помощи троллейбусам на линии.

На том КТГ-1, что на фото, с 1998 года отсутствует двигатель внутреннего сгорания для работы в местах, не имеющих контактной сети. Ветераны предприятия любят вспоминать, что причиной его демонтажа послужил «арбузный» инцидент. В 1997 году работники СТУ отправились на грузовом троллейбусе в село Смоляниново за арбузами. Они приехали на арбузное поле и начали грузить арбузы в кузов троллейвоза. Однако местные жители, увидев троллейбус в поле, были удивлены даже не воровству арбузов, а наличию троллейбуса в местах, совершенно не предназначенных для него. Всё село сбежалось посмотреть на невиданное шоу, а затем прибыла милиция. На следующий день о происшествии знало руководство троллейбусного депо и зимой, при плановом ремонте, было принято решение о снятии с троллейбуса двигателя внутреннего сгорания с целью предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Оплата проезда

В течение 20 лет оплата проезда в троллейбусах осуществлялась путём покупки абонементного талона на остановочных павильонах, в киосках «Союзпечати», на автовокзале и в кассах аэропорта.

С 1998 года пассажиры троллейбуса оплачивают проезд путём покупки разового билета у кондуктора. В настоящее время на предприятии работает порядка 70 кондукторов, а в конце 1990-ых – начале 2000-ых годов кондукторов было примерно в два раза больше. На «гармошках» в смену работали по два кондуктора.

Ночь нам не помеха, когда работаем мы быстро, и утром снова все в движении

Бригада службы энергохозяйства КП «СТрУ» производит текущий ремонт контактной сети

Выезжая утром из депо, водитель может один раз установить штанги на провода контактной сети, после чего ему уже ничего не мешает достичь любой точки города, где имеется контактная сеть, не выходя из кабины. Это позволяет сделать сложная система контактных проводов, различной арматуры и спецчастей, входящих в состав троллейбусной контактной сети. Эта часть инфраструктуры остаётся чаще всего незамеченной, нависает над нами, отбрасывая свои тени на асфальт, или же, скрытая в земле, прячется под ногами. Для того, чтобы содержать в рабочем состоянии такое огромное хозяйство, в депо работает специальная служба контактной сети. Это они иногда проносятся по городу на жёлтых грузовиках с подъёмником на крыше. Ежедневно работники этой службы производят осмотр более 80 км, контактной сети, осуществляют ремонт, проводят сезонные работы, заключающиеся в натяжении или ослаблении контактного провода для компенсации температурных колебаний.

А номера то разные…

Троллейбус № 098 следует по проспекту Химиков, возле центрального рынка города

Троллейбус № 501 носил на своих бортах рекламу партии "Єдність"

 

Троллейбусы № 508 и № 401 на кольце возле КП«СТрУ»

Троллейбусы № 136 и № 505 во время обеденного перерыва на кольце «Озерная»

Троллейбус № 203 следует по Гвардейскому проспекту в промышленную часть города

Каждый из тех, кому приходилось пользоваться троллейбусом, возможно, обращал внимание на номера на каждом из них, причем у некоторых пассажиров возникал вопрос: «А сколько вообще троллейбусов эксплуатируется в нашем городе?». А их за 40 лет существования северодонецкого троллейбуса поступило всего 160 единиц. Откуда тогда взялись номера 098, 109, 136, 202, 404, 508? Где же логика?

Однако на самом деле ответ достаточно простой. С момента открытия движения нумерация подвижного состава началась с первого номера и пошла по возрастающей. Так продолжалось до 1993 года, когда в троллейбусное депо поступил первый шарнирно-сочленённый троллейбус модели ЮМЗ Т1. Для троллейбуса новой модели решили открыть новую номерную серию и ЮМЗ Т1 получил парковый номер 201, а все последующие «гармошки» получили нумерацию 200-й серии. Все мы помним троллейбус модели ЮМЗ Т2 в рекламе партии «Еднiсть», который нам подарил экс-мэр г. Киева А.А. Омельченко. Этим подарком остались довольны все северодончане. Хоть троллейбус и отъездил по Киеву свои положенные 7 лет, его техническое состояние было прекрасным. Поскольку в нашем городе не эксплуатировалось ни одного троллейбуса модели ЮМЗ Т2, было принято решение сохранить киевский номер 501, открыв новую серию номеров. Так троллейбусы модели ЮМЗ Т2 получили 500-ю серию.

Значительным обновлением парка стала закупка в 2011 году частным акционерным обществом «Северодонецкое объединение «Азот» десяти новых низкопольных машин белорусского производства модели АКСМ 321, для которых окрыли 400-ю серию номеров.

Авторы статьи: Александр Якубенко, Владимир Вараксин

В статье использованы фото из личных архивов Эдуарда Ярового, Dmitry Abrams, Андрея Полякова, Сергея Тархова и ЗАО «Тролза».