Бизнес и общественность: есть ли перспективы сотрудничества

Бизнес и общественность: есть ли перспективы сотрудничества

События 2013-2014 года стали толчком для развития общественных инициатив в стране. Это и помощь армии, и помощь людям, выехавшим с оккупированных территорий. Заметен и общий рост движения по развитию общества.
Вопрос активности общества особенно важен для Луганщины, ведь только благодаря взаимодействую власти, общественности, бизнеса можно достичь успехов в восстановлении области, и тем более в ее развитии.

В своей деятельности каждая общественная организация сама принимает решение, как и с кем работать, какие ресурсы привлекать для реализации своих проектов. Некоторые организации привлекают к своим проектам бизнес. В принципе, это один из нормально практикуемых во всем мире путей развития, но здесь надо понимать, какие именно проекты могут быть интересны бизнесу и почему.

На эту тему мы поговорили с общественными активистами и предпринимателями.


СКВЕР ГОГОЛЯ

В Северодонецке уже есть примеры удачного сотрудничества бизнеса и общественных объединений. Сквер Гоголя стал одним из проектов активного взаимодействия общественности, власти и бизнеса.

В 2012 году предприниматель Наталья Зубань через интернет обратилась к горожанам с инициативой о восстановлении сквера, который на тот момент находился в запущенном состоянии. Инициатива была поддержана представителями общественной организации, бизнеса и некоторыми депутатами Северодонецкого городского совета.

На совместной встрече представителей власти и инициативной группы по реконструкции сквера были распределены обязанности по его возрождению. И как следствие, сквер получил соответствующий статус. Из бюджета со временем стали выделять средства на организацию освещения, водоснабжения, укладки тротуарной плитки по 8 аллеям и площади вокруг памятника Гоголю. Ответственность за все остальные работы в сквере Гоголя взяли на себя активные граждане города. «Три предпринимателя (Надежда Литвинова, Алексей Малеванец, Наталья Зубань) активно поддержали проект в самом начале его зарождения, - вспоминает Вера Попсуй, руководитель общественной организации «Северодонецкое агентство развития громады», член инициативной группы по восстановлению сквера. - Вначале все работы участники делали за свой счет и с привлечением волонтеров. В 2015 году в сквере Гоголя была проведена акция «Посади свое семейное дерево», в результате которой было высажено 29 деревьев и создано 4 ландшафтных композиции. В этой акции приняли участие субъекты предпринимательской деятельности: Торговый дом «Тана», ООО «Водоочистные технологии», кампания «Укрхимэкспорт», ресторан «Эдем», туристическое агентство «ТАИС», Городской дворец культуры, Сервисный центр «Мир электроники», театральная студия Александра Шмаля. Нам удалось привлечь к реконструкции сквера Гоголя и средства международного донора и в рамках проекта ПРООН «Гоголь сквер - Место действия и надежды» были установлены малые архитектурные формы «Голубь мира», «Мешки Вакулы», лавочка «Воспоминания об Италии». Особенность этого мероприятия была в том, что закупка материала для изготовления форм была профинансирована проектом, а работы по изготовлению взяли на себя частные предприниматели Вячеслав Орлов, Олег Невеница, Зубань Наталья. Кроме этого предприятие «Оргхим» подарило скверу композицию, которая с подачи посетителей обрела название «Сердце Гоголь-сквера». И по сегодняшний день Вячеслав Орлов следит за сохранностью ограждения вокруг сквера.

«Замечательный подарок городу делает второй раз Михаил Ивонин, директор ООО «Водоочистные технологи», выделив значительное финансирование на закупку более 1000 кустов роз на проспекте Химиков (напротив сквера Гоголя – прим. ред.), - поделилась Вера Попсуй. - Сейчас в его планах установка солнечных батарей, для того, чтобы обеспечить постоянный полив розам».

МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ И АКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВА

С проектами, которые можно увидеть и потрогать своими руками, конечно, проще. Немного сложнее в проектами развития. Но, тем не менее, есть уже реализованные молодежные инициативы. Это конкурс красоты, проведенный общественной организацией «САМИ» при поддержке предприятий Северодонецка, проект «Активні громадяни» общественной организации «Северодонецкая молодежная рада» - серия тренингов для активной молодежи в Северодонецке и Сватово.

«Я наблюдал за финалистками конкурса красоты, для них это действительно был рост, - поделился предприниматель, Алексей Малеванец, один из спонсоров проекта про проведению конкурса красоты, - У девушек появилась возможность раскрыть свои творческие способности, получить продвижение в карьере. И само мероприятие было интересным. Также проект Северодонецкой молодежной рады «Активні громадяни» был реализован успешно, и приносит свои плоды».

Проекты активности населения бизнес готов поддерживать. «По моему мнению, сейчас не хватает той организации, которая бы объясняла людям, что реформы, которые они ждут, это, в первую очередь, в голове, это изменение своей семьи и так далее, то есть если мы хотим в Европу, то должны и мыслить соответственно, - считает Михаил Ивонин, руководитель Рады предпринимателей при Луганской облгосадминистрации, – Больше рассказывать людям, что им никто не обязан. Я считаю, что должны появляться такие организации, которые будут объяснять людям, в плане тренингов успешности людей. Такой общий тренинг для всего населения. Хотя бы понимание населения, что благополучие само не придет. Сам мир не изменится и никто за тебя его не изменит. И понимание, конечно того, поскольку у нас демократия, то населению надо заниматься, подталкивать и объяснять, что сделали люди, которых мы выбрали. Тогда придет и уважение к бизнесу. Когда человек начнет сам проявлять активность, и сам что-то делать, тогда к нему придет понимание, что не все так просто, что бизнесмен для своего успеха много делает».

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

Конечно, интересны бизнесу и проекты по его развитию. Один из примеров – проект "Исследование источников финансирования СМИ. Луганская область", реализованный общественной организацией «Медіапростір Україна» в партнерстве с организацией «Луганский пресс-клуб».

В рамках проекта изучены луганские медиа, проведено анкетирование и опрос редакций по вопросам рекламы, характера их присутствия в интернет, возможности в получении ресурсов для своего существования. По итогам выпущен буклет «СМИ Луганщины», выпуск которого поддержали компании «РИМ-СТРОЙ» и «РИМ-СОЛЮШИНС», распространяемый среди предпринимателей Луганской области. Это дало возможность общественной организации изучить проблемы и потребности местных медиа, а бизнесу – лучше понять рекламный рынок области. На сегодня предприятия не только Луганщины, но и других областей, благодаря полученной информации от проекта, могут давать рекламу, объявления о вакансиях, другую информацию в луганские СМИ.

СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОСТИ И БИЗНЕСА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ

По мнению всех респондентов данной статьи, перспективы сотрудничества у общественных организаций и бизнеса есть. Главное, чтобы общественники понимали, чем можно заинтересовать бизнес в своем проекте.

Это, в первую очередь, открытость организации. «Конечно, бизнес должен видеть эффект от работы общественной организации. Что организация активна, публична, ее инициатива необходима обществу, и работа, которую выполняет общественная организация, не может финансироваться из-каких-либо других источников», - считает руководитель общественного совета и предприниматель Алексей Малеванец.

Второе, это, значимость социального проекта. «Бизнес поддержит ту идею, которая касается большого количества людей. При этом нужно четко понимать, что это должно быть прозрачно и это должно быть открыто. Проект должен быть таким, который будет нравиться людям. Это самое главное, - считает Вера Попсуй, - Кроме того, бизнес готов финансировать идеи общественных организаций, если он им доверяет. Организация должна иметь свое резюме, чтобы было видно, какие проекты она уже реализовала, и что в результате изменилось».

Третье, общественные организации и благотворительные фонды, кроме прямой благотворительности и социальной составляющей, должны увлечь бизнес своей идеей и предложить свои услуги для них. Возможно, реклама его продукта, участие в его тестировании, подготовка массового мероприятия и прочее. Участие бизнеса в социальных (общественных) проектах может стать имиджевой составляющей бизнеса - увеличивается количество позитивных упоминаний, предприятие становится, как говорится, «на слуху». Кроме того, бизнес может использовать такие проекты для пополнения кадров. Во время мероприятий можно, например, подобрать для себя активных людей, иногда специалистов. Это необходимо учитывать при проведении мероприятий определенного профессионального направления. 

«Сейчас многие представители бизнеса позиционирует себя как социально ответственные, - делится Вера Попсуй, - Зная это, общественные организации могут проанализировать, какие направления являются преимущественными у той или иной компании. Исходя из анализа преимуществ, можно предлагать проекты НГО для совместной реализации тому бизнесу, которому это интересно».

Четвертый, важный аспект, это инновации в проекте. «По моему мнению, чтобы бизнес был готов поддержать общественную организацию, она должна быть инновационной, - считает Павел Пригородов, эксперт общественной организации «Агентство устойчивого развития Луганского региона», - Мышление большинства успешных предпринимателей, философия бизнеса, можно так сказать, таковы, что они не готовы жертвовать. На моем личном опыте, практически нет положительных примеров, когда бизнес просто так жертвовал средства для деятельности общественной организации. А вот инвестировать, софинансировать интересный проект, у которого будет инновационный результат – бизнес охотно готов. То есть, общественная организация должна уметь создавать ту ценность, которая будет востребована обществом и в создание которой будет готов инвестировать бизнес. Дивиденды же в этом случае могут быть различны: от увеличения прибыли, до долгосрочных качественных изменений в обществе. Ну и, конечно же, соглашусь с коллегами, организация должна быть прозрачной, готовой отчитаться за каждую гривну финансирования».

Галерея зображень

Сквер Гоголя до проекта
Сквер Гоголя на этапе реализации проекта
Конкурс красоты в Северодонецке
Проект "Активні громадяни"
Круглый стол с участием местных СМИ и бизнеса с презентацией буклета "СМИ Луганщины"

Татьяна ВЕРГУН

Читайте также:

Спецпроект "Зеленые зоны Северодонецка"