Должно ли Правительство Украины выплачивать пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной территории?

Должно ли Правительство Украины выплачивать пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной территории?

Юридический анализ

С июня 2016 года выплаты пенсии переселенцам проводятся в особом порядке. Получение справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ), проверки социальными инспекторами фактического проживания по указанному в ней адресу, идентификация пенсионера в Ощадбанке и регулярное пересечение линии разграничения раз в 60 дней – это неполный перечень мук, которые пожилые люди должны перенести, чтобы получить свою пенсию. Несоблюдение пенсионерами указанных требований приводит к прекращению управлением Пенсионного фонда Украины выплаты. Законно ли это?

Получить ответ на этот вопрос в суде пытаются многие внутренне перемещенные лица. Не вдаваясь в юридические тонкости, можно отметить, что необходимость однозначного решения таких споров привела к вынесению Верховным Судом Украины решения в образцовом деле о прекращении пенсионных выплат пенсионерам-переселенцам. В этом решении Суд постановил, что право на пенсию не может быть связано с местом проживания человека. Такой подход применяется не только к гражданам, которые выехали на постоянное место жительства в другие страны, но и к внутренне перемещенным лицам, постоянно проживающим на неподконтрольной Правительству Украины территории (параграф 70 решения ВСУ от 3 мая 2018 года). В дальнейшем позиция, выраженная в образцовом решении, должна в обязательном порядке учитываться всеми судами при рассмотрении аналогичных дел.

Тем не менее, положительное решение Верховного Суда еще не вступило в законную силу, поскольку ответчик подал на него апелляцию в Большую Палату. Рассмотрение дела назначено на 4 сентября 2018 года. Вероятнее всего, что до момента вынесения окончательного решения в образцовом деле местные и апелляционные суды рассматривать аналогичные дела не будут, производство в таких делах будет приостановлено.

К сожалению, не всегда даже наличие положительного решения суда гарантирует пенсионерам постоянное беспрепятственное получение пенсии. Порой даже на стадии его исполнения возникают всяческие препятствия. Например, отделение Ощадбанка и Управление Пенсионного фонда ограничиваются только выплатой задолженности по пенсии, а для дальнейших выплат продолжают требовать от пенсионера соблюдения всех процедур, предписанных для ВПЛ. Чтобы избежать многих трудностей, в дальнейшем пенсионерам рекомендуется:

  • тем, кто постоянно проживает на неподконтрольной территории - иметь представителя по доверенности на контролируемой Правительством Украины территории. Целесообразно наделить представителя как правом представлять интересы заявителя в судах и государственных органах, так и получать пенсию (родственник, другой близкий человек);
  • не прописывать в исковом заявлении конкретный счет и банк, на который надлежит исполнять последующие выплаты (это не должен быть «переселенческий» счет пенсионера в Ощадбанке, который в дальнейшем может быть заблокирован из-за непрохождения идентификации);
  • включить в исковое заявление формулировку: «последующие выплаты осуществлять без соблюдения требований для ВПЛ».

Еще одно недавно возникшее законодательное препятствие касается получения внутренне перемещенными лицами выплаты пенсионной задолженности.

12 мая 2018 года вступили в силу изменения в постановление Кабинета Министров Украины №365. С этого момента социальные выплаты, которые не были выплачены за минувший период, учитываются в органе, который совершает социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, установленного Кабинетом Министров Украины. На сегодня такой порядок принят не был. Учитывая это, органы Пенсионного фонда отказывают ВПЛ в выплате пенсионной задолженности. Например, если пенсионер с 2014 года не получал пенсию, но только сейчас обратился за восстановлением ее выплаты, то получать пенсию он будет только с текущего момента, а задолженность за предыдущие годы выплачена не будет. Такой отказ противоречит статье 46 закона «Об общеобязательном пенсионном обеспечении», согласно которой начисленная, но невыплаченная по вине пенсионера пенсия выплачивается за период не более трех лет до момента обращения. Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть получение пенсионером письменного отказа Пенсионного фонда и подача иска в административный суд.

Остается подчеркнуть, что право на пенсию остается неотъемлемым как для жителей подконтрольных территорий, так и для перемещенных лиц, вернувшихся в зону конфликта. Действующих законов и подзаконных актов достаточно для проведения пенсионных выплат всем пенсионерам Украины вне зависимости от места их проживания.

Консультацию и правовую помощь касательно пенсионного обеспечения, а также по другим вопросам относительно прав ВПЛ и лиц, пострадавших в результате конфликта, можно получить в офисах Норвежского совета по делам беженцев, которые находятся по адресам: пгт. Станица Луганская, ул. Центральная, 30; г. Краматорск, ул. Катеринича, 13; г. Северодонецк, ул. Федоренко, 10 или по телефону «горячей» линии: 0-800-302-007 (бесплатно со стационарных и мобильных телефонов).

Информирование, консультирование и правовая помощь на Facebook: https://www.facebook.com/ua.nrc.no

Все услуги Норвежского совета по делам беженцев предоставляются бесплатно.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. За содержание публикации ответственность несет исключительно NRC, и она ни в коей мере не отражает официальную точку зрения Европейского Союза.