2. КАК РОЖДАЛСЯ НАШ ГОРОД (СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)

В феврале 2001 года химики севередонецкого "Азота" торжественно отметили полувековый юбилей своего предприятия. Вместе с ними это 50-летие стало своеобразным праздником для всего города.
Еще бы - наш "Азот" главное градообразующее предприятие, благодаря которому и возник Северодонецк.
Но вот прошлого всего три года, и сам город Северодонецк стал юбиляром - ему в 2004 году исполняется 70 лет!
Как же так? - может спросить любой из нас. - Город, всецело обязанный своим рождением химическому комбинату, почти на 20 лет старше его? - Парадокс!
Но ничего парадоксального и необычного в этом нет. Любой строитель вам скажет, что прежде, чем строить серьезный объект, его надо предварительно обустроить, обжить, связать дорогами и транспортом, насытить людьми и материалами, подать электроэнергию. И только после этого начинается рождение объекта.
Рождавшийся в 30-х годах XX столетия химический гигант на левом берегу Северского Донца не был исключением. На одном из зданий администрации северодонецкого "Азота" укреплена мемориальная доска, которая всем любопытным объясняет, что строительство Северодонецкого химического комбината "Азот" началось весной 1933 года. Коротко и ясно. Коротко - да. Но не ясно. Дело в том, что весной 1933 года и речи не могло быть о каком-то промышленном строительстве там, где мы сегодня с вами находимся. На этом месте тогда, весной 1933 года, был просто песчаный пустырь. Вот, что вспоминали наши первостроители. Молодой строитель М.М. Старобинец после окончания института прибыл на новостройку в Лисичанск 17 октября 1933 г. Он проработал в качестве начальника стройотдела Лисхимстроя до сентября 1941 года, после чего отбыл в действующую армию. В его памяти конец 1933 года на стройплощадке нынешнего химкомбината и города отложился так:
"Территорию будущего химкомбината пересекала высоковольтная линия на деревянных опорах, ведущая от Севдонгрэс к Рубежному. Было принято решение строительство жилпоселка и промплощадки ориентировать параллельно или перпендикулярно этой линии. Она, эта линия, и стала границей между промышленной и гражданской зоной строительства."
Но - это о границах строительства. А что же собой представляла стройплощадка?
Вспоминает наш первостроитель и первый почетный гражданин Северодонецка Илья Матвеевич Барский:
"Мы с женой прибыли по назначению в Лисхимстрой в начале марта 1934 года. Через пару дней после прибытия главный инженер стройки Н.А. Залигман повез меня и Эмму (жену) на своем фаэтоне, запряженном двумя лошадьми, на левый берег Донца. И говорил: "Здесь будет построен цех.., а здесь построим ТЭЦ, а здесь... А на самом деле перед нами лежал лишь песчаный пустырь..."
Первая женщина-бригадир Евдокия Дуванова, приехавшая на стройку в начале 1934 года, через много лет вспоминала:
"В 1934 году кроме песков, перекати-поля и юрких ящериц тут ничего не было. Казалось невероятным, что тут со временем будут и завод, и комбинат, и город."
Вот таким было то песчаное «перекати-поле», на котором, десятилетия спустя, вырос белоснежный молодежный город Северодонецк.
Он и вправду белоснежный. Стоит только посмотреть на него с высоты старого Лисичанска - дедушки современного Донбасса.
В разные времена в разных странах и в разных народах по-разному определяют начало рождения того или иного города, населенного пункта. В древней Руси - по первому летописному упоминанию о нем, в царской России - по высочайшему Указу. Кто - от первого колышка, кто - от первого очага, кто - от первого дыма. А в древнем Востоке принято было считать рождение города по его первому младенцу. Но единого критерия даты основания населенных пунктов не выработано и до сих пор.
Северодонецку в этом отношении повезло: и первый колышек на территории будущего города, и первый дом, и самый первый ребенок, который стал первым коренным северодончанином - все это произошло в один и тот же год - год 1934-й.
Исполнительный комитет Северодонецкого городского Совета народных депутатов 18 февраля 1991г. решил: "Дату окончания строительства первых бараков на углу улиц Ленина и Заводской рабочего поселка Лисхимстрой 29 апреля 1934 года считать днем основания г. Северодонецка". Тогда же было решено День города отмечать одновременно с Днем химика в последнее воскресенье мая каждого года.
Итак, официально принято считать началом строительства нашего города первые бараки в квартале №2, сооруженные весной 1934 года. С этим можно бы поспорить, так как бараки - все же сооружения временного типа. Тем более, что в том же 1934 году в квартале №1 было заложено сразу три двухэтажных капитальных дома, которые были сданы в эксплуатацию осенью того же года. На одном из них №7 по ул. Заводской установлена мемориальная доска, которая утверждает, что с этого дома и начинался наш Севередонецк.
Конечно же, первые строители появились за несколько лет до основания нашего города. Они предпочитали селиться вблизи непосредственного места работы. Те, кто трудился на дамбе, ведущей к Донцу, находил жилье в селе Ново-Сиротино, а кто был занят на сооружении железнодорожной ветки от будущей стройки к Рубежному и на строительстве завода силикатного кирпича, строили себе жилье на берегу реки Боровая, там где сегодня находится путепровод. Этот поселок в тридцатые годы называли еще Глухой Бор. Он просуществовал вплоть до 70-х годов. Очень многие семьи первостроителей ютились в примитивных мазанках, построенных на скорую руку, в надежде в будущем переселиться в капитальные дома.
Как вспоминал Макс Моисеевич Старобинец, руководство стройки очень быстро отказалось от дальнейшего сооружения деревянных бараков и других временных облегченных зданий. За основу был принят проект двухэтажного дома из шлакоблоков или силикатного кирпича с деревянными перекрытиями и шиферной кровлей. В них предусматривалось три подъезда, 12 квартир, печное отопление. Первостроители таким образом сразу задумывали капитальный рабочий поселок. Но на деле же бараки росли почти одновременно, если не опережали сооружение домов. Так и появились первые три квартала (№1, 7, 10) двухэтажных домов, а напротив них - три квартала, застроенные бараками (№2, 8, 11).
Первый рабочий поселок, давший начало Северодонецку назывался так же, как и вся стройка - Лисхимстрой. Но до его планового капитального строительства, хотя оно робко и началось, было еще далеко. В годовом отчете за 1935 год управления строительством Лисичанского химического комбината указывалась конкретная причина этого: "При утверждении технического проекта химкомбината проекта на строительство соцгорода не было, и его строительство в генсмете принято по укрупненным (т.е. общетеоретическим) измерителям. Задержка же в проектировании города объясняется тем, что до сих пор нет окончательного решения о площадке под строительство города". Вот причина живучести барачного строительства!
Но где же строить рабочий городок для лисхимстроевцев и будущих химиков? Ведь строительство хотя и медленно, но все же разворачивалось.
Местные власти Лисичанска настаивали на его создании на правом берегу Донца непосредственно в городской черте. Веским аргументом в пользу правобережного варианта нового рабочего поселка было то, что предполагаемая площадка под новый соцгород на левом берегу находилась в полосе отчуждения Лисичанска. К тому же открывались большие перспективы развития инфраструктуры и архитектурного обновления, значительного увеличения населения старейшего города Донбасса. Не нужно забывать, что в начале 30-х минувшего столетия Лисичанск был всего лишь поселок городского типа, где проживало чуть больше 10 тысяч человек.
Совнарком Украины пошел навстречу пожеланиям лисичан и принял решение о строительстве жилья для лисхимстроевцев на правом берегу Донца в черте Лисичанска. Но к этому времени было уже и решение Наркомата тяжелой промышленности СССР (подтвержденное к тому же несколько раз) о том, что новый соцгородок следует строить непосредственно рядом с будущим химкомбинатом на левом берегу Донца.
С учетом этого решения Наркомтяжпрома 25 декабря 1935 г. был заключен генеральный договор с Ленпроектом на проектирование соцгородка. Но он оказался бросовым, так как к 1936 году стало преобладать мнение о том, что новый рабочий поселок следует все же строить на правом берегу в черте Лисичанска. Его подтвердила и комиссия ВСНХ, которая посетила стройку в апреле 1937 года. Ленпроект приступает к новому проектированию городка теперь уже на правом берегу.
К 1937 году первые кварталы Лисхимстроя уже приобрели свои реальные очертания. На перекрестке сегодняшних улиц Октябрьская и Ленина образовался его центр, где были сосредоточены здания школы, детских сада и ясель, универмаг, здание управления строительством химкомбината (ул. Ленина, 8). И поселок продолжал строиться довольно интенсивно. И с этим приходилось считаться. Власти Донецкой области поддержали руководство Лисхимстроя в его намерении соорудить рабочий поселок непосредственно рядом с будущим комбинатом.
Только 15 ноября 1937 года Совнарком Украины, отменив свое прежнее решение, наконец, окончательно утвердил место расположения соцгородка Лисхимстрой на левом берегу Северского Донца. И снова договор с Ленпроектом, а затем и харьковским «Гипроградом» был расторгнут. Вот так непросто почти три года решался вопрос о том, где же быть нашему городу - будущему Севередонецку.
Конечно же, первые бараки и двухэтажные дома далеко не решали жилищную проблему стройки, хотя в 1934 году в поселке насчитывалось не более 500 жителей. Один барак сразу же отдали под заселение семейным строителям. Во втором поселились холостяки. Еще один барак заняло управление строительством. Столовая, баня, хлебопекарня - все эти учреждения тоже представляли собой не что иное, как строения барачного типа. В первом двухэтажном доме (ул. Заводская, 1) на первом этаже разместили магазин, медпункт, парикмахерскую. Первые дома, хотя и считались многоквартирными, первоначально на квартиры разделены не были. Временно они служили общежитиями. К концу 1934 года в поселке уже было 9 бараков, три двухэтажных дома, проведено электричество, строился водопровод, действовали все жизненно важные объекты - столовая, хлебопекарня, баня. В следующем 1935 г. в поселке появилась своя школа, а затем детсад и детясли.
Трехлетняя чехарда с определением места строительства рабочего поселка Лисхимстрой заставила руководство строительством будущего комбината проектирование и финансирование жилья и соцкультбыта целиком взять на себя. Хозспособ в то время был единственной возможностью реально строить жилье. Отсутствие генерального плана привело к тому, что первоначально наш поселок строился на чистом энтузиазме, без согласования с органами саннадзора и пожарной безопасности. Считалось, что это жилье временное и просуществует недолго.
Нам, сегодняшним северодончанам, даже трудно представить, как нелегко начинал жить первый поселок Лисхимстрой. Многие утверждают, что роза ветров при его строительстве была выбрана неправильно, но это точка зрения сегодняшнего дня. На самом деле первые жилые дома поселка строились строго на север от будущей промышленной площадки в достаточном удалении от нее. Первостроители предпочитали селиться поближе к строящемуся заводу силикатного кирпича, невдалеке от реки Боровой, которая в те годы протекала среди действительно мощного бора, давала достаточно тени и влаги. Весенние разливы этой реки были сопоставимы разве что с разливами Донца. К тому же лес на берегах Боровой долгие годы снабжал первостроителей и дровами на топливо, и деловой древесиной.
В первые годы существования поселка Лисхимстрой здесь жилось далеко непросто. Бездорожье, песчаные бури. В этих условиях главное было - вода. Но воду приходилось возить в бочках волами из Боровой или же идти к единственному колодцу, который был за поселком, там, где сейчас здание драматического театра. Даже знойным летом самой надежной обувью были салоги - только в них возможно было более-менее свободно передвигаться по песку. Буквально всё, начиная от муки и кончая дровами, нужно было доставлять со стороны. А единственно возможным транспортом в те годы были лошади да волы. Первый автомобиль на стройке появился только в 1937 году. В конце 1935 года возле поселка была построена деревянная водонапорная башня емкостью 50 кубометров воды, подававшейся из водопровода. Он вел от артезианской скважины в Лесной даче через шестикилометровую песчаную степь.
Первые дома поселка не были оборудованы канализацией, и все бытовые отходы, в том числе и печная зола, просто вываливались на улицу. Зелени практически не было.
Несколько домов и бараков, выстроенных посреди песчаных просторов, выглядели беззащитными и неуютными. А когда задувал августовский юго-восточный "дончак", и вовсе невозможно было дышать. Иногда за одну лишь ночь песком заносило дома по самые окна.
Но первостроители-лисхимстроевцы не сдавались. Они жили мечтой о том, что пройдет несколько лет, и тут возникнет их трудами новый химический гигант, а с ним рядом и молодой цветущий город. А мечты возможно осуществить только с помощью напряженной работы.
К концу 1935 года первые результаты этой работы были уже наяву: стала проезжей дамба от Ново-Сиротино к Северскому Донцу, первый капитальный мост через Донец. Как вспоминал М.М. Старобинец, эта дамба через пойму Донца была насыпана еще до 1933 г., но ее надо было поднять примерно на метр, расширить, сделать пригодной для проезда автомобильного транспорта. Следовало замостить дамбу бутовым камнем. Эту работу выполнила ударными темпами бригада мостовщиков А.М. Попкова. Ей же и предоставили почетное право на грузовом автомобиле первыми проехать по ней и таким образом открыть постоянное движение. Это случилось в августе 1934 года.
А через год, 10 июля 1935 г., торжественно была сдана в эксплуатацию и железнодорожная ветка, соединяющая новый поселок Лисхимстрой с Рубежным, протяженностью 8 километров с мостом через Боровую и тремя перетоками (мостами, предусмотренными на случай половодья). Руководил этой стройкой десятник С.Й. Скороход, который всего несколько месяцев назад возглавлял бригаду мостовщиков. На стройке появился первый паровоз серии ЛВ №626 и четыре товарных вагона. Сохранились и имена первой паровозной бригады. Это были машинист Чумаченко, его помощник Черножуков и кочегар-составитель Сысоев.
К 7 ноября 1935 года лисхимстроевцы праздновали два больших события в своей жизни. Первое - ввод в эксплуатацию новых трех жилых двухэтажных домов. И второе, самое важное, - 3 ноября 1935 г. был получен первый силикатный кирпич на самом первом промышленном предприятии поселка.
Если учитывать, что первые бараки весной 1934 года были первыми "колышками" нашего города, то первые трудовые достижения в 1935 году лисхимстроевцев были первой реальной заявкой на существование нового трудового центра. К концу 1935 года на новостройке трудилось уже 817 рабочих.
История Северодонецка - это и история нашего химического комбината. Все довоенные годы их развития - это годы согласования, увязывания, утверждения и отрицания целесообразности и нужности рождавшегося химического промышленного производства и города возле него.
Трудно и долго решался вопрос проектирования и окончательного определения промышленного профиля будущего химкомбината возле Лисичанска. Его то предполагали построить, как завод по переработке и утилизации отходов уже действовавших в этом районе химических производств, то, как чистый завод по производству аммиачных удобрений. И только в конце 1938 года было принято окончательное решение о строительстве азотно-тукового химического комбината с преимущественным производством аммиачной селитры.
Ничего в этом секретного и необычного не было - азотная кислота, как и аммиачная селитра в то время одни из главных компонентов взрывчатых веществ. Небезынтересно, что Горловский азотно-туковый завод, заработавший в 1931 году, был полностью включен в систему оборонной промышленности.
С. П. Агафонов - первостроитель ЛисхимстрояВ октябре 1936 года на стройку прибыла первая проектно-строительная документация для сооружения промышленных объектов будущего химического комбината. Но это был проект лишь вспомогательных производств - главным образом ремонтно-механического завода. Его фундаменты и заложили ранней весной 1937 г. А в 1938 г. были введены в строй механический, а затем и литейный его цехи. Сегодня нам кажется, что это мелочь. Но если судить по меркам 30-х годов, то ремонтно-механический завод был основой и для строительства, и для монтажа всех промышленных объектов. Ведь не было еще централизированного и комплексного изготовления ни промышленного оборудования, ни даже строительных конструкций - все необходимо было делать непосредственно на строительной площадке.
Поэтому, очевидно, не 1933 год, а год 1938 - год начала работы ремонтно-механического завода нашего "Азота" - и следует считать началом его строительства.
В такой же неопределенности, как и строительство Лисхимкомбината, жил и его рабочий поселок. Только в 1939 году харьковский институт "Типроград", наконец, окончательно завершил разработку генерального плана и развития поселка химиков и строителей Лисхимстроя. Этот план был рассчитан на 20 лет и предусматривал в поселке 30 тысяч жителей.
В деталях самый первый проект развития нашего города восстановить нелегко. Мы только знаем, что в ноябре 1934 года в поселке было 500 жителей, а перед началом войны - около 3000 человек. В 1938 году 26 октября вышел Указ Президиума Верховного Совета УССР, который коренным образом изменил статус нашего в ту пору молодого поселка. Он гласил: «Образовать в поселке Лисхимстрой поселковый Совет, присвоив ему наименование Лисхимстроевский. Включить в состав Лисхимстроевского поссовета хутора Павлоградский, Бакаи, Ново-Сиротино, пос. Лесная дача и лесные сторожки Агафонова и Горобцова, исключив их из состава Воеводского сельсовета Рубежанского района".
Таким образом, в конце 1938 года наш поселок Лисхимстрой впервые стал официальным населенным пунктом, получил право на место в карте республики. Он стал рабочим поселком районного подчинения.
Что сказалось на его статусе? Может быть, выборы в Верховный Совет, которые состоялись в декабре того же года? Во всяком случае, в последующие годы поселковый Совет Лисхимстроя не влиял на жизнь ни Павлограда, ни сторожек Агафона и Горобцова. Но в то время в поселке Лисхимстрой было уже 30 двухэтажных домов, своя школа, клуб, поликлиника, больница на 50 коек, столовая, два магазина. В поселке проживало 3249 человек. От сегодняшней улицы Заводской уже наметилась сегодняшняя улица Ленина, в то время носившая имя Горького. И хотя она простиралась всего до нынешней улицы Октябрьской, это не умаляло ее значения в жизни лисхимстроевцев довоенной поры.
Когда ведут разговор об истории Северодонецка, главное внимание обращают на масштабы промышленного и, конечно же, гражданского строительства. Но при этом как-то уходит в сторону строительство, которому наши первостроители уделяли едва ли не самое главное внимание. Это - зеленое строительство, связанное с борьбой со зноем и сыпучими песками, которые едва ли не одержали победу над строителями.
К. К. Мирошниченко - начальник ДСК города. 1961 г.Два раза в году - в конце апреля и в начале августа на территорию поселка и всей площадки обрушивался ветер, переходящий в ураган, который нес не только зной, но и пыльную бурю, от которой, казалось бы, не спастись. Песок проникал всюду, даже в законопаченные окна. Первостроитель, бывший в конце 30-х прорабом, Д.Я. Кирьяков вспоминал: "Копать траншеи было бесполезно. Едва выкопаешь - их тут же заносило песком". Первая послевоенная учительница нашего поселка Зинаида Андреевна Шулика вспоминала, что в те годы она могла вести всего два урока. После этого все ученики школы выходили откапывать свою школу, которую заносило песком по самые окна.
Песком заносило не только школу, но и жилые дома, даже колодец. И для довоенных, да и послевоенных лисхимстроевцев желание победить эту "сахару", превратить свой поселок в зеленый оазис было самым жгучим. В предвоенные годы лисхимстроевцы все вышли на озеленение своего поселка. Это было нелегким делом, так как требовало много воды, повседневной заботы о саженцах. И каждый из них имел свое дерево. Даже уже в глубокой старости наш первостроитель, почетный гражданин Северодонецка, лауреат Ленинской премии Константин Кириллович Мирошниченко любил приходить на перекресток улицы Ленина и Октябрьской, чтобы погладить ствол закореневшего тополя-ветерана, который он посадил в 1937 году.
В памяти первостроителей остался и самый первый энтузиаст озеленения нашего рабочего поселка - Павел Кальма. Стремление оживить, сделать зелеными печально-желтые кварталы было его единственной страстью. Он сажал деревца, кустарники, сеял траву, постоянно и всюду при этом носил с собой ведро воды. Конечно же, это были стихийные, бессистемные посадки. Но и они не были бесплодными. Постепенно П. Кальма пришел к выводу, что наиболее стойкие к суше и жаре Лисхимстроя клен, белая акация, тополь, а из кустарников - красная лоза. Посадку, как вспоминали старожилы, он вел двух-трехлетними саженцами обязательно в пору дождей и прохлады. Когда его спрашивали, можно ли садить, например, дуб или березу, он неизменно отвечал: "Садить можно, даже нужно. Но имейте в виду, что расти не будет!"
Именно благодаря таким энтузиастам как П. Кальма и родилась в поселке идея создать свой парк культуры, насадить и вырастить в нем свой искусственный лиственный лес. И такой парк был создан. 5 июня 1937 года в поселке Лисхимстрой под звуки духового оркестра был открыт первый в его истории парк культуры и отдыха. И пусть он выглядел совершенно иначе, пусть не было тенистых аллей и уютных уголков, а только лишь одна небольшая танцплощадка, это не смущало молодежь. Она верила, что в будущем парк станет настоящим парком. Именно тогда и решено было будущую улицу обязательно назвать Парковой (ныне - ул. Сметанина).
В экспозиции Музея "Азота" есть план города, составленный по проекту Харьковского института «Гипроград», согластно которому строительство рабочего поселка Лисхимстрой предполагалось вести в северо-восточном направлении, границы его определялись нынешними улицами Сметанина, Энергетиков, Заводской и Советским проспектом. Центральной, осевой линией должна была стать улица Ленина. В 1937 г. она уже оформилась до пересечения с ул. Октябрьской. На ней были построены первые дома из силикатного кирпича местного производства. Самым первым таким зданием был магазин (ныне -"Космос"), затем - двухэтажное здание управления стройкой (Ленина, 8). В пятидесятые годы в нем размещалось техническое училище №4, а ныне - общежитие этого училища.(професионального лицея).
Застройка поселка по генплану предусматривалась двухэтажными жилыми домами, и этот план неуклонно выполнялся. В 1949 году в Лисхимстрое был заложен фундамент первого четырехэтажного здания - школы №1. А жилые дома "подросли" на один этаж только в 1951 году.
К началу Великой Отечественной войны в Лисхимстрое было сооружено 50 двухэтажных капитальных домов, несколько десятков бараков. Существовали не только школа, ясли, детский садик, но были уже свой клуб, городская столовая, дом для приезжих (элементарная гостиница барачного типа). Жилой фонд составлял 27 тысяч квадратных метров. В нем проживало свыше 3500 строителей, монтажников, химиков. Сам поселок в то время уже перешагнул границу нынешней улицы Танкистов.
Последние предвоенные годы в историю нашего города вошли, как годы интенсивного промышленного, гражданского и культурного строительства. В 1938 г. на базе ремонтно-механического завода был создан монтажный участок. Первым директором РМЗ будущего химкомбината стал Г.Н. Аверин, который до этого руководил заводом силикатного кирпича. Следом за механическим начали действовать котельный, литейный и другие цехи ремонтно-механического завода.
Получив такую солидную производственную базу, как завод силикатного кирпича, ремонтно-механический завод, к тому же и первую проектно-техническую документацию, лисхимстроевцы с энтузиазмом приступили к сооружению непосредственно производственных цехов химкомбината. К середине 1940 года было сдано под монтаж оборудования 10 промышленных зданий.
В августе 1940 г. в Лисхимстрое создается крупное строительно-монтажное управление харьковского треста "Донбасстяжстрой" (руководитель Г.К. Чернопащенко). На стройке появляются субподрядные подразделения трестов "Союзэлетромонтаж», "Водоканалстрой» и ряд других. Постепенно на новостроящийся химкомбинат начали прибывать кадры специалистов-химиков из Губахи, Березников, Сталиногорска, Горловки. В частности, сюда был командирован главный инженер Главазота А.Э. Лившиц, из Горловки прибыл Г.И. Вилесов, который был назначен заместителем главного инженера и начальником техотдела будущего химического комбината. На должности начальников цехов назначались опытные азотчики.
К тому времени Управление строительством Лисичанского химкомбината преобразуется в его дирекцию с функциями контроля за строительством, обеспечения проектной документацией, оборудованием и специалистами. Пуск нового химического предприятия планировался на третий квартал 1941 года. Но все мирные планы стройки перепутало начало войны, и вместо пусковых операций начался демонтаж уже готового к работе химического оборудования.
Приказ Наркомхимпрома начать эвакуацию оборудования "лисичанки" пришел на стройку 30 августа. До этого дня химики и монтажники все же надеялись на привозном аммиаке задействовать первые технологические цехи химкомбината. Сначала ждали аммиак из Горловки, затем - из Сталиногорска, но аммиака все не было, а обстановка с каждым днем усложнялась, становилась тревожнее. 2 сентября на промплощадку Лисхимстроя были поданы первые вагоны для эвакуации, а через 4 дня (6 сентября) в Березники и Губаху ушел первый эшелон.
В первые же дни войны 400 лисхимстроевцев подали заявление с просьбой послать их на фронт. Просьба 300 из них была удовлетворена. Но в дальнейшем запись добровольцев была прекращена. Дело в том, что все строительное управление треста "Донбастяжстрой" и субподрядные организации, работавшие на строительстве Лисичанского химкомбината, были преобразованы в особую строительно-монтажную и военизированную часть и в полном составе вместе с механизмами и стройматериалами эвакуированы на Урал.
Можно представить, с каким напряжением и самоотдачей трудились оставшиеся химики и монтажники на демонтаже оборудования, отправляя в тыл через каждые один-два дня по эшелону с людьми и оборудованием. Наконец, 20 октября 1941 г. из Лисхимстроя ушел последний эшелон, с демонтированной поточной линей РМЗ по изготовлению снарядов, который также увозил работников завода и их семьи. Всего же за полтора месяца в тыл было отправлено 14 эшелонов (более 400 вагонов).
После главной волны эвакуации на 16 октября 1941 года в поселке Лисхимстрой продолжали работать котельно-механический и деревообрабатывающий заводы. В них трудилось соответственно 283 и 275 человек. Оставались еще работники управления и военизированной охраны (77 человек), рабочие подсобного хозяйства (95 человек). Все они выполняли военные заказы для фронта во имя победы.
В поселке накануне войны были сданы в эксплуатацию новое здание стационарной больницы на 50 коек и инфекционное отделение на 150 коек. Но сразу же эти здания были отданы под госпиталь на 200 коек. Еще 100 раненых разместили в здании детского садика. Почти весь медперсонал был мобилизован и ушел на фронт. Но оставшиеся в поселке три медработника продолжали работать в госпитале и покинули поселок в числе последних жителей.
Когда после массированного налета немецкой авиации 11 июля 1942 г. оккупанты заняли Лисхимстрой, они нашли здесь сплошные развалины и безлюдье. Оккупация нашего Придонцовья длилась всего семь месяцев, но и этого времени оказалось достаточно, чтобы свести к нулю результаты напряженного труда лисхимстроевцев за многие предвоенные годы.
Поселок Лисхимстрой был освобожден в ночь с 31 января на 1 февраля 1943 г. частями 41-й гвардейской стрелковой дивизии, но окончательное освобождение нашего края произошло только после 2 сентября 1943 г., когда воины 279-й стрелковой дивизии освободили Лисичанск.
Наш Северодонецк в годы Великой Отечественной войны не был ареной решающих, масштабных сражений. Но более семи месяцев на его территории шли упорные позиционные бои. Об этом свидетельствуют братские захоронения воинов, погибших в боях за освобождение всех поселков, входящих в административное подчинение Северодонецка, 176 фамилий воинов, похороненных на Мемориальном комплексе города. О военной страничке истории Северодонецка подробно рассказано А.А. Зиновым в его книге "Лисхимстрой в годы войны".
Сразу же после окончательного завершения боев в районе Лисичанска в Лисхимстрой в середине сентября 1943 г. прибыла комиссия Наркомата химпромышленности во главе с бывшим лисхимстроевцем И.М. Барским. Ее цель была - определить состояние предприятия и поселка и дать предложения по их восстановлению. Перед членами комиссии предстал полностью разрушенный поселок, изуродованные снарядами и бомбами промышленные корпуса. На пепелище только-только начали возвращаться жители поселка, которые во время боев укрывались в близлежащих селах.
На основании выводов комиссии Ворошиловградский обком партии 10 декабря 1943 г. принял постановление "О восстановлении Лисичанского азотно-тукового комбината". В нем первоочередными задачами стояли восстановление жилого фонда поселка, ремонтно-механического завода и завода силикатного кирпича.
Отстраиваться и восстанавливаться начал Лисхимстрой с огромный трудом. И это понятно - еще продолжалась война, и все силы народа были сосредоточены на обеспечении победы над врагом. На стройке не хватало не только людей, но и самого необходимого. В распоряжении строителей было всего четыре лошади. Продукты доставлялись из Лисичанска чаще всего тачками. Приближалась зима, и остро встал вопрос жилья. Для его ремонта брали известь из старых гасильных ям. В дело шли любые более-менее годные материалы, которые находили в развалинах. К зиме готовили главным образом сохранившиеся подвальные помещения. Поселок всю зиму оставался без электроэнергии.
И все же поселок понемногу постепенно обустраивался, обживался, становился все многолюднее. Возвращались из эвакуации первостроители, начала прибывать помощь стройматериалами. Осенью 1944 г. в Лисхимстрое на базе треста "Донбасхимпромстрой" и Донецкого монтажного управления были созданы строительное управление и монтажный участок. О промышленном строительстве речь пока не шла. Главной задачей дня было восстановление поселка, расчистка площадей от развалин, мин и неразорвавшихся снарядов, которыми щедро была насыщена севередонецкая земля.
Настоящее возрождение химкомбината и поселка возле него развернулось после окончания войны в 1945 году. В Лисхимстрой начало прибывать оборудование так называемых особых поставок в счет репараций из Германии. На огромной территории пока еще пустующего химкомбината возникли бесчисленные деревянные шалаши, где и размещали оборудование. Его было настолько много, что зачастую разгрузка происходила непосредственно у железнодорожного полотна, где оно и хранилось некоторое время.
Осенью 1945 г. на стройплощадке был создан трест "Лисхимпромстрой", что позволило значительно ускорить темпы восстановительных и строительно-монтажных работ. К концу 1946 года довоенный фонд Лисхимстроя вместе со всеми коммунально-бытовыми службами, объектами здравоохранения, школой, клубом, детскими учреждениями был восстановлен. Возобновили работу завод силикатного кирпича, ремонтно-механический, деревообрабатывающий комбинат, электроцех, весь подъездной железнодорожный транспорт. В поселок непрерывно прибывали все новые и новые строители. Возвращались из эвакуации лисхимстроевцы. Были так называемые завербованные рабочие, приехавшие из западных областей Украины, Молдавии, других областей Союза по оргнабору.
В послевоенные годы появился и другой контингент строителей - заключенные. За короткое время в поселке возникла обширная зона лагерей. Кого здесь только не было: бывшие военнопленные и власовцы, уголовники и военнопленные немцы, был даже лагерь заключенных женщин. Их силами возводились гранбашни цеха аммиачной селитры, все цехи аммиачного производства, корпуса теплоэлектроцентрали.
Немало потрудились они и на строительстве поселка. Вдоль улицы Энергетиков их силами построен целый комплекс двухэтажных коттеджей, профилакторий, городок для инженерно-технических работников по ул. Ломоносова, две школы и многие другие здания.
Вплоть до 1953 г. поселок Лисхимстрой оставался закрытым населенным пунктом, а химкомбинат - номерным предприятием.
В 1953 г. в одночасье из поселка исчезли все лагеря и заключенные, но многочисленные бараки и другие постройки от них остались. Они были отремонтированы, приведены в порядок и еще многие годы служили в качестве жилья для прибывших на стройку рабочих. С бараками окончательно наш город расстался только в 1964 году. На месте последних бараков в 1966 г. был построен современный центральный рынок.
Наличие огромного количества импортного промышленного оборудования особых поставок повлекло за собой пересмотр всех планов создания химического комбината. Если первоначально он планировался как многотоннажное производство минеральных удобрений, то теперь он виделся как многопрофильный настоящий химический комбинат - гигант.
К 1947 г. восстановительный период в поселке Лисхимстрой в основном был завершен. В феврале этого же года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), который своим решением обязал форсировать строительство Лисичанского химкомбината. Конкретно это выражалось в том, что перед коллективом строительно-монтажного треста "Лисхимпромстрой" была поставлена задача - до 1950 года завершить строительство и обеспечить пуск первых промышленных цехов химкомбина-та. Предстояло за 4 года выполнить объем строительно-монтажных работ, значительно превышающий всё то, что было сделано за все предвоенные годы.
Чтобы справиться с такой задачей, требовалось не только резко повысить темпы и качество работ, но и коренным образом изменить организацию всего строительного цикла. Нужны были энергичные люди, новаторы. В 1948 г. на стройке появился новый управляющий трестом П.Ф. Новиков, а с ним группа опытных молодых строителей. Новое руководство, прежде всего, занялось организацией и развитием индустриальной базы стройки. Если до этого главным предприятием был завод силикатного кирпича, то вскоре рядом с ним возник завод железобетонных изделий, контора механизации, мощная автобаза. Бурно развивалось хозяйство строительных кранов и экскаваторов. Тяжелый ручной труд уходил в безвозвратное прошлое.
Лисичанское химическое строительство стало индустриальным, темпы строительно-монтажных работ повысились в несколько раз. Уже в третьем квартале 1946 г. трест "Лисхимпромстрой" был признан победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Внедрение новых строительных материалов, новой техники, смелое, часто новаторское решение самых различных задач строительства с учетом достижений современной стройиндустрии - все это создало Лисхимстрою славу школы передового опыта.
Растущие объемы и темпы строительства потребовали специализации многих строительных коллективов. Без этого нельзя было достичь высокого качества, надежности. Вскоре на базе треста "Лисхимпромстрой" возникло несколько трестов и спецуправлений.
Был пересмотрен и уточнен и генеральный план развития рабочего поселка, составленый харьковским институтом "Гипроград" еще в 1939 году. Этот же институт, ставший уже "Укргорстройпроектом", определил масштабы роста рабочего городка на ближайшие 20 лет. В нем предусматривалось создать 50 жилых кварталов, построить пять школ, несколько дошкольных детских учреждений, техникум, школу фабрично-заводского обучения, новый клуб химиков, парк культуры и отдыха на 70 гектарах. Численность жителей к 1968 году в поселке должна была достичь 45 тысяч человек. Новая редакция генерального плана предусматривала более быстрые темпы промышленного и гражданского строительства. И эти темпы были обеспечены самоотверженным трудом лисхимстроевцев.
Довоенный поселок Лисхимстрой располагался в границах нынешних улиц Заводской, Сметанина, Танкистов, Энергетиков. Но уже в 1948 году он решительно шагнул вперед по оси улицы Ленина: в 1951 г. дошел до площади Советской, а в 1955 г. и до улицы Донецкой. Если к началу войны его жилой фонд составлял немногим более 27 тысяч квадратных метров, то к 1958 г. достиг уже 170 тысяч.
Как во всяком вновь строящемся городе, в Лисхимстрое все проблемы обеспечения полнокровной жизни людей приходилось решать с нуля, и все они были срочными, не требующими отлагательства. О чем бы ни шла речь, обязательно нужно добавлять слово "впервые". Взять, к примеру, здравоохранение. В 1944 г. в поселке был создан врачебный участок, а в 1946 году полностью восстановлены амбулатория, родильный дом, терапевтическое отделение, создана стоматологическая служба. Но в том же году в поселке произошла вспышка брюшного и сыпного тифа, которая охватила почти всех жителей. Большое распространение получила малярия. Были тяжелейшие случаи ее исхода.
Причина эпидемии была и в большой скученности людей, и в антисанитарных условиях, в плохом питании. В поселке не было канализации, мусор вываливался прямо на улицу, отопление печное. Чтобы подавить эпидемию, потребовались усилия не только врачей, но всех жителей поселка, его предприятий и организаций. И хотя в поселке уже велось строительство канализационной системы, в каждый дом и барак была подведена вода, напряжение по обеспечению нормального санитарного состояния города не ослабевало многие годы. Даже в 1958 году отмечался рост заболеваемости на дизентерию и другие желудочно-кишечные заболевания (на 24% по сравнению с 1957 г.). Одной из причин роста было признано то, что существовавшая канализационная система не могла пропускать значительно возросшее количество стоков за счет увеличения потребления воды населением. Пришлось пойти даже на то, чтобы временно уменьшить подачу воды на поселок. Но это ничего не дало - без водоснабжения остались все третьи этажи, ряд новостроящихся кварталов и домов.
Непростая ситуация складывалась и с народным образованием. Единственная школа, построенная еще до войны, работала в три смены, что само по себе было ненормальным. К тому же остро стоял вопрос о ликвидации неграмотности среди молодежи. Стройка с каждым днем все более насыщалась механизмами, уходили в прошлое такие профессии, как грабарь-землекоп, и ряд других. Да и химическая промышленность требовала грамотных, специально обученных высококвалифицированных рабочих, мастеров, бригадиров. За парты просился буквально весь поселок. И хотя в 1949 г. был заложен фундамент еще одной четырехэтажной школы (СШ №1), этого было недостаточно. Вскоре быстрыми темпами начали строить еще две школы, два профессиональных училища, открыли филиал вечернего химико-механического техникума, несколько школ рабочей молодежи. В жизни поселка стало традицией к 1 сентября ежегодно открывать новую школу.
Энтузиазм и патриотизм первостроителей нашего города в те годы был настолько высок, что любые трудности преодолевались дружными усилиями строителей и химиков - всех жителей поселка. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Действительность опережала все планы. Если в начале 50-х годов Северодонецк имел 60 тысяч квадратных метров жилья и 20 тысяч жителей, то только в 1954 г. было построено жилья 9,8 тысячи квадратных метров, средняя школа на 840 мест, детский сад, родильный дом, вымощено 184 тысячи квадратных метров дорог и тротуаров. В 1956 г. объем строительства жилья в поселке еще более возрос и составил почти 20 тысяч квадратных метров. Появилась еще одна средняя школа, детский сад, хирургический корпус, Дом общественных организаций, который и до сегодняшнего дня является административным центром Севередонецка.
Начало 50-х годов прошлого столетия в истории Северодонецка занимает особое место. Именно в эти годы произошли многие события, которые определили статус и облик нашего города.
В 1950 г. были завершены все основные строительно-монтажные работы в главных цехах аммиачного производства химкомбината, и химики приступили к пуско-наладочным работам. Накануне нового 1951 года был получен первый продукт - аммиачная селитра, а в феврале был подписан акт о вводе Лисичанского химкомбината в строй действующих.
Знаменательное событие в декабре 1950 г. произошло и в жизни самого поселка - он, наконец, получил свое имя: Севередонецк. Ведь "Лисхимстрой" - это всего лишь сокращенное название стройки. К тому времени поселок вырос значительно, а его химкомбинат выходил на всесоюзную арену. Из областного центра поступило предложение коллективно обсудить вопрос о том, как назвать поселок. На это отпускалось три дня. Предложение было встречено с большим подъемом и горячо обсуждалось всеми лисхимстроевцами.
Предлагалось множество вариантов наименования, но большинство все же склонялось к тому, чтобы поселок назвать Светлоградом. Это название стихийно возникло еще в 1947 г., когда обсуждалось постановление Февральского Пленума ЦК ВКП(б) «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период". В нем, в частности, прямо указывалось на необходимость ускорить строительство Лисичанского химического комбината, как важнейшего производителя минеральных удобрений. Постепенно название "Светлоград" настолько укоренилось, что были даже заказаны печати и штампы для третьего отделения милиции г. Лисичанска (оно обслуживало наш поселок).
В музее нашего "Азота" хранится паспорт его первого послевоенного директора, почетного гражданина Северодонецка Г.И. Вилесова с пропиской в поселке Светлоград.
Но были и другие предложения. Комсомольцы стройки хотели бы, чтобы поселок назывался Комсомольском-на-Донце, подобно Комсомольску-на-Амуре. Среди других предлагалось и название "Северодонецк".
Через три дня парторг стройки А.М. Сафонов сообщил в обком партии о том, что есть четыре основных варианта названия поселка: Светлоград, Северодонецк, Комсомольск-на-Донце и Менделеевск. В конце декабря 1950 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета УССР, которым поселок Лисхимстрой был переименован в Северодонецк и получил статус рабочего поселка городского типа районного подчинения. Таким образом, Лисхимстрой исчез - он превратился в поселок Северодонецк.
Наш город получил свое имя от реки Северский Донец. Но в само название вкралась ошибка: Донец никогда не назывался Северным, он всегда был Северским Донцом. Следовательно, и наш город следовало бы назвать Северскодонецком. Попытки же позже объяснить это название тем, что де наш город расположен севернее столицы Донбасса, г. Донецка, неосновательны. Хотя бы потому, что сам Донецк стал именоваться так только в 1961 году - через 10 лет после того, как Северодонецк получил свое имя. Попытки и предложения поправить название нашего города, привести его в соответствие с исторически названием Северского Донца, ни к чему не привели. «Классификатором объектов административно-территориального устройства Украины", изданном в 1997 г., название нашего города утверждено официально и окончательно.
Небезынтересно, что само определение "северодонецкий" возникло задолго до рождения нашего города. "Северодонецкая ГРЭС" - так называлась электростанция, построенная в 1931-1932 гг. на берегу Донца в поселке Верхний (ныне в черте Лисичанска).
Сегодня в городской черте Северодонецка 40 улиц, 4 проспекта, 3 площади, 6 переулков и одно шоссе. Но мало кто знает, что до 1951 года в нашем поселке не было ни улиц, ни переулков, а были только кварталы. А почтовый адрес поселка выглядел так: "Лисичанский район, поселок Лисхимстрой, квартал №.... дом №.... квартира №...".
На самом же деле к концу 1950 года в поселке уже реально существовало 9 улиц и два переулка. С обретением статуса рабочего поселка городского типа следовало навести порядок и в наименовании улиц. Этим занялся Северодонецкий поселковый Совет в январе 1951 года. Тогда то и появились у нас улицы Заводская, Партизанская, Октябрьская, Танкистов, Первомайская, Парковая, Ленина, Горького, Свердлова, переулки Школьный и Театральный. Улицы назывались не произвольно, а с учетом мнения их жителей, имели реальное основание для этого. История наших улиц и площадей, их наименования и переименования заслуживает отдельного рассказа.
Постепенно в 50-х годах начал вырисовываться архитектурный портрет нашего города. В 1953 году с вводом в эксплуатацию клуба химиков (теперь здание городского театра), сооружением фонтана и сквера возле него возник первый оригинальный архитектурный уголок города, который, несмотря даже на его сегодняшнюю запущенность, запоминается каждому. Нелишне напомнить, что именно это место было определено под центр поселка первоначальным его довоенным генеральным планом. В 1951 г. на перекрестке улиц Ленина и Первомайской был открыт первый памятник в нашем городе, автором которого был местный скульптор, член Союза художников СССР В.И. Пухальский. Бюст В.И. Ленина до сих пор украшает перекресток этих улиц.
С именем Валентина Ильича Пухальского тесно связано архитектурное оформление входа в городской парк культуры, всей Советской площади. Последняя строилась и оформлялась уже как единый городской ансамбль, в котором учитывались все архитектурные детали: угловые дома, только что построенный дом общественных организаций, будущий Дворец культуры химиков и только что установленный (в 1956 г.) памятник В.И. Ленину. Некоторые могут и возразить, мол, всё это уже устарело и полуразрушилось. Но тут стоит и возразить, а много ли нового, оригинального в архитектурном оформлении города создано после В.И. Пухальского?
На фотографии, сделанной в середине 50-х с высоты птичьего полета, небольшой в то время наш городок выглядел почти беззащитным, без зеленого наряда. Но улица Ленина уже была полностью оформлена как единый архитектурно-парковый ансамбль. С того времени она долгие годы оставалась единственной пешеходной улицей, визитной карточкой нашего города.
Северодонецк раздвигал свои границы не только в северо-восточном, но и в южном направлении. Еще вчерашняя его окраина - улица Свердлова (ныне ул. Энергетиков) становилась самой оживленной, по которой в город устремлялся грузовой и пассажирский поток. В 1957 г. посредине ее возник из железобетона самый первый наш автовокзал. Это было одно из самых интересных и оригинальных по своему архитектурному решению и исполнению в бетоне сооружений города. Недаром его проект был отмечен медалью Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства и премией Академии архитектуры СССР.
Бурные пятидесятые годы начинались и завершались знаменательными событиями в жизни Севередонецка. Если в 1950 г. поселок получил свое имя, то 27 марта 1958 г. решением Ворошиловградского областного Совета поселок Северодонецк был преобразован в город районного подчинения. Так что и 1958 год можно считать годом официального рождения нашего города.
Стремительные темпы строительства и развития промышленности прямо сказались и на темпах роста населения молодого города. Если в 1938 г. население поселка Лисхимстрой составляло 3249 человек, то через 20 лет оно выросло в десять раз и составило 33180 человек -почти приблизилось к рубежу, который генпланом намечался на 1968 год.
Конец 50-х для города, как и для всей страны, знаменателен бурным жилищным строительством, за счет домов с малометражными квартирами, так называемых «хрущовок». В те годы в короткие сроки возникали целые кварталы коробок домов-пятиэтажек, ждущих своей очереди на сантехмонтажные и отделочные работы. Многие сегодня порицают метод решения жилищной проблемы тех лет и просто не знают, что же делать с постаревшими "хрущебами". Но в 50-е такое строительство все же решило проблему жилья: люди получили отдельные благоустроенные квартиры, покинули подвалы и бараки. Жилья в те годы строилось много, и это вело к быстрому росту населения города. В 1959 г. в Северодонецке было уже 40 тысяч жителей, а через два года, в 1961 г., - 50 тысяч. Удивляться не приходилось: только в 1960 г. в городе было построено 73 тысячи квадратных метров жилья, 6 детских садиков, техникум, техническое училище, крытые теннисные корты.
Жилищное строительство с созданием комбината крупнопанельного домостроения (затем домостроительный комбинат) перешло на индустриальные методы и позволяло возводить сразу целые микрорайоны. В 1961 г. началось строительство первого такого городского микрорайона (№54) между улицами Гагарина и Гвардейским проспектом.
Несмотря на то, что сооружению жилья уделялось главное внимание, а социально-культурное строительство было практически заморожено, наш город множился не только спальными кварталами. Преодолевая многочисленные бюрократические преграды, запреты, ограничения, строители в 1956 году начали сооружать новый Дворец химиков, в 1958 г. больница получила новый хирургический корпус, в 1959 г. началось строительство крытых теннисных кортов, в 1960 г. - Дворца строителей, в 1962 г. - нового комплекса Северодонецкого аэропорта. В этом же году было построено не только 53,6 тысячи квадратных метров жилья, но одновременно и школа №5, комбинат бытового обслуживания, новая баня, начато строительство магазина "Детский мир". А в 1964 году на Комсомольском проспекте появились Дом обуви и Дом одежды, кафе "Ровесник", начато строительство нового колхозного рынка (ныне "Центральный"). Жилой фонд города составлял свыше 500 тысяч квадратных метров, в котором проживало свыше 61 тысячи жителей.
Осенью 1958 г. от газопровода Ставрополь-Москва в Северодонецк пришел природный газ, что в корне изменило систему отопления и снабжения топливом. Наряду с началом перехода на природный газ как сырьевую основу химических производств, началась и газификация города. Самым первым был газифицирован жилой дом №20 по улице Ленина. Это произошло накануне нового 1959 года. А через десять лет газификация города и его предприятий была полностью завершена. В 1969 г. природный газ пришел в 22 тысячи квартир, 92 коммунально-бытовых и социально-культурных объекта, 11 промышленных предприятий.
30 декабря 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета УССР г. Северодонецк был преобразован в город областного подчинения и полностью выведен из-под юрисдикции г. Лисичанска. Новый статус получили все административные органы и в первую очередь городской Совет народных депутатов. В январе 1963 г. состоялась объединенная сессия Северодонецкого городского Совета совместно с депутатами Лисичанского горсовета, проживающими в Северодонеке. Был избран новый состав исполнительного комитета. А 4 марта того же года состоялись внеочередные выборы в городской Совет в связи с новым статусом города. В состав Совета тогда было избрано 193 депутата. Председателем городского Совета избран И.У. Водолазский. Таким образом, и 1963 год можно считать днем рождения нашего города в том статусе, в котором он находится и по сей день.
Выделение Северодонецка в самостоятельную административную единицу повлекло за собой множество изменений в инфраструктуре города. В кратчайший срок предстояло создать городскую коммунальную службу, перевести на городские рельсы электро- и водоснабжение, телефонную связь, многочисленные учреждения повседневного бытового обслуживания населения, навести порядок в жилищном фонде города. Задача очень сложная. Ведь до этого большинство вопросов жизнеобеспечения Северодонецка целиком лежали на плечах двух главных производственных коллективов города - химкомбината и комбината "Ворошиловградхимстрой". Жилой фонд Северодонецка был раздроблен по многочисленным предприятиям и считался преимущественно ведомственным. В таком же положении были и многочисленные общежития рабочей молодежи, абсолютное большинство детских дошкольных учреждений, почти все культурные и спортивные комплексы. Одним словом, в самом начале самостоятельного существования Северодонецкий городской Совет в своем распоряжении не имел средств для обеспечения полноценной жизнедеятельности города.
И все же Севередонецк постепенно превращался в настоящий город со своими службами и организациями. Все весомее становилась степень участия городского отдела капитального строительства и главного архитектора города в формировании новых микрорайонов. Этому способствовал и новый генеральный план развития города на последующие 25 лет. Он создавался в харьковском институте "Укргорстройпроект" почти семь лет и был утвержден только в 1969 году. Этим планом предусматривалось застраивать наш город в основном девятиэтажными домами улучшенной планировки, группируя их в микрорайоны с устройством местной инфраструктуры. В каждом микрорайоне предусматривались не только школы, детские дошкольные заведения, но и спортивное ядро, многочисленные торговые и коммунально-бытовые центры обслуживания. Согласно генплану проектная численность населения Северодонецка к 1994 году должна составлять 110 тысяч человек. Все это планировалось с учетом непрерывного роста промышленного потенциала города.
В 1958 г. первая очередь Лисичанского химкомбината была полностью завершена строительством, но предприятие продолжало бурно развиваться. Едва ли не ежегодно в строй входили все новые и новые промышленные цехи комбината. Началась широкая автоматизация химических процессов, рост ассортимента химический продукции. Но если до этого Севередонецк считался в основном городом химиков и строителей, то, начиная с 1957 г., промышленное лицо Северодонецка начало приобретать новые очертания. В 1957 г. на южной окраине города были возведены первые корпуса нового электронного завода, который впоследствии получил название приборостроительного.
Его первоначальной задачей было создание и промышленное производство компактных электронно-вычислительных машин. И такая машина - "Пром1нь" - была создана. Одновременно в городе создается филиал Опытно-конструкторокого бюро автоматики, затем СКБ-25, которое вскоре было развернуто в научно-исследовательский институт управляющих вычислительных машин. Если в 1951 году филиал Московского проектного института азотной промышленности (ГИАП, а ныне Химтехнология) был единственным научным учреждением города, то к началу 60-х в Северодонецке были созданы и успешно развивались восемь научно-исследовательских, проектных и опытно-промышленных организаций. Северодонецк постепенно становился крупным научным центром, городом приборостроения.
В 1961 г. в Северодонецке был введен в эксплуатацию завод по производству стеклопластиков. Сначала он выполнял функции опытно-промышленного производства, но с годами превращался в один из крупнейших производителей отечественного стеклопластика. Но все же основной рост промышленного производства в городе приходился на наше главное предприятие, которое с 1966 г. начало называться Севередонецким химическим комбинатом.
Менял свое лицо и город. Если довоенные и первые послевоенные улицы были довольно узкие, не рассчитанные на большой грузовой поток, то в начале 60-х настала пора проспектов. Первым таким проспектом в географии города стал Советский. Он был создан сразу из двух улиц -Советской и им. Ворошилова, а пространство между ними было застроено зданиями общественного пользования, обустроено скверами. Так он и простирается - от улицы Сметанина до ул. Новикова с односторонним движением по каждой стороне, а посредине его разместились дворцы культуры и спорта, две площади, школа, кинотеатр, Ледовый дворец. До 1964 г. проспект Химиков был окраиной города и носил имя улицы Полевой. Интенсивное строительство жилых домов, нового комплекса технического училища, музыкального училища, средней школы №5 и напротив нее здания музыкальней школы, наконец, новый Дворец культуры строителей, комплекс торговых зданий, новый колхозный рынок. Заканчивался проспект новым зданием автовокзала. Это была уже не просто улица и название "Полевая" явно устарело. Она стала проспектом, который по ходатайству городского комитета комсомола был назван Комсомольским. Имя проспекта в истории города закрепляло трудовой подвиг довоенной и послевоенной молодежи в создании и города, и химического комбината. В 50-60 гг. средний возраст жителей города не превышал 27 лет - он был молодежным. Главными бытовыми проблемами того времени были общежития, обеспечение молодых семей детскими дошкольными учреждениями, постоянный дефицит школьных мест. Химкомбинат был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Позднее республиканской комсомольской стройкой стал и Северодонецкий завод стеклопластиков. В 1963 г. в Северодонецке прошло Всесоюзное совещание руководителей Всесоюзных ударных комсомольских строек и выездное заседание бюро ЦК ВЛКСМ. Вклад молодежи в создание крупнейшего и современнейшего в те годы химического предприятия и города возле него был отмечен по достоинству: комсомольские организации трестов "Северодонецкхимстрой" и "Промхиммонтаж" были занесены в Памятную книгу ВЛКСМ.
Не осталась незамеченной и массовость, увлеченность северодончан физкультурой и спортом. Наряду с жилыми домами повсеместно строились спортивные площадки, спортзалы, стадионы. Всесоюзная научно-практическая конференция по вопросам развития физической культуры и спорта, которая была проведена в 1970 г. на базе Северодонецка, признала наш город эталоном массового развития физкультуры среди жителей, а физкультуру и спорт - важнейшей сферой социального развития города.
С годами уходили в прошлое суховеи и песчаные бури, которые были бедой первостроителей. Город наступал на пески не только своими жилыми кварталами, но и системным озеленением их, благоустройством. Еще в 1958 г. в районе парка культуры и отдыха общими усилиями строителей и химиков было создано искусственное парковое озеро. С первых же дней существования оно стало самым многолюдным и любимым местом летнего отдыха севередончан. Но новые микрорайоны города все дальше уходили на юго-восток, постепенно приближаясь к естественному водоему - Чистому озеру. Сегодня трудно поверить, что в конце 50-х до него от города было более трех километров, и Чистое долго оставалось почти безлюдным.
Генеральным планом развития Севередонецка предусматривалось в районе Чистого озера создать новый городской парк культуры и отдыха. Таким образом, новый центр города, создание которого планировалось в микрорайоне №73, должен был соседствовать с обширной парковой зоной. К сожалению, это единственная позиция генплана, которая осталась нереализованной. И поныне создание нового парка (как и нового административного центра) - остается делом будущего.
Строительство города.На 60-е и начало 70-х приходится пик развития и окончательного становления нашего города. Действительность намного опережала все планы. В самом разгаре было создание второй очереди химического комбината. Благодаря мощной индустриальной строительной базе в городе ежегодно вырастали десятки новых жилых домов, все новые и новые культурно-просветительные учреждения, спортивные залы, учебные заведения.
В 1964 г. в городе была введена в эксплуатацию первая городская АТС на 4900 номеров. Начала выходить городская газета "Комуністичний шлях" (ныне – «Сєвєродонецькі вісті»). В 1966 г. в городе появился свой широкоформатный кинотеатр "Современник", открыто музыкальное училище, ресторан "Кристалл" (ныне кафе "Мозаика"), построена гостиница "Центральная". В 1967 г. открыл двери новый Дворец культуры химиков. В 1970 г. начато строительство Ледового дворца спорта. В этом же году была полностью решена проблема обеспечения северодончан детскими дошкольными учреждениями.
В 1971 году город торжественно отметил рождение 100-тысячного своего жителя. Жилой фонд к тому времени достиг одного миллиона квадратных метров.
В городе появились новые проспекты - Гвардейский и Космонавтов, широкая автомобильная трасса объездной дороги, которая в черте города была названа Ворошиловградским шоссе (ныне - Шоссе строителей). В 1975 г. был открыт Мемориальный комплекс на месте захоронения воинов, павших в боях за освобождение Северодонецка. Той же весной открыл двери Ледовый дворец спорта, сдана в эксплуатацию медико-санитарная часть химкомбината. Промышленность города досрочно выполнила план девятой пятилетки.
По результатам труда коллективы треста "Промхиммонтаж", медсанчасти химкомбината были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
Сам город Северодонецк и многие его предприятия из квартала в квартал, из года в год завоевывали в областном, республиканском и всесоюзном соревновании первые места и переходящие знамена. Более 70 процентов севередонецкой продукции имело Государственный Знак качества.
Имя нашего города появилось на морских и океанских просторах. В 1966 г. на Дальнем Востоке страны появилась новейшая рыболовная база "Северодонецк", а три года спустя в Черноморском пароходстве праздновалось появление еще одного крупнотоннажного сухогруза под таким же именем. С экипажами своих «тёзок» город многие годы поддерживал связь.
Бригада строителей.В 1968 году северодончане праздновали открытие нового аэропорта. Воздушные перевозки пассажиров и грузов и раньше были не в новинку для Северодонецка. Например, в 1967 году с помощью малых самолетов было перевезено более 68 тысяч пассажиров и около 500 тонн грузов. Но с вводом в эксплуатацию нового аэропорта интенсивность авиаперевозок резко возросла. Северодонецкий аэропорт начал принимать большие самолеты АН-24 и ЯК-40, которые связывали наш город со многими городами страны. В 1975 г. результаты работы были наивысшими: было совершено 5100 вылетов, перевезено 114,5 тысячи пассажиров, около 2,5 тысячи тонн грузов. По объемам пассажиро- и грузоперевозок Северодонецкий аэропорт уступал только областному центру Луганску.
С развитием города возникали все новые и новые проблемы, без решения которых нельзя было обеспечить нормальную жизнедеятельность молодого стотысячника. Водообеспечение, санитарная очистка, теплоснабжение, очистка сточных вод и канализационных стоков - все эти вопросы решались быстро и эффективно благодаря тому, что все предприятия и организации города жили общей заботой о благоустройстве Севередонецка. Не стал исключением и вопрос внутригородского транспорта. В конце 1978 г. в городе появился первый троллейбус, а через год электротранспорт стал основным видом перевозок северодончан. Всего за несколько лет по улицам и проспектам города было создано четыре троллейбусных маршрута, которыми были связаны все основные районы и предприятия. Последний маршрут - №6 протянулся до завода стеклопластиков и словно опоясал всю территорию объединения "Азот".
Трудно в это поверить, но факт остается фактом: абсолютное большинство первостроителей, начинавших наш город с нуля, было неграмотным или малограмотным. Такое положение было еще терпимо, когда велись земляные работы, общее строительство. Но с началом промышленного строительства, монтажа сложного технологического оборудования, пуском первых технологических цехов химкомбината вопрос ликвидации неграмотности и повышения образования встал со всей остротой. Сразу после войны в поселке была школа по ликвидации неграмотности и малограмотности. Ее посещало всего 57 учеников. Большинство их -учащиеся школы ФЗО и рабочие-строители. Но и через 10 лет количество неграмотных в Северодонецке не уменьшилось, а 15 человек даже не были привлечены к обучению.
За минувшие с тех пор годы картина неузнаваемо изменилась. Широкая сеть общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, стационарный химико-механический техникум, институт, музыкальные школы и училище - все это было создано трудом северодончан в сравнительно короткий срок. В результате Северодонецк стал городом высокой культуры и образования и до сих пор сохраняет эту марку.
Многих гостей, посещавших наш город в пору его бурного развития, поражало то, что юный Северодонецк почти не имел окраин. Общепринято было считать, что он родился и строился на абсолютно пустом месте, которое прежде просто не было приспособлено для нормального обитания людей. Но большинство первостроителей в своих воспоминаниях обязательно подчеркивали, что первый приют им дали жители села Ново-Сиротино.
Действительно, в этом небольшом селе, находившемся в районе нынешней троллейбусной остановки "Аммиак", в далеком 1934 году были построены первые мастерские, кузница, даже конюшня будущей стройки. Там же располагалась контора первого строительного участка. Со временем "Азот" и Северодонецкая ТЭЦ, расширяя свои границы и увеличивая производственные мощности, "поглотили" это село. Новосиротинцы получили жилье в Северодонецке, а некоторые построили новые дома и усадьбы в Щедрищево.
Наряду с государственной застройкой города с первых же лет велось и частное жилищное строительство. В результате рядом с заводом силикатного кирпича появился целый микрорайон частного сектора, который привычно называют "Больничным городком". А на юго-восточной окраине между улицей Донецкая и нынешним Шоссе строителей в 60-е годы возник еще один жилой район, застроенный частными домами.
В 1963 г., когда Северодонецк стал городом областного подчинения, ему официально были приданы село Старо-Сиротино с хуторами Вороново и Метелкино. Первоначально они входили в черту города, и, только год спустя, были административно оформлены в Сиротинский поселковый Совет.
Но жизнь не стоит на месте. Сегодня Северодонецкому городскому Совету административно подчинены: сам Северодонецк, Сиротинский и Боровской поселковые Советы, три поселка - Лесная дача, Синецкий, Павлоград, село Воеводовка. Сиротино, Вороново и Метелкино стали поселками городского типа, так же, как и Боровское. Боровской поссовет объединяет непосредственно Боровское, села Бобровое и Осколоновка. Многие задаются вопросом, а куда же относится Щедрищево - старейший и ближайший сосед? Официально такого административного населенного пункта отдельно не существует - Щедрищево входит в городскую черту и считается одним из районов Северодонецка.
И в 80-е годы Северодонецк рос и развивался довольно интенсивно. Об этом красноречивее всего говорят факты: в 1980 г. в городе было построено две школы, 4 детских комбината, 8 магазинов, начато строительство медико-санитарной части объединения "Импульс". Введено в эксплуатацию 49,5 тысячи квадратных метров жилья. В 1982 г. медсанчасть "Импульса" вступила в строй действующих, построены универсам, два детских комбината, введено в эксплуатацию 44,4 тысячи квадратных метров жилья. В 1983 г. производство товаров народного потребления в городе выросло в два раза, построено 37,4 тысяч квадратных метров жилой площади. В 1985 г. построены: новая школа, деткомбинат, АТС на 1000 номеров. В следующем году город получил еще одну АТС на 10 тысяч номеров и новую линию троллейбусного сообщения (маршрут №6), которая не была предусмотрена проектом. Одновременно пополнился жилой фонд на 42 тысячи квадратных метров.
В 1990 году начато строительство патологоанатомического корпуса городской больницы, межбольничной аптеки, Дома ветеранов труда, детской молочной кухни. Намечен генеральный план дальнейшего развития города, рассчитанный до 2015 года. В 1993 г. население города составляло 144,3 тысячи человек.
Активное участие в строительстве города принимали жители Боровского, Воронова, Сиротино, Метёлкино, Смоляниново и частично Лисичанска. В разное время на предприятиях Северодонецка трудилось более двух тысяч боровчан. Среди них, первостроители С.П. Агафонов, Н.А. Посохов, в 40-е годы – Раиса Скуридина, Анна и Раиса Быковы, С.Л. Сиротин, станочница А.К. Подрезова, в 50-е – С.И. Ефименко, Г.Е. Попов, Н.В. Подрезов, И.Т. Быков, в 60-е – Н.С. Агафонов, И.Г. Попов, М.И. Агафонов, в 70 – 80-е годы И.А. Агафонов – заслуженный строитель РСФСР, Е.С. Телебенев, А.И. Скуридин, Р.А. Трунов, Н.Г. Попов, Л.Г. Черножукова и многие другие.
В кратком историческом очерке невозможно подробно рассказать во всех подробностях обо всех этапах становления и развития молодого города и уж, конечно, о всех тех, кто строил и создавал современный Северодонецк. Я сознательно не упоминаю фамилии и имена людей, которые внесли свой вклад в это благородное дело. О них уже было написано в книге А. Зинова «Город, в котором мы живём», в ней рассказывается о первостроителях, важнейших стройках города из уст самих строителей. Их очень много - тысячи. Частичное представление о них дает список Почетных граждан Севередонецка. Это почетное звание было утверждено городским Советом еще в 1981 году. За 23 года им удостоены были 50 северодончан, внесших весомый вклад в историю и развитие Северодонецка. Открывают этот список первостроитель Илья Матвеевич Барский и первый директор химкомбината Геннадий Иванович Вилесов. К сожалению, в списке почетных граждан мы не найдем многих патриотов нашего города, которые немало потрудились и отдали силы созданию и развитию Северодонецка. История сохранила для нас приказы Наркома химпромышленности от 16 июня 1939 г. "О награждении рабочих и ИТР строительства Лисичаснкого азотно-тукового комбината". В нем отмечены 30 первостроителей, которые внедрили скоростной метод строительства цеха №12. И еще один исторический документ: Приказ Министра химической промышленности СССР от 19 сентября 1953 г. "О премировании за ввод в действие Лисичанского химкомбината". В этом приказе объявлялась благодарность рабочим, инженерам, техникам и служащим, принимавшим участие в строительстве, монтаже, пуске и освоении важнейших производственных объектив и ТЭЦ, и премировалось свыше 320 человек. Каждый из них - активный творец нашей истории.
Какую бы сферу нашей жизни и деятельности мы ни взяли, везде есть свои энтузиасты, выдающиеся организаторы и исполнители, - люди, чья жизнь была полностью посвящена нашему городу. О них стоит рассказать отдельно, особо, стараясь не обделить вниманием память каждого.
Трагической трещиной прошлась по нашей жизни перестройка 90-х годов, переход на рыночную экономику, "парад суверенитетов". Враз оборвались многолетние экономические связи, что потребовало реорганизации всего народного хозяйства. Плановость сменила стихия рынка, дикий капитализм, атмосфера накопительства и стяжательства.
В Северодонецке это проявилось в замораживании всех видов городского строительства из-за нехватки финансирования. На стадии банкротства оказались такие предприятия, как приборостроительный завод, деревообрабатывающий комбинат, завод сопротивлений. В 1993 г. закрывается Северодонецкий аэропорт - воздушные ворота города, разваливается пассажирский автотранспорт. Повсеместно сворачивались производственные процессы. В жизнь северодончан вошла безработица, появился рынок труда.
И все же город нашел в себе силы, чтобы не только выжить, выстоять, но и перестроиться на рыночный способ хозяйствования, усвоить и примениться к новым экономическим отношениям, переориентироваться и продолжать двигаться вперед. В самый разгар развала экономики город общими силами завершает строительство теплового коллектора №4, а затем и нового канализационного коллектора, приводит в образцовый порядок все основные транспортные магистрали. В городе появляется свой профессиональный драматический театр и кабельное телевидение, выставочный зал, из небытия возвращается кинотеатр "Современник".
Каждый из нас самостоятельно может составить список утрат и приобретений Северодонека за последние годы минувшего столетия и первого года наступившего.
Но главное в том, что это последнее десятилетие четко разделило историю Северодонецка на два периода - доперестроечный и современный, период молодого капитализма. Делать какие-либо выводы из последнего рано: история не терпит суеты и поспешности. Со временем она все расставит на свои места. Как точно подметил академик В. Цвиркунов: "Для истории 70 лет - неслыханно мало. Для людей - жизнь нескольких поколений".