6. ДУХОВНЫЙ МИР ГОРОДА.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

История журналистики Северодонецка берет начало 10 октября 1936 года, когда в довоенном Лисхимстрое вышел первый номер многотиражки “За стахановскую стройку”. Газета передавала атмосферу трудовых будней первостроителей нашего города.
М. Н. Михйличенко Настоящим бытописателем и историографом Северодонецка в послевоенные годы следует считать многотиражную газету “Вперед”. Ее первый номер вышел 5 декабря 1947 года. К сожалению, она всего полгода не дожила до своего золотого юбилея. Ее первым редактором был Л.З. Паин. Более 25 лет редакцию газеты “Вперед” возглавлял И.Т. Абрамов.
Вот уже 45 лет (с 1961 года) трибуной химиков “Азота” является газета “Северодонецкий химик”. Вплоть до мая 1997 года ее возглавлял один из старейших журналистов и редакторов Н.А. Баржанский.
2 апреля 1965 года начала издаваться городская газета “Комуністичний шлях” - орган Северодонецкого горкома Компартии и городского Совета депутатов трудящихся. Газета выходила на украинском языке. Ее первым редактором была М.Н. Михайличенко. В 1991 году газета была переименована в “Сєвєродонецькі вісті”.
С июля 1970 года в Северодонецке появилось еще два новых периодических издания - многотиражные газеты приборостроительного завода “Приборостроитель” и производственного объединения “Стеклопластик” - “Новатор”, которая вновь стала віходить в 2004 г.
Н. В. ЛисионковаСегодня в Северодонецке стабильно выходит 9 периодических изданий. Среди них - газета Северодонецкой ТЭЦ “Огни Северодонецка”, рекламное агентство “А-плюс” выпускает “Проспект-объявления” и “Проспект-телепрограмма”, телерадиокомпания “СТВ” - “Анонс-ТВ”, издательский дом “Эврика” - еженедельники “Эврика”, “Наш телегид”, “Марь Ванна” и газеты «Талисман» и «Сапер» издает частная организация «Дивосвет», Молодежный парламент.
Первая передача местного радио вышла в эфир еще в 1949 году. В 1965 году повсеместно создавались редакции радио на предприятиях, которые имели более трех тысяч работников. В Северодонецке это были “Азот”, Домостроительный комбинат и “Стеклопластик”. Так как необходимая техническая база имелась только в городском узле связи, то именно там и была создана объединенная редакция радиовещания. А в 1966 году открылось городское радио. Первая передача вышла в эфир 23 февраля того же года. Первым главным редактором стал Гиви Шалвович Шенгелая. С 1975 по 2002 год редакцию городского радиовещания возглавляла Нина Владимировна Лисионкова. Она стала самым молодым главным редактором в истории Северодонецка: ей тогда было 27 лет .
Первое телевидение в Северодонецке было создано в конце 50-х, но широкого распространения не получило.
В 1987 году Совет Министров СССР разработал Комплексную программу развития высокоэффективных систем коллективного приема телевидения для городов с высотной застройкой. В нашем городе эта программа внедрялась 4 года. 10 октября 1991 года Северодонецкое кабельное телевидение впервые вышло в эфир. Первыми директорами СКТВ были Любовь Подгорная и Александр Черкашин.
В 1998 году заработало радио FM, и телерадиокомпания “СТВ” фактически стала медиа-холдингом. Передачи радио выходят в объединении «Азот».

МУЗЫКА
В. С. АсеевЗамечательная это была идея - открыть в молодом, небольшом провинциальном городе Северодонецке музыкальное училище. И принадлежала она директору музыкальной школы № 1 Евгению Анатольевичу Лобко. В бывшем здании химико-механического техникума (это было трехэтажное здание без концертного зала, хорового и других специализированных классов) с 1 сентября 1966 года начало свою жизнь и деятельность Северодонецкое музыкальное училище им. С. Прокофьева.
В результате реконструкции и расширения к имеющемуся зданию пристраивается Большой концертный зал на 500 мест, появляется Малый зал для проведения академических концертов, спортивный зал, хоровой класс, библиотека с читальным залом, классы для групповых и индивидуальных занятий, оригинальный холл на первом этаже с небольшим бассейном, фонтаном и “зимним садом”. В год 10-летия училища ему было присвоено имя Сергея Сергеевича Прокофьева.
С апреля 1980 года училище возглавляет Виталий Степанович Асеев. За эти годы на базе училища по его инициативе проведено четыре республиканских конкурса с участием исполнителей всех музучилищ Украины. Проведены два фестиваля “Дружба”, гостями которых были творческие делегации Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии, Казахстана, Молдовы. Делегация Северодонецкого училища принимала участие в аналогичных фестивалях в Прибалтике и Белоруссии.
Кроме основной задачи - подготовки молодых специалистов в области музыкального искусства - училище выполняет еще одну: оно является центром академической музыкальной культуры и эстетического воспитания молодежи и общественности города. Это - более ста концертов, лекций-концертов, тематических вечеров, которые прошли в концертном зале музучилища, в общеобразовательных школах, ПТУ, трудовых коллективах города и в сельских районах области и за ее пределами. Любители музыки хорошо знают творческие коллективы училища: симфонический оркестр (художественный руководительи дирижер заслуженный работник культуры Украины В.С. Асеев), оркестр народных инструментов (художественный руководитель и дирижер В.В. Вашколуп), духовой оркестр (художественный руководитель и дирижер А.А. Струсь), ансамбль скрипачей (руководитель Е.И. Гаценко, концертмейстер М.В. Яворская), ансамбль бандуристок (руководитель Л.Е. Дегтярева), хор (руководитель и дирижер М.И. Крупкин), а также солистов-вокалистов Лолиту Семерню, Михаила Крупкина.
Четыре года в Северодонецком музыкальном училище работал Университет музыкальной культуры. Северодончане встречались с любимыми композиторами-песенниками: Павлом Аедоницким, Георгием Мовсесяном, Тихоном Хренниковым, Вениамином Баснером, Оскаром Фельцманом, Юрием Саульским, Евгением Птичкиным, Евгением Крылатовым, а также с солистами Большого театра СССР, артистами московских государственных концертных организаций. Всего было проведено 168 концертов.
За годы своего существования училище подготовило и выпустило2050 молодых специалистов по шести специальностям, около семисот из них продолжили образование в вузах искусства и культуры, свыше 80 стали лауреатами различных конкурсов молодых исполнителей, более ста человек работают в нашем городе, в том числе 26 - в родном училище.
Старейшая детская музыкальная школа Северодонецка - № 1 - была открыта в 1957 году. Ее первым директором был Е.А. Лобко. Более 35 лет директором школы был Ю.П. Попов.За время своего существования школа дала музыкальное образование 2,5 тысячи человек. Из них около 500 человек продолжили профессиональное музыкальное образование . 23 выпускника работают в своей альма-матер. Среди самых опытных и талантливых педагогов можно назвать В.М. Скрипач, В.М. Панфило, Е.С. Колесник, Л.К. Долгинцеву. Школа воспитала лауреатов международных музыкальных конкурсов: Вадима Скрипниченко - аккордеон, Кирилла Овсийчука - фортепиано, Наталью Сухину - фортепиано, а также лауреатов Всеукраинских конкурсов - Виктра Ильченко и Анну Бондаренко - фортепиано, Алексея Ткаченко - баян, Викторию Родину - виолончель.
Школа славится своим концертным залом, великолепное оформление которого выполнил художник-реставратор С.И. Бурмлич.
Северодонецкая детская музыкальная школа № 2 была основана в 1966 году как вечерняя музыкальная школа, в стенах которой начали свой первый учебный год 87 учеников и 10 преподавателей. Возглавил коллектив В.С.Асеев. Старейшими преподавателями с первых дней рождения и становления школы являются Елена Григорьевна Ромас, воспитавшая окола сорока музыкантов и Н.Ф.Малафий, чья успешная работа принесла 89 побед на областных, три --на Всеукраинских и одну - на Международных конкурсах исполнительского мастерства.
В школе созданы и успешно работают 16 творческих коллективов. Организатором и бессменным руководителем народного и духового оркестров является В.А.Терентюк. Его работа получила высокую оценку коллег (14 призовых мест на областных конкурсах коллективов) и заслуженную любовь слушателей. Хорошо зарекомендовали себя симфонический оркестр, хор младших и старших классов, хор мальчиков, инструментальные и вокальные ансамбли.
Картина музыкальной жизни города была бы неполной без упоминания о об эстрадных группах. В 1988 году Игорем Бычковым и Виктором Турчаниным (в ту пору школьниками) была создана группа “Алоэ”, игравшая в стиле бард-рок. Уже в 1989 году она принимала участие в региональном фестивале молодой бардовской песни и была с восторгом принята северодонецкими зрителями. И началась череда поездок на фестивали рангом повыше, такие как Луганский рок-фестиваль, “Оскольская лира”, харьковский “Рок вокруг часов” и другие, где “алоэвцы” неизменно становились фаворитами публики и жюри, увозя первые премии и гран-при. Сейчас группа работает в Москве.
В 1977 году в Северодонецке был создан Клуб самодеятельной песни “Диалог”. У истоков его создания стояли его первый президент Виктор Розенцвайг,Виктор Черныш, Виктор Новиков, Аркадий Синаревский, Любовь Изоткина, Надежда Романова, Вера Бутова. Благодаря работе Клуба в Северодонецк приезжали самые интересные барды: Клячкин, Кукин, Городницкий, Визбор, Дулов, Дольский, Митяев, Долина, Розенбаум.
С 2001 года молодежная организация “Молодой Рух” стала проводить ежегодные рок-фестивали “Шалена весна” , в которых принимали участие северодонецкие рок-группы “Декамерон”, “Похоронное бюро”, “Люстра Ильича” и другие.
Многим в нашем городе знаком этот энергичный, всегда подтянутый, по-юношески стройный, хотя и немолодой уже человек. Директор музыкального училища, Заслуженный работник культуры Виталий Степанович Асеев - личность яркая, неординарная. Всю свою жизнь он посвятил служению Музыке. Он фанатично предан ей.
Предан Виталий Степанович и Северодонецку, ведь большая часть его сознательной жизни связана именно с этим городом. В 1957 году молодым специалистом после окончания Луганского музыкального училища приехал он сюда, стоял у истоков создания первой музыкальной школы. Позже организовал и возглавил музыкальную школу № 2. А еще позже был назначен на должность заместителя директора по учебной работе недавно открывшегося музыкльного училища.
Дважды судьба разлучала В.С.Асеева с Северодонецком, не разлучая, правда, с музыкой. Он был инспектором учебных заведений Луганского областного управления культуры, потом директором музыкальных школ в Крыму ( поселок Михайловка Нижегородского района, г. Севастополь). С апреля 1980 года он снова в Северодонецке . Назначен директором музыкального училища и вот уже свыше 20 лет возглавляет его. Также более 20 лет он является дирижером симфонического оркестра музыкального училища, известного не только в городе, но и за его пределами.
Дирижерская деятельность Виталия Степановича ведет отсчет с 1958 года, когда состоялся первый публичный концерт оркестра народных инструментов детской музыкальной школы. Гордится В.С.Асеев своей работой за дирижерским пультом государственного профессионального симфонического оркестра Луганской областной филармонии, который является дипломантом Всесоюзного конкурса и лауреатом конкурса имени “Молодой гвардии”.
Достаточно широка и разностороння общественная деятельность Виталия Асеева. Он дважды избирался депутатом Северодонецкого городского совета, где возглавлял комиссию по вопросам культуры. Более 15 лет он руководил городским отделом Музыкального общества Украины, был первым председателем Благотворительного фонда содействия строительству Свято-Христо-Рождественского храма в Северодонецке.
Виталий Степанович первым из работников искусства и культуры в нашем городе был удостоен почетного звания “Заслуженный работник культуры Украины”.
45 лет педагогической и творческой деятельности В.С.Асеева посвящены пропаганде музыкальной культуры, пропаганде активной и очень многосторонней. Концерты в Большом зале музыкального училища давно уже стали событиями городского масштаба, проходят при неизменных аншлагах и очень часто заканчиваются традиционными словами Виталия Степановича: “Приходите к нам на концерт”.
Геннадий Григорьевич Метелкин - выпускник Северодонецой музыкальной школы № 2. Получив профессиональное образование, он вернулся в Северодонецк. Его трудовая деятельность началась в 1975 году в музыкальной школе № 1. С 1992 года он - завуч, а через два года - директор музыкальной школы № 2.
За 30 лет педагогической работы Г.Г.Метелкин воспитал более 50 музыкантов, многие из которых продолжили обучение в музучилище и консерватории.
Активная жизненная позиция позволяет Геннадию Григорьевичу в течение многих лет совмещать успешную педагогическую деятельность с композиторским творчеством. Он является автором более 1000 произведений, среди которых обработки и оригинальные пьесы различной жанровой принадлежности, написанные для симфонического, народного и камерного оркестров, хора, ансамблей и солистов. Г.Г.Метелкин - участник и призер 15 различных композиторских конкурсов. Последний из них, посвященный 10-летию Независимости Украины, принес автору вторую премию за оркестровую пьесу на тему украинской народной песни “Чом ти не прийшов”. В творчестве композитора немало произведений о родном крае. Это - “Родной земле” на стихи Шумакова, “Гимн Северодонецку” на стихи Козодоева и “Гимн “Азоту” на стихи Бутова. За создание последнего автор был отмечен в номинации “Человек года” в 2001 году.

РЕЛИГИЯ

Иерей Г. ДубовикОсенью 1992 года в Северодонецк приехал с семьей по благословению архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия юный иерей Георгий Дубовик. Он был направлен сюда настоятелем еще не существующего прихода. Стаж работы священником один год - в Свято-Успенском храме города Горска. В Северодонецке появились настоящие трудности. В тот момент в городе действовало много сект, экстрасенсов, существовали языческие обряды. Уповая на Божью помощь, иерей (а ныне протоиерей) пошел к людям. Встречи, беседы, официальные переговоры - и он был услышан, В 1994 году был создан попечительский совет и началось строительство Свято-Христо-Рождественского Храма. Его открытие состоялось в феврале 2001 года.
Много сил и энергии, много труда было приложено отцом Георгием к тому, чтобы разбудить души людей, растопить Божьим словом через Православную веру порой окаменевшие от житейской суеты. Возникла необходимость организации воскресной церковной школы, позже - курсов катехизаторов.
Свято-Христо-Рождественский Храм
К осени 2002 года, когда широко праздновалось 10-летие становления православия в Северодонецке, наш город имел 2 вновь построенных и 3 приспособленных храма, 6 часовен, училище, просветительский центр, воскресные церковные школы.
Еженедельно в православной библиотеке проходит изучение Библии, беседы, просмотры видеокассет. Осуществляются паломнические поездки, в город прибывают великие Православные Святыни. В 2002-2003 годах в Северодонецке побывали чудотворная икона Боянской Божьей Матери с младенцем, икона Божьей Матери “Призри на смирение”, частица Креста Господня.
Женский монастырь
В декабре 2001 года Северодонецк посетил Митрополит Украинской Православной церкви Владимир Сабодан.
Был организован церковный хор, первым руководителем которого стал Юрий Головин.
Главный врач города предложил под храм участок земли со строениями бывшей Боровской больницы на Лесной даче. Сразу согласились. Люди уже знали о пророчествах инокини Параскевы о том, что на левом берегу Донца в этой местности воссияет великая Святыня православия. Место это привлекло иерея Георгия Дубовика своей чистотой, красивой природой. Здесь в сентябре 2000 года был открыт Христо-Воздвиженский Храм, продолжается строительство женского монастыря.

ЛИТЕРАТУРА

В 1965 году в Северодонецк из Донецка по приглашению возглавить отдел культуры в городской газете “Комуністичний шлях” переехал поэт Иосиф Курлат. При газете была создана студия детского литературного творчества “Джерельце”. Поэт выступил инициатором создания клуба молодого литератора “Ровесник”, которое со временем переросло во “взрослое” литературное объединение “Обрій”. В 1993 году ему было присвоено имя Василя Стуса. В газете появилась ежемесячная “Літературна сторінка”. Уже в 1966 году был проведен творческий конкурс “Ми з міста юності”.Первую премию получил журналист Валентин Пивоваров, две вторые поделили аппаратчик химкомбината Юрий Гамов и ученик СШ № 1 Семен Перцовский. А в следующем году на литературный конкурс “Народжені бурею” пришло уже более 400 работ. По инициативе И.Б. Курлата в городе проходили встречи трудящихся и школьников с поэтами города, устраивались общегородские вечера поэзии, был проведен двухдневный творческий отчет северодончан в Луганском отделении Союза писателей Украины. Луганские писатели высоко оценили творчество наших земляков. В 70-е годы популярным был конкурс имени Бориса Горбатова. В нем принимали участие не только местные авторы, но и профессиональные писатели. Зал Дворца культуры химиков на итоговых торжествах был переполнен. В годы перестройки способствовала привлечению молодежи к литературному творчеству и городская литературная премия имени Василя Стуса.
После смерти Иосифа Курлата в 2000 году городское литературное объединение возглавила поэтесса Зинаида Новоточенова. В Северодонецке хорошо знают и любят творчество таких членов “Обрія”, как Юрий Иванов , Владимир Корсунский, Виктор Козодоев, Лидия Кучеренко, Николай Бондаренко, Наталья Кулакова, Ольга Васильева, Татьяна Власова Владимир Предатько. Отдельно нужно назвать талантливого представителя северодонецкой поэзии, члена Национального Союза писателей Украины Татьяну Литвинову, чье глубоко философское творчество нашло признание и на международном уровне. А недавно членом Межрегионального Союза писателей стала работница Северодонецкой ТЭЦ поэтесса Наталья Кулакова.
С 1995 года опять-таки по инициативе Иосифа Курлата и при поддержке Президента АО “МрІя-Інвест” В.А. Грищенко в Северодонецке начинают проводиться ежегодные фестивали детской поэзии “Джерельце”. Поначалу они носят региональный характер, затем областной и к 2003 году приобретают статус национального. В 2001 году фестивалю присваивают имя И.Б.Курлата. В дни весенних каникул в Северодонецк съезжаются юные поэты из около 20 областей и регионов Украины. По итогам каждого фестиваля издаются сборники детской поэзии “Джерельце” - у ребят появляется уникальная возможность представить свои стихотворения широкой читательской аудитории.
Иосифом Курлатом был основан и издательский Дом “Надія України”, под крылом которого издавались детские газеты “Калейдоскоп”, “Дударик”, “Божья коровка”. к их изданию привлекались сами дети. А дети, которые их читали, имели возможность приобщиться к лучшим образцам детской поэзии и прозы. Много труда вкладывал Иосиф Борисович в редактирование и издание книжек местных авторов. Благодаря ему северодончане имели возможность пообщаться с известными поэтами и прозаиками: Евгением Евтушенко, Николаем Винграновским, Владиславом Титовым, Галиной Гордасевич.
В октябре 1999 года свет увидел первый выпуск литературно-художественного альманаха “МрІя” - сбылась мечта северодонецких поэтов, писателей, драматургов, публицистов и художников. Идея выпуска альманаха принадлежала Иосифу Курлату. Издание было осуществлено при поддержке Луганского областного благотворительного фонда духовного развития “Данко” (Президент В.А.Грищенко) и городского головы Северодонецка Владимира Грицишина. В 2000 году была выпущена вторая “МрІя”.

ХУДОЖНИКИ

А. Н. ЕньВ 1962 году при ДК строителей художником Игорем Николаевичем Пичугиным была организована изостудия, которая объединяла самодеятельных и немногочисленных в то время профессиональных художников.
Первая выставка художников Северодонецка была проведена в 1963 году.
Е. Р. ПолежаеваВ 1970 году в Северодонецке организуется филиал Луганского художественно-производственного комбината. Начинали работать в нем 4 художника: И. Пичугин, Е. Григоров, В.Горошенко, З. Шаповалова. Объем заказов на художественное оформление Северодонецка и окрестных городов был велик. Трудно перечислить все работы, которые выполнялись в то время: портреты передовиков, панно и плакаты, оформление пионерских лагерей, заводских столовых, ресторанов, профилакториев. Все большую часть продукции мастерской начали составлять монументальные работы: чеканные панно, росписи стен, гобелены и мозаика, витражи и граффити, керамические панно, резьба по дереву. Например, чеканное панно “Боян” в музыкальном училище им. С.С. Прокофьева, выполненное художником Эдуардом Налетовым, сохранилось до наших дней. В столовой СГППО “Азот” интерьер оформлен деревянной решеткой (резьба по дереву). Ее выполнил Анатолий Малахов. Вазы и настенные керамические панно Родиона Галимова можно встретить во многих уголках отдыха различных учреждений, во Дворцах культуры, профилакториях. Скульптор малых форм и парковой скульптуры Виктор Горошенко создал деревянные фигуры, которые еще и сейчас украшают территорию профилактория ТЭЦ “Энергетик”, а раньше их можно было увидеть и во дворах детских комбинатов № 10, № 26,№ 30, № 37, № 43. Мозаика на фасаде Северодонецкого детского спортивного комплекса и сегодня является одним из лучших произведений монументального искусства города.
В. В. ЦветнойВ 1970 году вышло Постановление Министерства культуры Украины об открытии детских четырехгодичных художественных школ в городах и районных центрах республики.
Е. П. МаковейШкола была открыта 20 сентября 1970 года в одноэтажном здании по улице Шевченко, 9А. Первым ее директором стала Зинаида Григорьевна Шаповалова. Первыми преподавателями были она и С.Н.Ружицкий. Первый набор составил 70 учеников в возрасте 11-14 лет.
С 1992 года школа располагается в помещении бывшего детского сада по адресу пр, Космонавтов, 6А. В ней учится 250 человек. Педагоги детской художественной школы И.М. Лабунская, А.Н.Ень, А.Н. Некрасова, Е.Р. Полежаева, В.Н. Погорилый - ее выпускники, окончившие соответствующие высшие учебные заведения. 17 лет - с 1985 года - художественную школу возглавлял Александр Николаевич Ень.
Р. В. ГалимовВ 1993 году был объявлен конкурс на герб Северодонецка. Первое место занял проект, представленный художником Владимиром Цветным. В 1998 году им же был создан проект знамени Северодонецка, получивший наивысшую оценку северодончан и утвержденный сессией горсовета. Сокол символике города.
Яна Чернобай4 ноября 1995 года северодонецкие художники получили очень ценный подарок - открылся городской выставочный зал. Теперь в нем постоянно организуются персональные выставки, презентации, тематические экскурсии, литературные и музыкальные вечера. Здесь можно приобрести понравившуюся картину, изделие прикладного, декоративного искусства. Сюда приезжают гости из других городов Украины. Северодончане имели возможность ознакомиться с особенностями творческой манеры всех художников города. Потрясает глубокий психологизм портретов Елены Маковей. Борис Романов представляет такой редкий вид искусства как экслибрис. Виктор Погорилый работает в области графики, живописи, художественной фотографии. Неповторима живопись Александра Еня. Привлекает разноплановость Владимира Цветного, особенно его натюрморты и дизайнерские работы. Яна Чернобай отдает предпочтение батику - росписи по ткани.
Художники города активно участвуют в литературных и театральных проектах.
В. Н. ПогорилыйХудожественное оформление обложки первого альманаха “Мрия” было выполнено Владимиром Цветным, второго - Виктором Погорилым. Леонид Шматко в соавторстве с сыном Иваном илюстрировали сборники детской поэзии “Джерельце”.
Николай Алексеевич Андрющенко, замечательный самодеятельный художник, которого считают певцом индустриальной мощи Донбасса (по его картинам можно изучать историю Северодонецка), много лет был художником-постановщиком Народного театра ДК химиков. В этом качестве он выступил в 30 спектаклях.
За разработку и выполнение декораций к спектаклю “Следствие ведет Колобок” театра юного зрителя ДК химиков Леонид Шматко в 2003 году в областном смотре-конкурсе “Театральный Олимп” получил диплом за 1 место в номинации “Лучшее художественное оформление спектакля”. Яна Чернобай как художник-постановщик сделала декорации к спектаклям городского театра драмы “Скупой рыцарь”, “Клоун и Компания”, “Комедия”, “Осенние цветы”. Она - сценограф и оформитель всех праздничных мероприятий, проходящих в ДК химиков.
Семья МалаховыхВ год 2000-летия Рождества Христового по просьбе городского головы Владимира Грицишина художники города приняли участие в оформлении новопостроенного Свято-Христо-Рождественского собора. Ими под руководством Елены Маковей были написаны иконы и выполнена роспись храмового предела. Икона “Воскресение Христа” кисти Елены Маковей стала украшением иконостаса центрального зала собора. Елена Полежаева выполнила список (копии) икон “Казанская Богородица” и “Господь Вседержитель”. Приняли активное участие в этом богоугодном деле и другие художники города.

БИБЛИОТЕКИ

Первая библиотекаВ Северодонецке слово “библиотека” стало входить в повседневный обиход с 1946 года. А началось все еще в далеком 1938 году, когда в поселке Лисхимстрой был построен клуб с залом на 400 мест и с помещением для библиотеки, которая обслуживала первых строителей поселка. Однако вскоре война разрушила этот первый очаг культуры.
После освобождения поселка началось активное восстановление разрушенного войной производства и жилья. Не забыли и о библиотеке. Организовать ее было поручено Вере Васильевне Виноградовой. Все библиотечное хозяйство разместилось на двух наспех сколоченных стеллажах. Основой книжного фонда первой библиотеки поселка стали личные книги, которые приносили рабочие для общего чтения.
К стихийному росту общественных фондов прибавилась значительная финансовая поддержка руководства химкомбината. В.В. Виноградова и В.Н. Аверьянова разыскивали книги для библиотечного фонда по всем городам и весям. Как их не хватало! А те, что были, часто переходили из рук в руки и возвращались основательно “зачитанными”, а то и без отдельных страниц. Вера Васильевна очень сокрушалась, а потом брала экземпляр такой же книги и переписывала от руки целые страницы, подклеивала их вместо утраченных.
Только в 1948 году было начато строительство двухэтажного дома в переулке Школьном, специально приспособленного для первой библиотеки поселка Лисхимстрой.
Сотрудники библиотеки
Вот как вспоминает о работе библиотеки в те годы старейший библиотекарь П.Я. Назаренко: “Вижу двухэтажный домик, утопающий в кустах сирени, очередь до самой пешеходной дорожки. Когда зашла в помещение, поняла, что в этом маленьком домике две библиотеки: на первом этаже - для взрослых, на втором - для детей. Я часто сюда приходила как читатель и не переставала удивляться, как они успевают выдавать , принимать, помогать добрым советом при выборе, и это в то время, когда постоянно стоит очередь. Маленькая комната, разделенная барьером: на одной стороне читатели, на другой - библиотекари. Это В.В. Виноградова, Н.А. Гилис и совсем еще молодая Ф.Д. Князева. Вот и весь штат - три человека”.
В 1961 году работу библиотеки возглавила С.И. Матвиевская - молодой грамотный специалист с высшим библиотечным образованием.
Сотрудники библиотеки ДК ХимиковШирилась и развивалась сеть передвижных библиотек. Появились общественные распространители книги. На самом крупном промышленном предприятии города - СГПП “Объединение “Азот” к концу 70-х их было уже более тридцати. Библиотечным обслуживанием были охвачены все базы отдыха предприятия и оздоровительный лагерь им. Ю. Гагарина. Возглавляли эту работу в разное время П.Я. Назаренко, Н.Ф. Жеваго.
Количество читателей возрастало из года в год, постепенно увеличивались книжные фонды библиотеки. Необходимо было новое помещение, и в 1967 году новым домом для библиотеки стал Дворец культуры химиков.
Долгие годы формированием книжных фондов библиотеки занимались Л.С Глушкова, Л.И. Герасимова, Л.П. Рукавишникова, З.Е. Воронова, Н.В. Зарубей .Благодаря их скрупулезному систематическому труду на сегодняшний день из всех аналогичных учреждений города библиотека располагает самым полным - 120 тысячным массивом книжного фонда по всем отраслям знаний и жанрам литературы.
Сотрудники библиотеки ДК Химиков
Систематизировать и организовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, а также пропагандировать лучшие образцы периодической печати на протяжении 20 лет была призвана Т.П. Гребенюк. Сегодня библиотека располагает обширным справочным аппаратом, где не могут потеряться даже редкие, уникальные издания.
Время требовало расширить сферы влияния библиотеки. В городе были открыты два филиала профсоюзной библиотеки предприятия. В них многие годы были для читателей компасом в книжном мире Е.Г. Захарченко, И.С. Ляшенко, а ныне являются Т.И. Новикова и Т.Н. Дворниченко.
Организатором массовой работы среди читателей стала заведующая отделом обслуживания Н.И. Коновалова. В каждом отделе обслуживания были свои энтузиасты и рационализаторы. Их авторитет у читательской аудитории был очень высок. Работники читального зала Н.И Набока, Л.М. Канчукова, Н.М. Кофтун - открыли для многих неиссякаемые источники познания.
На абонементе читатели могут самостоятельно пересмотреть массу литературы и при помощи библиотекаря найти нужную. А помочь в этом им всегда были рады: З.Д. Стеценко, Л.А. Лукьянова, О.В. Хорт, О.К. Головко.
Вдохновителем и организатором библиотечного обслуживания среди детей стала Г.П. Захарова, а затем ее сменила Л.А. Дьячкина. Вот уже четверть века она помогает детворе становиться умнее, образованнее, воспитаннее.
Последние 12 лет библиотечный коллектив возглавляет Н.М. Журавель. Этот период не назовешь самым легким в истории библиотеки. Однако вот уже 60 лет профсоюзная библиотека СГПП “Объединение “Азот” удерживает свои лидирующие позиции. Многим она помогла в становлении характера, в повышении общеобразовательного и профессионального уровня. Здесь выросли целые читательские династии, среди них Манзон, Соболь, Самсоновы, Кобзарь, Каленюк. Библиотека была признана ведущей среди библиотек химической промышленности страны.
Три директора библиотеки
В 1961 году в Северодонецке открывается первая массовая государственная библиотека. Ее основательницей была Аза Владимировна Нестерова - выпускница Харьковского института культуры. Поначалу библиотека располагалась на улице Полевой (нынешний проспект Химиков), в полуподвальном помещении. Вскоре, в 1964 году библиотека переехала в новое, просторное помещение по адресу проспект Советский, 54, где располагается и сейчас. Постоянно увеличивался штат библиотеки (а ведь начинали работать здесь всего два сотрудника), постоянно пополнялись библиотечные фонды. В 1969 году ЦГБ для взрослых была удостоена звания “Библиотека отличной работы”.
Для улучшения качества обслуживания читателей в 1975 году была создана централизованная библиотечная система, в которую вошли ЦГБ для взрослых и 11 филиалов, расположенных как в черте города, так и за его пределами - в поселках Боровское, Сиротино, Вороново, Боброво, Щедрищево.
До 1986 года бессменным директором библиотеки была А.В. Нестерова. Ныне она на заслуженном отдыхе. Затем ЦГБ для взрослых руководила Т.Н. Керова. Сравнительно короткое время коллектив возглавляла Л.Г. Гончарова.
В 90-х годах, после распада СССР, кризис народного хозяйства коснулся и библиотек. Из-за недостаточного финансирования в 1995-96 годах сократился штат работников центральной библиотечной системы, были закрыты 4 филиала.
В 1997 году была проведена децентрализация библиотек, в результате которой в городе появились 3 центральные библиотеки: для взрослых, для детей и для юношества.
В настоящее время руководителем ЦГБ для взрослых является Людмила Владимировна Черножукова.
На базе ЦГБ для взрослых на протяжении 9 лет функционировала “Женская гимназия”. Отдел искусств регулярно собирает северодонецких поэтов на занятия литературного объединения “Обрій”. А клубу знатоков “Эрудит”, состоящему из учащихся старших классов, в этом сезоне исполнилось 10 лет.
Коллектив библиотеки отличается редкой стабильностью, он состоит из людей, проработавших здесь 10, 15, 20 и более лет. Это ведущие специалисты З.П. Мироненко, Т.С. Голованова, С.В. Курганская, Т.И. Загорулько, Н.А. Чуйкова, О.А. Бобкова и другие.
Городская библиотека для детей начинала свою работу в 1955 году также в Школьном переулке. Руководила библиотекой Ирина Аркадьевна Никулина.
В 1972 году для библиотеки было выделено помещение на улице Лисичанской (Гвардейский проспект) на первом этаже жилого дома. Были открыты отделы обслуживания по возрасту: абонемент и читальный зал для учащихся 1-4-х классов, абонемент и читальный зал для учащихся 5-8-х классов.
Первыми библиотекарями были: М.И. Бахтина, Е.И. Павлова, П.Я. Назаренко (заведующая библиотекой с 1975 года), Г.М. Санталова, В.В. Загоруйко, О.В.Павленко, В.И. Байдина.
В 1976 году детская библиотека переехала в помещение по адресу улица Дзержинского, 6 (ныне улица Вилесова) - на первом этаже жилого дома. Были открыты новые отделы: справочно-библиографический, нотно-музыкальный, “Комната сказок”.
В 80-е годы Центральная городская библиотека для детей - база школы передового опыта по библиотечному обслуживанию детей.
П. К. ТерещенкоОдним из приоритетных направлений деятельности библиотеки, начиная с 1991 года, является содействие становлению украинской государственности, возрождению национальной культуры. В 1993 году в библиотеке начала работать “Школа юних українознавців”. Занятия проводились в специально оформленной комнате - “Українській світлиці”.Сегодня заведующей библиотеки является Ольга Трофимовна Шматько. Коллектив работает над созданием наилучших условий свободного доступа детей и подростков к информации, обеспечением наиболее полного удовлетворения читательских запросов, организацией досуга детей, развитием их творческих способностей.
Библиотека Городского ДК строителей открылась в июне 1963 года вместе с Дворцом. Финансировали ее профсоюзный комитет комбината “Ворошиловградхимстрой” и обком профсоюза строителей.
У истоков создания библиотеки стояли Людмила Федоровна Потапова - заведующая библиотекой, и Прасковья Кузьминична Терещенко, которая сменила ее на этом посту и продолжает руководить библиотекой и по сей день.
Неоднократно библиотеке присуждалось почетное звание “Библиотека отличной работы”. Большая работа проводилась библиотекой с молодежью. В общежитиях рабочей молодежи были созданы клубы по интересам - клуб “Лира” и клуб “Родина”, главной целью которых было привить у молодежи любовь к истории своей страны, ее художественному и литературному наследию.
В 1983 году на базе библиотеки был создан клуб политической информации “Мир сегодня”. Здесь проводились читательские конференции на тему “Книги-борцы за мир”, устные журналы “Моя страна - знаменосец мира”. В этом же году зародился литературно-музыкальный клуб “Сонет”, который продолжает свою работу до сих пор. Главная его задача - объединить любителей музыки, поэзии, литературы, искусства, познакомиться и пообщаться с интересными людьми. В программе клуба вечера классического романса и оперетты, творчества А. Пушкина, С. Есенина, А. Блока, Леси Украинки, В. Стуса, М. Кропивницкого, О. Вишни, У. Шекспира, Т. Шевченко и других. , встречи ветеранов Великой Отечественной войны, встречи с поэтами.
С мая 1993 года библиотека вместе с Дворцом перешла в коммунальную собственность горисполкома и работает под руководством отдела культуры.
Интересен опыт работы «Литературного кафе», который при помощи библиотек создали активисты общества книг Л.Михайловская, С.Каленюк, С.Перцовский. Оно работало на общественных началах.

ТЕАТР

В 1992 году в Северодонецк вернулся Александр Шмаль , закончивший Харьковский институт искусств и успевший нашуметь своими постановками в России - чего стоило лауреатство в Иркутской театральной весне! Александр вернулся с сумасшедшей по тем временам идеей - создать в городе профессиональный театр. В течение года он обивал пороги властных структур и госучреждений, убеждая, взывая и аргументируя. Неукротимый напор и страстная убежденность в правильности выбранной цели сделали свое: Шмаль стал первым директором и первым главным режисером Северодонецкого театра.
На зов Шмаля съехались его соратники и сокурсники по институту, и через несколько месяцев в актовом зале средней школы № 3 (театр еще не имел своего помещения) состоялась премьера “Бродяг Далласа” по Фрейну. Затем последовали “Босиком по парку” Саймона, “Сто тысяч” Карпенко-Карого, “Шиш Московский Джек-Патрушитель” Шергина, “Свадьба” по Зощенко и авторские спектакли “И на Нирвану капала свеча”, “Гамлет есть Гамлет, есть Гамлет, есть Гамлет…” (почти вне Шекспира) и “Нарцисс” - вторая часть дилогии “И на Нирвану…”, ставшая последней постановкой Шмаля в родном городе.
Ценители театра мгнвенно раскололись на два лагеря. Приверженцы традиционного театра не принимали и не желали понять эксперименты нестандартного режиссера. В свою очередь, театралы, склонные к восприятию авангардных течений в искусстве, ходили на все спектакли и устраивали овации.
На фестивале “Театральный Донбасс” в Мариуполе Александр Шмаль представил авторскую версию “Гамлета” и получил первую премию.
Александр Шмаль был директором и главным режиссером театра одновременно, но совмещать эти должности ему было все труднее. Театр оставался неприбыльным учреждением. Созданный при исполкоме художественный совет рекомендовал Александру Николаевичу передать финансово-хозяйственную часть в ведение крепкого хозяйственника.
Новым директором театра была назначена Надежда Несмашная. Она пригласила на постановку молодого режиссера Александра Бирюстюкова, уже несколько лет радовавшего северодончан своими спектаклями в молодежном театре ДК химиков. Постановка “Назара Стодоли” не оправдала надежд показать новое направление Северодонецкого театра. Это удалось Олегу Александрову, одному из актеров театра. Поставивший в Сумском музыкально-драматическом театре комедию “Темная история” Шеффера, молодой режиссер взялся за постановку в Северодонецком театре драмы Олби “Кто боится Вирджинии Вульф?”. Спектакль был очень тепло принят публикой.
Городские власти поверили в талант Александрова и предложили ему должность главного режиссера. Спектакль “Кроткая” по рассказу Достоевского вновь имел успех. Комиссия областного управления культуры, оценившая профессионализм представленных Александровым спектаклей, присвоила Северодонецкому театру статус государственного.
В 1998 году Александров осуществил постановку пьесы Ионеско . Комедия-ню “У-рок” на 4-м фестивале “Театральный Донбасс” получила вторую премию за лучшую режиссуру, две вторых премии за лучшую мужскую роль и вторую премию за лучшую женскую роль. В Северодонецке спектакль неизменно собирает кассу и зрителя.
В декабре 1998 года “У-рок” увидела театральная общественность Киева. Отзывы жюри не нуждаются в комментариях: “Театр в Северодонецке уникален”, “Это спектакль европейского уровня”.
Начинающий драматург Павел Морозов предложил Александрову сексцентрическую комедию “Мама Клава”, наполненную кроме вызывающих смех ситуаций околосексуальной проблематикой. В результате Театр драмы получил еще один кассовый спектакль.
Постановка спектакля “Путешествие в открытом сердце” по роману Андрея Платонова “Чевенгур” имела необычайный успех. Ценители театра устроили аншлаг задолго до премьеры - факт беспрецедентный в Северодонецке. Впервые десятки зрителей не попали на премьеру по причине отсутствия билетов. Те, кому посчастливилось больше, стали свидетелями рождения небывалого в истории украинского театра жанра - “экзистенциальной сказки”.
С 5-го фестиваля “Театральный Донбасс” спектакль привез рекордное количество дипломов и премий - семь.
Главный режиссер Олег Александров практикует и привлечение к постановкам в Северодонецком театре драмы приглашенных режиссеров. Так донецким режиссером Андреем Бориславским была поставлена “ЛюбоWь” Шизгала, а израильтянином Яном Баренбоймом “У каждого своя звезда” Красногорова.
Главным событием театрального сезона 2000-2001 года стала премьера спектакля “Осенние цветы” по одноименной пьесе Александры Погребинской. Режиссер-постановщик Олег Александров сделал смелый ход, вложив в уста главной героини-поэтессы стихи северодончанки Татьяны Литвиновой. Для постановки этого спектакля был предоставлен грант Президента Украины. В декабре 2001 года Северодонецкий театр драмы по приглашению министра культуры Украины Богдана Ступки ездил с творческим отчетом в Киев. В столицу театр возил спектакль “Путешествие в открытом сердце” и “Осенние цветы”. Этим же спектаклем театр открыл фестиваль современной драматургии в Белой Церкви. Спектакль “Путешествие в открытом сердце” произвел благоприятное впечатление на работников Министерства культуры и был рекомендован на Театральную Олимпиаду в Москву. А вот “Осенние цветы” были оценены неоднозначно. Пришла на спектакль и автор пьесы Александра Погребинская, которая отметила, что для нее это - новая трактовка.
11 марта 2001 года вошло в историю Северодонецкого театра драмы черной страницей. В этот день имел место прискорбный случай вандализма - кто-то поджег двери запасного выхода из зрительного зала с правой стороны здания (бывшего клуба “Стеклопластик”). Реанимация театра потребовала огромных капиталовложений, его ремонт продолжается по сей день. Но театр продолжает жить. Репетиции Олег Александров проводил в холле театра, а спектакли шли одно время на сцене ДК химиков, музыкального училища, а с осени 2003 года театру предоставлена сцена Городского ДК строителей. За это время была осуществлена постановка трех новых спектаклей - “Гоголь-моголь”, “Ненормальная” и “Персидская сирень”.

ДВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ
Дворец культуры «Химиков»

Первый клуб поселка Лисхимстрой был открыт в здании на нынешней улице Партизанской. В 1952 году клуб химиков начинает работать в новом здании, где теперь располагается Городской театр драмы. В 50-60-е годы сформировались художественные коллективы, которые затем не один десяток лет были визитной карточкой Дворца культуры химиков.
27 мая 1967 года торжественно открылся Дворец культуры химиков. Первым директором ДК химиков был В.И. Марьяновский, затем директором стала Эльза Павловна Резникова. Она руководила Дворцом культуры до 1974 года, затем его директорами были М.И. Чумак, Н.В. Титов, а с 1989 года - Л.И. Овчинникова.
ДК Химиков
Одним из старейших самодеятельных коллективов ДК является театральный, который существует уже полвека. Его создателями были режиссер Владимир Петрович Иванов и профессиональная актриса Вера Григорьевна Рожина. Они заложили основы театральных традиций, которыми теперь так гордится наш город. Их дело продолжил Владимир Борисович Волтлохин, а с 1965 года театром руководил Виктор Владимирович Ажиппо - выпускник театрального училища имени Щукина. Именно под его руководством в 1967 году театральный коллектив получает высшее для любительского театра звание “Народный самодеятельный театр”. А спектакль “Город на заре” по пьесе А.Арбузова завоевал Серебряную медаль на Республиканском фестивале. В историю Народного театра вошла и Большая Золотая Медаль за спектакль “Оптимистическая трагедия”, показанный на первом Всесоюзном смотре народного творчества, многочисленные победы в областных фестивалях “Театральная весна”. Театр просуществовал до 1991 года, а с 1983 года им руководила дочь основателей театра Инна Владимировна Иванова.
Группа любителей народного исскуства
В настоящее время театральные традиции во Дворце продолжают три коллектива: Образцовый театр юного зрителя, театр кукол “Оле Лукойе” и Молодежный театр.
Образцовый театр юного зрителя был создан на базе школы-студии Народного театра в 1972 году. Его бессменным режиссером является Нина Владимировна Костоусова.
Один из первых учеников Н.В.Костоусовой Александр Владимирович Бирюстюков после окончания в 1981 году Киевского института культуры создает молодежный театр ДК. И вот уже 15 лет он успешно им руководит. За это время режиссер поставил 37 разноплановых спектаклей. В 1996 году театру присуждается звание Народного молодежного театра. В 1999 году спектакль театра “Вечер” по пьесе А.Дударева завоевывает первое место на Всеукраинском фестивале “Театральный форум” в Киеве среди театральных коллективов учреждений культуры профсоюзов.
Театр кукол “Оле Лукойе” пришел во Дворец культуры недавно, в 2002 году. Однако коллектив существует в городе уже несколько лет. Оригинальный, самобытный, фантастический, воплощенная детская фантазия - так характеризуют театр специалисты. Сколько восхищений куклами выслушивают от детей и взрослых организаторы театра - руководитель Галина Ивановна Бычкова и ее помощница Лилия Петровна Калашник. Театр кукол радует своими постановками не только северодонецких зрителей. Он выступал в творческом отчете Луганской области в городе Киеве, детском центре “Артек”. Среди его последних наград - - диплом в номинации “За самый красочный детский спектакль” на Международном фестивале “Земля. Театр. Дети” в городе Евпатория в 2003 году.
1960 году журналист Николай Абрамович Баржанский и группа любителей народного искусства создают старейший коллектив ансамбль песни и танца Дворца культуры химиков. Талантливый организатор объединил вокруг себя людей разных профессий. В числе первых в ансамбль пришли слесарь-киповец Валентина Иванова, кровельщик Дмитрий Богданов, лаборант Анна и ее муж слесарь Богдан Стецюра и другие. Первыми вокально-инструментальными композициями были “Мы из города юности”, “Большая химия” и “Русская зима”. Все сценарии и песни для композиций Баржанский писал сам. В феврале 1966 года ансамблю было присвоено звание народного. Киностудия имени Довженко сняла об ансамбле фильм “Песни города юности”. Прославились солисты ансабля Галина Мурзай и Галина Головина.
Продолжают традиции народной хореографии и пения коллективы, которые были составными частями народного ансамбля, - танцевальный коллектив “Веселка”, которому в 2001 году было присвоено звание “народный” (балетмейстер Нелли Швечикова, репетитор Надежда Сердюк) и мужской вокальный ансамбль “Гук”, исполняющий в основном украинские народные песни (руководитель Николай Лавренюк).
“Младшим братом” “Гука” и “Веселки” является образцовый ансамбль песни и танца “Ровесник”, который представляет на суд зрителей вокально-хореографические композиции. Около 20 лет “Ровесником” руководят Елена Стояновская и Лидия Долгинцева.
Особое место в культуре города занимает Народный цирк “Меридиан”, которым с 1976 года руководит Петр Попов. Здесь постановкой номеров по основным жанрам циркового искусства занимаются и взрослые, и дети.
Перечень художественных коллективов гармонично дополняет коллектив эстрадного танца “Блик” (руководитель Ольга Драничникова). Он готовится отметить свое 20-летие.
Коллектив эстрадного танца ДК Химиков
Современную песню представляет эстрадный оркестр ДК и его солисты во главе руководителем Валентиной Булаховой. История его расцвета и развития связана с именами Владлена Пономаренко и Владимира Бобыря.
Нельзя не вспомнить и о бывшей Народной киностудии, которой руководил Виктор Кужелев. Ее участники запечатлели на кинопленке историю химкомбината. Все кинофильмы, а среди них “Здесь мы живем”, “Космодром большой химии”, “Курс на автоматизацию” и другие снятые по сценариям Н.Горнянского, В.Бутова,С.Перцовского, бережно сохраняются.
Широкое развитие получили клубы по интересам на базе ДК Химиков. В 1971-1996гг. здесь работали клуб друзей кино «Панорама» (руководитель А.Л. Новохатский), около 20 лет клуб любителей поэзии (руководитель С.П. Каленюк) и др. Впервые в городе в ДК Химиков был создан бизнес-клуб (ведущие С.Попова и С.Перцовский). По их сценариям были проведены первые конкурсы «Мисс Северодонецк».
Благодаря работе этих клубов северодончане познакомились с выдающимися произведениями киноискусства и поэзии, встретились со многими знаменитыми актёрами, режисёрами.
Творческие программы коллективов ДК гармонично сочетаются с работой по организации культурно-массовых мероприятий для работников объединения “Азот” и всех жителей города. Ежегодно здесь проходит более 500 мероприятий.

Городской Дворец культуры Строителей

ДК СтроителейДворец культуры строителей открылся в мае 1963 года. Во Дворце культуры работают 19 коллективов художественной самодеятельности, которые насчитывают 300 участников. Три коллектива имеют звание “народный”. Постоянно подтверждает свое профессиональное мастерство народный хор, которым руководит Иван Крохмаль. Студия пантомимы “Искусственное тело” народного театра, руководитель Сергей Бондаренко, является единственной, работающей в этом жанре, в Луганской области. Неизменно радует своими выступлениями ансамбль бального танца “Эврика” под руководством Сергея Кулакова. Эти ведущие коллективы являются лауреатами 1 и 2 Всеукраинских фестивалей самодеятельного народного творчества.
В Дворце функционируют 4 отдела - культурно-массовый, внешкольный, театрально-зрелищный, художествнный и библиотека. Созданы клубы по интересам. В 2002 году четверть века исполнилось клубу авторской песни “Диалог”, концерты которого собирают постоянную многочисленную аудиторию его поклонников. Вот уже 20 лет гостеприимно распахивает двери литературно-музыкальный клуб “Сонет” при библиотеке. Пожилые люди посещают клуб “Предвечерие”. Во Дворце собирается на свои заседания и Северодонецкая городская общественная организация “Просвіта”.
Коллективы Городского Дворца культуры строителей неизменно принимают самое активное участие в массовых городских мероприятиях.

ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ СПОРТА

Открытие Дворца спорта состоялось 5 мая 1975 года. Руководит Дворцом Н.А. Бондаренко, который работает в нем со дня основания.
Ледовый Дворец Спорта
За 29 лет работы Дворца спорта было проведено около 5500 мероприятий, на которых побывало около 5 миллионов зрителей со всей Луганской области.
Н. А. Бондаренко
В 2001 году Северодонецкий Дворец спорта был определен Госкомспортом Украины Олимпийской базой по подготовке к 20-м зимним Олимпийским играм 2006 года в г. Турин по зимним видам спорта (хоккею, фигурному катанию, шорт-трену).
Чемпионы мираДворец спорта неоднократно признавался лучшей базой в Украине и области по спортивно-массовой и оздоровительной работе. В 1984 году он занял второе место по Советскому Союзу в ряду аналогичных Дворцов спорта.
Сюда приезжали для участия в соревнованиях спортсмены со всех союзных республик СССР, а также из Чехии, Венгрии, Польши, Германии, Италии, Канады, США, Греции, Израиля.
В ДЮСШ при Дворце спорта воспитаны 3 мастера спорта по фигурному катанию: Руслан Шумаков, Татьяна Тропина и Наталья Иванникова. Последняя стала солисткой украинского “Балета на льду”, а ныне выступает в американском шоу на льду.
В историю Дворца спорта вошла проводившаяся здесь матчевая встреча СССР по хоккею. Участвовали в ней звезды этого вида спорта Александр Рагулин, Валерий Васильев. Здесь выступали многократные чемпионы мира и Олимпийских игр фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев и воспитанник украинского фигурного катания Виктор Петренко.
Во Дворце был проведен Чемпионат ССР по художественой гимнастике, в котором принимала участие чемпионка мира Ирина Дерюгина, а в 1980 году прошел международный турнир по фигурному катанию с участием команд СССР, Италии, Германии, Румынии, Венгрии, в которых участвовал чемпион Европы Игорь Бобрин.
Звезды советского хокеяВ разное время в Ледовом Дворце выступали золотые звезды советской, российской и украинской эстрады: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Евгений Петросян, Владимир Винокур, Игорь Крутой, Павел Зибров, Таисия Повалий и другие.
Традиционно во Дворце спорта проводятся торжественные мероприятия, посвященные юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне. С 1981 года здесь ежегодно собираются на прощальный бал выпускники всех школ Северодонецка.
Ледовые Дворцы спорта, аналогичные Северодонецкому, были построены также в Донецке, Харькове, Одессе. Но ледовое покрытие до наших дней сохранилось только в Северодонецком Дворце.

КИНОТЕАТР «СОВРЕМЕННИК»

Был открыт в 1966 году и на то время являлся самым современным и прогрессивным среди аналогичных учреждений культуры. Большой экран позволял демонстрировать широкоформатные фильмы. Ему было предоставлено право первого экрана.
Со временем кинотеатр терял зрителя. Потребовалась его реконструкция. Здание было продано одной из частных фирм, которая переоборудовала зрительный зал, оснастила “Современник” новейшей аппаратурой. 10 марта 2002 года кинотеатр вновь распахнул свои двери для северодончан. Несмотря на достаточно высокую цену посещения киносеансов, сюда приходит немалое количество посетителей. Их привлекает прекрасный объемный звук, высокое качество изображения и, конечно же, репертуар. В “Современнике” демонстрируются последние новинки мирового кинематографа, полнометражные мультиплика- ционные фильмы.