Вода из крана – счетчик считает

«Счётчики учёта воды (или водомеры) установлены в моей квартире уже много лет, и я не понаслышке знаком с тем «ненавязчивым» сервисом, который предлагает потребителям наше ГКП «Северодонецкводоканал».

Разговор идёт именно о государственной поверке указанных счётчиков.

В интервью «Вода из крана – счетчик считает» начальником абонотдела Л.И. Горбулинской почему-то скромно не сказано о том, что для проведения поверки абоненту необходимо четырежды(!) появиться в мастерской КП «Северодонецкводоканал» и при этом ещё выложить энную сумму из семейного бюджета для совершения совершенно ненужной ему процедуры.

Начнём по порядку.

1. Цитирую: «Абонент обращается в ГКП «Северодонецкводоканал» с просьбой снять пломбу и документально оформить снятие показаний водосчётчиков».

2. К вам приходит техник, выполняет работы, указанные в п.1, после чего вы самостоятельно (если можете) демонтируете счётчики и отвозите их в мастерскую водоканала. Здесь вам ориентировочно называют время, когда вы их сможете забрать с поверки.

3. В назначенное время вы вновь приходите в мастерскую, забираете свои приборы, несёте домой и монтируете.

4. После этого вам ещё раз предстоит посетить водоканал и в письменной форме обратиться о регистрации приборов учёта. И ещё раз к вам придёт представитель, чтобы их опломбировать.

Если вы работаете, то каждый раз вам необходимо отпрашиваться у начальника, терять время и т.д. Я уже не говорю о деньгах. Три года назад, во время предыдущей поверки, я уплатил почти тридцать гривень за это «удовольствие». В нынешнее время, с учётом инфляционных процессов, подорожания газа, увеличения курса доллара и Бог знает чего ещё, эта сумма наверняка увеличится в 2-3 раза.

пункт 3 статьи 28 «Поверка средств измерительной техники» Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 15 июня 2004 года №1765-IV гласит: «Порядок предоставления физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности (или собственниками), средств измерительной техники (результаты которой используются для осуществления расчётов за потреблённые для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду) на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) этих средств измерительной техники осуществляется за счёт предприятий и организаций, которые предоставляют услуги электро-, тепло-, газо- и водоснабжения» (выделено и подчёркнуто мной).

И ещё одно. Кабинет Министров Украины 21 июля 2005 года принял постановление №630 «Об утверждении Правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой и водоотведения и типового договора о предоставлении услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой и водоотведения». В разделе «Порядок учёта и оплаты услуг» пункт 9 абзац второй: «Квартирные средства учёта берутся исполнителем на абонентный учёт. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных средств учёта проводится за счёт исполнителя».

Как видим, и в Законе, и в Правилах (постановлении) чётко и однозначно сказано, кто и что должен делать.
И если мы действительно живём (или хотим жить!) в правовом государстве и готовы чтить не только приведенные документы, но и Закон «О защите прав потребителей», то законы необходимо исполнять, а не заниматься отсебятиной.

С уважением, Виктор Георгиевич Белоус»

Прокомментировать письмо нашего читателя мы попросили директора КП «Северодонецкводоканал» К.В. ПОТАПКИНА. Вот что он ответил:

1. Государственная поверка счетчиков холодной и горячей воды выполняется метрологическими подразделениями государственного предприятия «Луганскстандартметрология» и его филиалами в городах Луганск, Лисичанск и Стаханов. В Северодонецке в здании КП «Северодонецкводоканал» имеется изготовленная собственными силами установка по поверке водомеров, на которой должностными лицами территориальных органов и метрологических центров – государственными поверителями должен выполняться следующий комплекс работ: внешний осмотр водомеров, проверка герметичности, определение относительной погрешности измерений, оформление результатов поверки. С 2004 года помещение и оборудование водомерной мастерской сдано в аренду ЧП Вещунов В.В., который на основании договора с Лисичанским филиалом Луганского центра стандартизации, метрологии и сертификации Госпотребстандарта Украины №44-40-2004 от 26.01.2004 г. производит эти работы. График работы мастерской: вторник, четверг – прием водомеров, среда, пятница – их выдача.

2. Поверка средств измерительной техники производится в соответствии с требованиями ДСТУ 2708-99 «Поверка средств измерительной техники. Организация и порядок проведения». Конкретно, счетчики холодной и горячей воды (бытовые водомеры) поверяются по нормативному документу ГОСТ 8.156-83 «Счетчики холодной воды. Методы и способы поверки». Поверка водомеров выполняется только на стационарных поверочных установках в специальных лабораториях (мастерских).

3. Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Министерства промышленной политики и Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 15 июня 2005 года №141/212/91, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25 июня 2005 г. за №687/10967, установлен межповерочный интервал счетчиков холодной и горячей воды номинальных диаметров 10-20 мм, результаты измерений которых используются для расчетов в сфере бытовых и коммунальных услуг три года.

4. Тем же приказом поручено вышеназванным ведомствам в течение 2005 года подготовить предложения по решению вопроса проведения периодических поверок счетчиков воды на месте их эксплуатации без демонтажа. Но на 2007 год сведениями о принятии такого решения КП «Северодонецкводоканал» не располагает. Предприятие само более чем заинтересовано в упрощении процедуры поверки, поскольку несет неоправданные экономические затраты, содержит большой штат работников абонентского отдела, занимающихся установкой и снятием пломб, при этом из-за роста числа квартирных водомеров уже не справляется со всеми заявками, очередь постоянно растет. Однако решение проблемы находится в исключительной компетенции Госпотребстандарта Украины.

5. Статьей 28 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» предусмотрено, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги водоснабжения. При этом речь не идет о бесплатном проведении этих работ. Счет у предприятия один, и он состоит из средств, получаемых от потребителей, потому вышеназванные затраты должны бать внесены в тариф на услуги.

6. После принятия Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 г. №560 вводится в действие «Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий». Пунктом 29 этого Порядка предусматривается, что затраты по периодической поверке, обслуживанию и ремонту квартирных приборов учета воды и тепловой энергии включаются в состав платы за содержание домов, сооружений и придомовых территорий, т.е. квартирной платы.

7. Согласно п. 16.1. «Порядка формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения», введенного в действие постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2006 г. №959, в тариф на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения включаются затраты по периодической поверке, обслуживанию и ремонту домовых средств учета воды, причем только для тех потребителей, которые проживают в домах с такими счетчиками.

Анализ вышеприведенных документов свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы, когда подзаконные акты не уточняют нормы закона, а существенно их изменяют. Вины ни КП «Северодонецкводоканал», ни жилищно-эксплуатационных организаций, ни потребителей в этом нет. Но в любом случае, работы по периодической поверке водомеров должны оплачиваться потребителем или напрямую, или через тариф на водоснабжение, или через квартирную плату. На сегодняшний день, к сожалению, нет методики расчета этих затрат, потому что для каждой квартиры они индивидуальны по материалу применяемых труб, типу водомера, условиям установки и т.д. Да и несправедливо включать усредненные затраты для всех потребителей, в том числе и для тех, у кого водомеров нет. Вероятно, должен быть отдельный, повышенный тариф для обладателей водомеров, или все-таки лучше оплачивать конкретно сделанную работу.

По нашему мнению, проблема периодической поверки квартирных водомеров искусственно надуманна государственными структурами, которые получают львиную долю средств от нее. Возможно, лучше было бы перевести эти структуры на содержание из бюджета, что существенно сократило бы расходы населения, а создание развитой сети сервисных служб малого и среднего бизнеса по комплексному обслуживанию абонентов упростило бы саму процедуру.