Две стихии – один долг
У героев этой публикации разные натуры и военные специальности: один – подводник, другой – летчик. Но их объединяет одна профессия – защитник Отечества. Отмеченные наградами за многолетнюю безупречную службу и верность воинскому долгу, они и вправду заслуживают того, чтобы о них узнали наши читатели.
Все сценарии глобального термоядерного конфликта, рожденные в период «холодного противостояния», предусматривали обоюдное массированное применение баллистических ракет морского базирования. Причем, как советские военные спецы, так и специалисты условного противника, мыслили одинаково. Предполагалось, что первую скрипку в ходе этих операций будут играть подводные лодки, несущие на своих бортах ракеты с ядерными боеголовками. Как утверждают сами подводники, уже в конце 50-х годов прошлого столетия началось негласное соревнование двух мировых сверхдержав в вопросах создания все более совершенных и более оснащенных в военном плане подлодок.
Лучшие конструкторские умы, целые институты и отрасли народного хозяйства работали не только над созданием подводных лодок, но и над тем, как их обнаружить и уничтожить. Каждая из сторон стремилась достичь превосходства. Именно в этот период проходил службу на атомных субмаринах класса «Дельфин» проекта 665-667 БДРМ по классификации НАТО Delta IV – Павел Лукич Скороход.
Наш земляк, уроженец Сватовского района, он в сентябре 1959 года был призван в ряды Советской Армии. Степняк, видевший море только на картинах маринистов, он волею судеб попал в знаменитый город морской славы Севастополь. Три года срочной службы на катерах в составе Черноморской флотилии пролетели незаметно.
Невысок, коренаст, в парадной морской форме, вызывавшей зависть мальчишек и расположение девушек, запечатлен он на одном из любительских фото того времени. Казалось все: кончилась служба, прощай, море! Но судьба распорядилась иначе. И практически почти 20 лет Павел Лукич отдал морским походам под водой. Его служба проходила в Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океанах. Отсек подлодки, каюта становились ему родным домом на три-четыре месяца. Воинская специальность у П.Л. Скорохода – инженер-лейтенант, а первая должность – командир группы дистанционного управления ядерно-энергетической установкой субмарины.
Службу нынешний капитан второго ранга проходил в составе отряда атомных подлодок Тихоокеанского флота. За время боевых дежурств сменил три атомных лодки. Причем, каждый раз ему приходилось управлять атомной установкой все более усовершенствованной и модернизированной. Забегая наперед, скажем: закончить морскую одиссею Л.П. Скороходу довелось на знаменитой подлодке проекта 667 БДРМ, которая и сегодня в своем классе считается одной из самых удачных. Эта подлодка может нести на своем борту 16 баллистических ракет с разделяющимися боеголовками и 18 торпед. Ее залп способен стереть с лица земли все стратегически важные объекты предполагаемого противника. Пуск ракет подлодка может осуществлять из любой акватории мирового океана, причем только в подводном положении. Так что судите сами, где и как проходила служба Павла Лукича.
Еще сегодня он не вправе рассказывать об отдельных операциях и походах на субмаринах, но одним эпизодом поделился: за давностью времени с него снят гриф секретности. И поведал о нем Павел Лукич лишь в том контексте, чтобы лишний раз подчеркнуть надежность наших атомных подлодок. Проходя в районе Алеутских островов, подлодка, на которой нес вахту Скороход, находясь в подводном положении, столкнулась с американской субмариной. Удар последней пришелся рубкой в корпус нашего атомохода. По приходу на базу советские подводники обнаружили незначительные вмятины на корпусе и сорванные с американской подлодки номерные знаки. Противнику, по всей видимости, потребовалось экстренное всплытие, так как экипаж «Дельфина» наблюдал масляные разводы, что говорит о серьезном повреждении.
Вообще-то, если что-либо подобное происходит под водой, командир подлодки, не всплывая, передает экстренное сообщение в штаб флота, и там принимается окончательное решение.
Довелось П.Л. Скороходу и обучать подводников. Этим последние десять лет своей морской службы он занимался в Прибалтике, готовя экипажи для вновь построенных субмарин.
В 1987 году, уволившись из Военно-Морских Сил, капитан второго ранга местом своего проживания выбрал Северодонецк. Но и здесь он не сидел без дела, возглавлял штаб ГО НИИУВМ. В 1992 году окончательно решил уйти на пенсию. Поехал на родину, в отцовский дом, в село Преображенное и … неожиданно почти на три года сделался капитаном. Нет, не подлодки, а корабля хлебных полей – комбайна. Однако возраст и служба дают о себе знать. Ныне Павел Лукич один и заслуженных ветеранов Вооруженных Сил. 23 февраля – это его праздник. В общей сложности он отдал защите Отечества без малого 30 лет безупречной воинской службы. И какой! Одна кругосветка, почти два года подводной вахты на глубинах 100 и более метров рядом с сердцем субмарины – ее атомной энергетической установкой.
* * *
В отличие от предыдущего героя Александр Дмитриевич Петренко о небе мечтал с детства, поэтому после десятилетки подал документы и успешно сдал экзамены в Луганское высшее военно-авиационное училище штурманов им. Пролетариата Донбасса. Окончив его в 1975 году, вместе с лейтенантскими погонами получил направление для прохождения службы в авиацию Краснознаменного Северного флота. Полеты начинал третьим штурманом на ИЛ-38, но вскоре был переведен в гидроавиацию на Б-12. Как шутит Александр Дмитриевич, хоть и выбрал он для профессии воздушный океан, но с водой (по гороскопу он –Водолей) связан практически всю жизнь. На военной службе – гидроавиация, на гражданке – фирма «Континент», которая занимается подготовкой, очисткой и разливом питьевой воды «Ледниковая».
На Б-12 он пролетал до 1993 года. Перед его авиаполком ставилась задача вскрытия подводной и надводной ситуации на рубеже мыс НордКап – остров Медвежий. В этой проливной зоне летчики отслеживали прохождение подлодок вероятного противника.
Засечь субмарину с гидросамолета можно с помощью радиогидроакустических буев. Как штурман, в случае надобности, А.Д. Петренко, планировал разброс буев и с помощью специального оборудования, имеющегося на борту, съем соответствующей шумовой информации.
– За время службы лично я, – рассказывает Александр Дмитриевич, – обнаружил и засек четыре подводных цели. Их присутствие было подтверждено надводными кораблями флота. Говоря проще, в задачу авиаполка входило обнаружение субмарин противника на дальних рубежах, дабы упредить их вторжение в наши территориальные воды. Зачастую наше пяти-шестичасовое боевое дежурство проходило, как говорится, крыло в крыло с американскими патрульными самолетами.
В качестве доказательства А.Д. Петренко достает фотоснимки времен службы в авиации, где отчетливо видны американские «Орионы», летящие параллельным курсом.
– В переговоры с ними не вступали? – задаю вопрос.
– Что вы, это категорически запрещено. Переговоры военных пилотов двух разных стран разве что в художественных фильмах можно встретить. Режиссерам так хочется.
А взаправду Александра Дмитриевича снимали и в кино, а вернее в 20-минутной телепередаче «Служу Советскому Союзу!». Была такая. Героев для нее отбирали и утверждали на уровне командования штаба флота. Вот на каком счету был штурман Петренко.
Б-12 очень надежный гидросамолет. На его борту находится довольно серьезный бомбо-торпедный арсенал, который в случае обнаружения субмарины противника мог быть сброшен с целью уничтожения.
– Правда, – поясняет Александр Дмитриевич, – для того, чтобы потопить всего лишь одну подлодку по статистике должны погибнуть четыре авиаполка. Такова цена авиации за выполненную задачу. За время моей службы нештатная ситуация случилась только раз. В 1982 году на подходе к аэродрому летающая лодка подвела: запомпожировал двигатель, и ветром ее снесло на сопки, где первый пилот совершил, хоть и не очень мягкую, но без жертв и особых разрушений самолета, вынужденную посадку.
С годами она-то и дала знать о себе. В 1993 году, налетав более четырех тысяч часов полетного времени, в звании майора в должности штурмана эскадрильи Александр Дмитриевич уволился из армии, но небо не оставляет его. Часто снится родной Б-12, навигационные приборы, сослуживцы… А вот полетать на самолете даже гражданской авиации с той поры все не доводится.
– Но обязательно, обязательно поднимусь в небо, – не без грусти в голосе говорит А.Д. Петренко.
Весной особенно высока голубая высь, небо, как магнит, тянет к себе тех, кто когда-то отдал ему лучшие годы и вовсе не жалеет об этом.
Эдуард ЯРОВОЙ