КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА И ГРАЖДАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА.
«ГРАЖДАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА»
Начатая три недели назад акция «Гражданская коммунальная самооборона» с одной стоны – то есть от рядовых граждан сразу получила широкую поддержку и стала распространяться по всей Украине. Требования её просты – сначала договора со взаимной ответственностью и социальной защитой, затем создание конкурентной среды в сфере коммунальных услуг, а только – затем – изменённые (а не обязательно повышенные) тарифы. Для наших законопослушных и сомневающихся граждан ведущими юридическими фирмами Луганска было также дано высококвалифицированное юридическое обоснование позиции: «Платим по старым расценкам, пока не выполнят наши требования» - а именно, о том, что суд с 1 января 2006 г. не имеет никаких законных оснований взыскивать плату за коммунальные услуги без договора.
Незамедлительно с другой стороны начались упреждающие действия, - горисполком срочно организовал «круглый стол» по коммунальной теме, а «Дуссманн», боясь потерять «прибыля», срочно начал насильно «всучивать» свои кабальные договора жителям Ленинки и Камброда. Фактически на первой линии «гражданской коммунальной самообороны» уже развернулись разведывательные бои местного значения.
Но неформальному движению это только добавило силы. По словам координатора акции Морозова С. И. – все те, кого пытались изнасиловать «Дуссманнским» договором уже стали нашими сторонниками, а тем кого ещё будут пытаться – просто нет другого выхода, как стать активным участником акции. А когда люди получат непомерные счета за не предоставленные коммунуслуги (наример, - «Теплокоммунэнерго» уже прислало счета за октябрь жильцам не отапливаемых квартир) – то участниками акции станет вся городская громада. И будет права.
На этих двух моментах - круглом столе и договоре «Дуссмана» остановимся поподробнее.
КВАРТИРУ ОТБЕРУТ СОВСЕМ НЕ БОЛЬНО -
ПОД ДОГОВОРОМ «ЧИРК» И ТЫ СЧИТАЙ – ЖИВЁШЬ НА НЕБЕСАХ
У многих участников круглого стола 9 ноября в горисполкоме договор с «Дуссманном» был на руках. Кто-то метко его окрестил: «Договор системы ниппель», поскольку работает только в одну сторону.
Беглый его просмотр показывает: статей о правах больше у «Дуссмана», а статей об обязанностях больше у жильцов (?!). Прямо таки, как у скаредной хозяйки – во всём виноват квартирант. Но недаром С.Кравченко поднял вопрос о менталитете людей. О менталитете платежей поговорим попозже – не такой уж он и плохой. А вот на менталитете хозяина в городе стоит остановиться.
Наша городская громада есть хозяин всех городских коммунальных предприятий (ГКП) и всего того, что на их балансе находится. Получается, что мы с Вами вроде бы как акционеры. Городской совет мы выбираем по аналогии с избранием Наблюдательного совета в акционерном обществе. Как в одном, так и в другом случае мы доверяем блюсти наши интересы собственников. Причём каждый студент может сказать, что истинными хозяевами, конечно, являются акционеры а не только члены наблюдательного совета. А Наблюдательный, или в Луганске, - городской совет просто наделён полномочиями и ответственностью наши интересы блюсти.
Наблюдательный совет акционерного общества нанимает исполнительную дирекцию, а городской совет нанимает исполком. То есть исполком во главе с мэром и его замами – это наши нанятые приказчики, которые должны нам служить. Можно с уверенностью сказать, что менталитет наших людей, как хозяев в городе – созрел. Нет только опыта его практического использования. Но он сейчас появится через вынужденную защиту личного интереса собственника жилья и условий проживания в нём.
А вот менталитет наших приказчиков из ГКП и исполкома, ими командующими, что в городе хозяева только они, а мы с вами – приблудные квартиранты – имеет практику. Такой менталитет как раз и лежит в основе договора с «Дуссманном».
Но вернёмся к самому договору. Чего только стоит пеня в размере 2% за каждый день просрочки квартплаты. Причём в договоре этот пункт повторяется аж два раза. А вот ответственность самого «Дуссманна» сводится только к уменьшению квартплаты, если он чего-то не выполнит.
А вот если он плату не пересчитает, или вообще ничего делать не будет, то жильцы не могут обратиться в государственный суд, а могут обратиться только в третейский. Надо понимать, который создан при самом «Дуссманне».
Но это ещё не всё.
АКЦИЯ: «ГРАЖДАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА»
ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ ДЛЯ НАЧАЛУ АКЦИИ «ГРАЖДАНСКОЙ КОММУНАЛЬНОЙ САМООБОРОНЫ, ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ?
КАКОВЫ ЕЁ ЦЕЛИ? И В ЧЁМ ЕЁ СУТЬ?»
Повышение Тарифов – это, больше повод, чем причина. Причина в том, что коммунальное хозяйство на грани развала, а повышение тарифов – это не выход из кризиса.
Посмотрите, последние годы никто в Украине коммунальным хозяйством не занимался - «ехали» на старом запасе прочности. Этот запас, - ещё из прошлого века, - кончился, старая система ЖКХ, также из прошлого века, - безнадёжно устарела. Срыв отопительного сезона по всей Украине в этом году, наш Алчевск в прошлом и гепатит в нашем Суходольске от питьевой воды в 2004г. – яркий тому пример. Выход из системного кризиса – срочная реформа коммунального хозяйства в полном объёме. А нам предлагают только повышение цен.
Но!!! Это – итог только последнего этапа реформирования ЖКХ. А до этого необходимы ещё два основных этапа.
Первый – перевод работы Коммунальных Предприятий с «навязательной» на договорную основу. Где с одной стороны ГКП, а с другой – непосредственный потребитель, - ОТВЕТСТВЕННЫЙ КВАРТИРОСЪЁМЩИК И ФИЗЛИЦО!!! Что бы этот ответственный квартиросъёмщик точно знал – за что, сколько и кому платить.
Типовой договор есть в законодательстве, его необходимо расширить и публично, большинством громады одобрить. Он обязательно должен содержать следующие статьи:
Во-первых. ВЗАИМНЫЕ обязательства с уплатой штрафов с двух сторон.
Во-вторых. Прозрачный и доступный механизм контроля за уплаченными средствами.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО – статьи защищающие социальную безопасность граждан!!! Например, - статью о том, что жильё ни в коем случае не может быть средством платежа или залога за непроплаченные коммунуслуги. Да и другое имущество – тоже.
В этом есть глубокий социальный смысл, потому, что тогда уровень тарифов прямо противопоставляется только уровню доходов. И сразу видно – на сколько они соответствуют друг другу.
Ну представьте, что нам «навязали» цену отопления в тысячу гривен за квадратный метр. Смотришь, а к концу отопительного сезона ты – как раз квартиру и должен.
Второй этап – Создание конкурентной среды в сфере коммунальных услуг. Чтобы можно было выбирать – с кем заключать договора. Или выбрать способ коммунальных услуг, например – индивидуальное отопление или централизованное. Эти два этапа должны идти параллельно. и предусмотрены в вышеупомянутых Законах 2004 года.
Здесь необходима также программа инновационных и энергосберегающих технологий.
В результате проведенной в полном объёме и с соблюдением социальных гарантий коммунальной реформы мы должны достигнуть простой и понятной цели – чтобы человек спокойно и комфортно жил в своей квартире или доме и был хоть чуточку от этого счастлив.
Но каким методом можно заставить государство и власть на всех уровнях всерьёз этим заняться?
Простым и эффективным – Акцией гражданской коммунальной самообороны, метод которой - оплата коммунуслуг по старым тарифам до тех пор, пока реформа не пройдёт в полном объёме и согласно наших законных требований. Это – единственно правильный выход.
ВЫ САМИ РАЗРАБОТАЛИ ТАКУЮ ПРОГРАММУ ГРАЖДАНСКОГО НЕПОВИНОВЕНИЯ?
Нет, мы абсолютно ничего не выдумали. Всё это предусмотрено Законами «О жилищно-коммунальных услугах» и О коммунальной реформе, принятых ещё в 2004году. Просто их два года никто не думал выполнять. Так что наша акция – это не акция гражданского неповиновения, а наоборот – Акция гражданского законопослушания. И, парадокс как раз в том, что мы, граждане, призываем как раз органы власти выполнить Закон.
А НЕ БОИТЕСЬ ЛИ ВЫ, ЧТО ЧЕРЕЗ СУД МОГУТ ВЗЫСКАТЬ РАЗНИЦУ?
Да в том то и дело, что не могут. Мы обратились к юристам и в прессе ведущими юридическими фирмами Луганска было опубликовано полное законодательное обоснование нашей правоты.
Объясню коротко. Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» 1 января 2006 вводится обязательное заключение договора в сфере коммунальных услуг на оговоренных в законе условиях. Все иные договора и односторонние обязательства ( типа расписок, -«Я обязуюсь оплачивать коммунуслуги») утачивают силу. А у нас почти ни у кого договоров и не было.
Дальше. Согласно Гражданского кодекса Украины Ст.14. «1. Гражданские обязанности выполняются в пределах, установленных договором или актом гражданского законодательства», - Решения местных советов о тарифах как Акты гражданского законодательства всё-таки действовали для всех и без договора, - но только до 1 января 2006 года, пока не вступил в силу пункт Закона о договорах.
А, поскольку в ч.5 Ст 4 ГКУ говорится: «Иные органы государственной власти Украины могут издавать нормативно правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом», то с 1 января 2006 года, когда вступило в силу требование закона о заключении договора, любое Решение местного совета о тарифах само по себе не действует, поскольку оно не может быть выше закона, а должно быть только в рамках закона, то есть подтверждено договором. А его нет.
«Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются:
1) договоры и другие сделки». Гласит Гражданский Кодекс Украины (Ст.11).
Следовательно, - если нет договора, – нет и никаких юридических оснований для взыскания обязательств по оплате коммунальных услуг. Значит, никакой суд эти обязательства не взыщет. А людей обвинять нельзя в том, что они не шли заключать договора. Закон обязывает ГКП разработать и предложить эти договора.
Кстати о ситуации с тарифами в Киеве – согласно наших юридических обоснований, - зарегистрировали в МинЮсте тарифы или нет, - это Решение о тарифах есть внутренний документ самой Киеврады. Для нас, граждан, оно вступит в силу только после того, как мы подпишем договора. А попробуйте ещё подписать. Законом даётся месяц на их изучение, затем пишется протокол разногласий и всё начинается сначала.
НО ТАК МОЖНО И ГОД И ДВА ТЯНУТЬ С ДОГОВОРАМИ.
СКОЛЬКО БУДЕТ ДЛИТСЯ ВАША АКЦИЯ?
Да здесь очень много кропотливой работы. Но она должна была быть сделана за два предыдущих года. Поэтому люди имют полное моральное право платить ещё два года по старым расценкам.
Но сеть ещё такие объективные условия. Например, только что закончилась в Украине неделя Европейского качества. Поскольку мы очень серьёзно ставим вопросы, то мы участвовали в «круглом столе», организованном «Луганскстандатрметрологией» с целью систематизировать все ГОСТы и нормативные акты в коммунальной сфере. Это немало времени займёт. Но мы там узнали, что утверждены Европейские стандарты в этой сфере. И как нам сказали специалисты, внедрять их будут года два. Вот Вам и срок акции и проведения реформы. И то, если мы будем её требовать.
И ВЫ НЕ ПОЙДЁТЕ НА КОМПРОМИССЫ?
Органы власти всегда под компромиссами подразумевают уступки им. Поэтому я хочу сказать, что самой акцией «Гражданская коммунальная самооборона» мы сделали первыми шаг навстречу – предложили начать реформу и платить по старым тарифам, в то время, как вовсе могли не платить. Теперь очередь за органами власти.
А взгляните на проблему в масштабах станы. Затраты на её решение есть общая сумма по всей стране. Можно расходы взять на себя государству полностью, можно распределить между государством и нами и можно всё взвалить на людей – так и сделали.
А мы говорим, -«Нет. Давайте вместе, на паях. И мы свой посильный пай – оплату по старым тарифам вносим. Очередь за тобой, Верховная Влада во всех трёх ипостасях».
И это справедливо.
А ЕСЛИ КОММУНАЛКА РАЗВАЛИТСЯ БЕЗ ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ?
Скажу Вам по секрету. Мне уже позвонил знакомый из ГКП и сказал спасибо за акцию. Я думал, что это подвох. Но он объяснил простым понятным языком, что для них лучше стопроцентная оплата по старым тарифам, чем обвал платежей по новым.
Старых тарифов ЖЭКам хватает на аварийное обслуживание, штат с паспортисткой и дворником и вывоз мусора. А если будет много денег, то они в этой системе до ЖЭКов не дойдут. Ремонты будут делать «иные» фирмы», устанавливая нам серебряные трубы с золотыми вентилями.
Да Вы посмотрите на новые тарифы по теплу. Наш горисполком рассчитал их по 4,56 за кв.м. Говорит – по формулам. Ранее облсовет утвердил тариф в 9грн за кв.м – по тем же формулам. В Станично-Луганском районе рассчитали – 9.90; в Сватовском – 12 грн.
Мне это всё напоминает старые времена. Область дала план – 9.00грн, один район его перевыполнил- 9.90, а второй взял встречный план – 12 грн.
Что касается Луганска, то очень похоже, что установленный областным советом тариф в 9 грн просто поделили пополам и добавили 6 копеек, - что б никто не догадался.
Что касается субсидий, так это тройной обман.
Первый – обманывают людей, так как субсидии проблемы не решают.
Второй – собираются раздеть бюджет на необоснованных тарифах.
И третий – эти деньги продерибанить.
Понимают ли это в Правительстве?
А ВЫ ГОТОВЫ ИДТИ НА КОМПРОМИССЫ?
Органы власти всегда под компромиссами подразумевают уступки им. Поэтому я хочу сказать, что самой акцией «Гражданская коммунальная самооборона» мы сделали первыми шаг навстречу – предложили начать реформу и платить по старым тарифам, в то время, как вовсе могли не платить. Теперь очередь за органами власти.
А взгляните на проблему в масштабах станы. Затраты на её решение есть общая сумма по всей стране. Можно расходы взять на себя государству полностью, можно распределить между государством и нами и можно всё взвалить на людей – так и сделали.
А мы говорим, -«Нет. Давайте вместе, на паях. И мы свой посильный пай – оплату по старым тарифам вносим. Очередь за тобой, Верховная Влада во всех трёх ипостасях».
И это справедливо.
Сила нашей акции в том, что не надо выходить на улицу, а надо спокойно ждать от власти выполнения закона. Просто стоять сплочённо и платить по старым тарифам, пока наши требования не будут выполнены и коммунальная реформа не пойдёт в полном объёме.
У нас много сторонников. А когда люди получат свою получку, а затем непомерные коммунальные счета, то все станут участникам нашей акции.
Но мы готовы помогать органам власти в выполнении наших законных требований, если они самине могут. А вот если они не хотят (ну кому понравится реальный контроль, который мы требуем), то тогда… – будем воспитывать.
Мы знаем, что делать, но боюсь, что органы власти не только не знают, что делать, но и вообще не могут понять современного процесса. Но надеюсь на лучшее.
А всех граждан Украины призываю поддержать нашу акцию. Давно пора строить Украину снизу от каждой семьи, от каждого дома.
КАК ПРОИТАЛЬЯНИТЬ ПСЕВДО- ЕВРОПЕЙСКИЕ ДОГОВОРА
Отметим ещё один успех акции «Гражданской коммунальной самообороны» – экономический. В отсутствии договоров мы сэкономили месячную разницу между новыми и старыми тарифами. Не удивляйтесь – договора вступают в силу только с момента его подписания. В перспективе до нового года ещё одна месячная экономия, так как если сейчас начнут договорную кампанию, то при вручении нам договора, мы, по закону можем его не подписывать в течение месяца, изучая его смысл вместе с юристами. А если найдём нарушение наших прав, то пошлём протокол разногласий – и всё с начала. Тем не менее, в общественную приёмную обращаются пожилые луганчане со слезами на глазах: «Что делать, если я договор подписала не глядя – на доверие? (Это с 2% штрафов за каждый день просрочки и возможностью взыскивания долгов через имущество, то есть – квартиру). Не волнуйтесь, старые договора «Дуссманна» публично признаны органами городской власти не соответствующими закону.
А сейчас проведём маленькую инструкцию, как грамотно и в соответствии с законодательством избежать преждевременного заключения Договоров «псевдоевропейского уровня» типа Дуссманновских.
Этим мы обезопасим свой тыл, потому что вполне возможно, что пока мы подаём свои требования и предложения к органам власти, - людям опять попытаются «всучить» «непотребные» Договора, по которым можно остаться без квартир.
Народ уж натерпелся унижений от разной провластной номенклатуры, которая даже на жалобы не реагирует, а только слушает, да ест. Пора и власть употребить, свою, настоящую.
КАК АУКНЕТСЯ – ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
Каждый наверняка сталкивался с унижением простых граждан чиновничьей братией.
- Ну, например, когда люди пришли на приём к какому-либо «начальнику» в официально отведенный день и час, а его нет. Уехал по делам. А что? Дела у пришедших помельче, или они ростом пониже?
- А как часто, выйдя из «высокого» кабинета, «начальник» просто не замечает посетителей и уходит не известно насколько и неизвестно куда. Что? Люди у двери кожей «чёрные», что их не видно?
- Или когда Вас выставляют за дверь кабинета только потому, что девчушка, которую Вы содержите за свои налоги, не успела доболтать с подругой или допить чай (в рабочее-то время).
- А самое маленькое замечание от «маленького украинца» даже не очень большому чиновнику воспринимается им вообще как личное оскорбление.
О письмах, обращениях и жалобах на которые не обращают внимание, делают по ним отписки или просто по ним не отвечают, - можно говорить бесконечно.
И верх цинизма – когда чиновник умышленно и явно нарушает закон, а обиженному человеку заявляет: «А не согласен – попробуй подай на меня в суд !»
«Гражданская коммунальная самооборона» предлагает этот горький опыт граждан применить строго наоборот и на свою пользу. То есть воспользоваться для игнорирования и избежания досрочного получения Договоров на оказание коммунальных услуг точно такими же способами, какими игнорировали нас чиновники, пока мы не разработаем свои приемлемые образцы. Так мы получим не только законный месяц срока для изучения Договора после его официального вручения, но и можем оттянуть на долгое время сам факт этого официального вручения.
НАС НЕ ДОГОНЯТ. НАС НЕ ПОЙМАЮТ.
Даже дети знают, что первый приём борьбы самбо (самооборона без оружия) – это бег. Вот и мы первый эшелон нашей самообороны на коммунальном фронте так и назвали: «Нас не догонят».
Случай первый. Вас приглашают в ГКП вручить договор для ознакомления.
Наша первая линия самообороны:
Если Вам не нужно за чем-либо идти в коммунальную службу – просто не ходите туда. Вызвать Вас принудительно ГКП не имеют права – это не прокуратура. Могут только приглашать. Ну а мы туда пойдём также быстро, как соответствующая коммунальная служба спешит к нам по нашему приглашению. Словом никак.
По закону и коммунальное предприятие и потребитель обязаны заключить договор. Но коммунальное предприятие обязано ещё его и разработать, а, значит, именно оно и должно предложить на рассмотрение потребителю свою разработку Договора. Вот пусть к нам и приходят.
Случай второй. К Вам домой пришёл представитель ГКП и принёс договор (видите, всё-таки зауважали потребителя как клиента и хозяина).
Линия обороны. 1) Вы имеете полное право засомневаться, - кто перед Вами, - мастер ЖЭКа или вор-домушник. Для этого проведите его проверку по тем правилам, по каким проверяли агентов переписи населения. То есть у работника ГКП должно быть служебное удостоверение с печатью организации, паспорт, доверенность от этой организации на раздачу договоров для ознакомления, и где указан телефон, по которому можно позвонить и удостовериться, что такой сотрудник такого-то вида у них действительно работает. Если всего этого нет, или телефон, по которому Вы обязательно должны позвонить в ГКП, - не отвечает, то отсылайте его… обратно в ЖЭК.
2) Если все документы в порядке и по телефону подтвердили, что сотрудник с такой фамилией и такого внешнего вида в ГКП работает, то Вы можете:
а) Получить договор для ознакомления, не расписавшись нигде в его получении, если Вам этого не предложили. Такое получение без расписки не есть официальным и месячный срок на его рассмотрение не включается. Вы его можете просто «потерять», как часто»теряются наши письма в чиновничьих кабинетах. И, в таком случае смело сказать, что его не получали.
б) Но, скорее всего Вам предложат расписаться в получении, тогда на обратной стороне Договора или в ведомости необходимо написать полную фразу: «Договор для ознакомления сроком на месяц получил» и поставить дату. И ни в коем случае сразу договор не подписывать – так говорит закон.
Помните! Договор имеет право официально получать под роспись только ответственный квартиросъёмщик. Если его получил любой другой член семьи, то от такого получения можно отказаться и сказать, что не получали. Кстати, можно сказать, что Вы родственник в гостях и получать ничего не будете.
в) Если работник ЖЭКа один, то Вы можете отказаться расписываться в получении Договора. Словом послать его обратно в ЖЭК, если он без росписи его Вам не даёт. Без свидетелей факт отказа не докажешь.
Этот риём не выдуман. В облгосадминистрации на письмах граждан, сданных в приёмную, подпись о получении также отказываются ставить. А если «потеряют», то в суд не подашь.
Случай третий. К Вам пришёл работник ГКП при полных документах с фото, по телефону подтвердили его полномочия и при нём два свидетеля для составления Акта вручения..
Отступаем. Тут уж придётся расписаться в получении Договора, но только ответственному квартиросъёмщику. Кстати, не бойтесь, если придут с участковым. Это психологический шаг. Милиционер, если Вы не хулиганите – всего лишь свидетель.
Случай третий. Вам прислали Договор для ознакомления по почте письмом с уведомлением.
Линия обороны. Если в получении письма расписался не ответственный квартиросъёмщик, то от получения письма можно отказаться. А почтальон не всегда принципиально смотрит на эти вещи. Но, если почтальон требует хозяина квартиры – то можно сказать, что он уехал в командировку на месяц. Точно так же как нам под кабинетами «высокого начальства» говорят, что Иван Иваныча нет, и в ближайшее время не будет.
И ещё. В письме обязательно должна быть опись вложенного с указанием: «Договор…». Если описи нет, то у Вас есть все основания позвонить в ГКП, приславшее Вам договор и возмутиться, что они прислали Вам письмо с пустым листом бумаги или, того пуще – с порнографическим рассказом. То есть отказаться от факта официального получения договора.
Сейчас инициаторы разрабатывают Дорожную карту коммунальной реформы, рассчитанной на два года, которую собираются вручить должностным лицам города на Общественных слушаниях 9 декабря и на руководству ОДА на Громадськом форуме 10 декабря, которая представляет собой стратегический краткосрочный двухлетний план реализации коммунальной реформы в городе Луганске и области.
А до этого – мы платим в отсутствии договоров по старым расценкам.
Помните. Это оплаты хватит на обслуживание по себестоимости и содержания аппарата ГКП. Так что справки все службы давать обязаны – мы их оплачиваем. А если не дают – то идите в приёмную райсовета или мэра. Пусть справки дают лично – как сельсовет.
А как вести себя после официального вручения Договора на оказание коммунальных услуг мы подробно расскажем позже.
КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА И ГРАЖДАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА.
(Луганск) (Пресс-релиз на пресс-клубе26.10.06.)
Состояние ЖКХ можно охарактеризовать как кризис на грани развала.
Показательна здесь ситуация с отоплением. «Теплокоммунэнерго» и ЖЭКи напоминают двух немощных любовников-импотентов, - один не способен «подать» (теплоноситель), другой не может его «принять».
Первая волна рапортов о готовности к отопительному сезону прошла до его начала. После начала отопительного сезона опять рапортуют о готовности к нему, но на отсутствие тепла находят причины. Ещё немного и после зимы без отопления, так, - где-то в апреле, - можно ожидать третью волну бодрых рапортов: «ЖКХ к отопительному сезону было готово», - и, конечно, найдут объяснения.
По-украински о таких случаях говорят: «Мертві бджоли не гудуть».
Кризис в коммунальном хозяйстве возник не по причине мирового повышения цен на энергоносители и, даже, не по причине «неуступчивости» России. Это не причины – это лишь некоторые из многочисленных поводов, малейший из которых может привести к техногенной и гуманитарной катастрофе по типу Алчевска.
Главная причина в том, что за все последние пятнадцать лет никто проблемами коммунального хозяйства всерьёз не занимался. Не хотели или не могли – это уже другой разговор. Но, похоже, никто всерьёз заниматься и не собирается. Доказательством тому - неготовность к зиме прогремевшего на весь мир Алчевска. Хотя на самом деле в предыдущие годы во многих городах области практически тепла не было и без аварий, но трагедии «маленьких украинцев» в маленьких городах «высокие инстанции» не сильно волновали. А сейчас дошло и до областного центра, что показывает – срочная реформа коммунального хозяйства жизненно необходима.
А что нам предлагают? Платить повышенные расценки за все коммунуслуги вообще и за тринадцать «навязательных» услуг по такой же «навязательной» цене в частности? И всё?!
Пусть каждый где-то морально готов к повышению тарифов. Но!!! Это – только последний этап реформирования ЖКХ. А для этого необходимо пройти ещё два основных этапа. То есть, реформа должна пройти в полном объёме. Иначе будут новые Алчевски
Первый этап – перевод работы ГКП с «навязательной» на договорную основу. Где с одной стороны ГКП, а с другой – непосредственный потребитель, - ОТВЕТСТВЕННЫЙ КВАРТИРОСЪЁМЩИК И ФИЗЛИЦО!!! Что бы этот ответственный квартиросъёмщик точно знал – за что, сколько и кому платить.
Типовой договор есть в законодательстве, его необходимо расширить и публично, большинством громады одобрить. Он обязательно должен содержать следующие статьи:
Во-первых. ВЗАИМНЫЕ обязательства с уплатой штрафов с двух сторон.
ВО-вторых. Прозрачный и доступный механизм контроля за уплаченными средствами.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Статью о том, что жильё ни в коем случае не может быть средством платежа или залога за непроплаченные коммунуслуги.
Дай нашим властям волю – они людей на улицу повыбрасывают, да ещё показательным способом. А какое поле для криминала? Но при наличии такой статьи, - расходы на коммунальное обслуживание прямо противопоставляются исключительно только доходам граждан. И популизмом здесь не пахнет. Иначе через коммуникации, как через кровожадные жала паразитов, присосавшиеся до квартир, жильё просто «отсосут» у их владельцев серез «навязательные» цены, - как в страшном сне.
Второй этап – Создание конкурентной среды в сфере коммунальных услуг. Чтобы можно было выбирать – с кем заключать договора. Здесь также речь идёт о выборе способа коммунальных услуг, например – индивидуальное отопление или централизованное. Эти два этапа и предусмотрены в вышеупомянутых Законах 2004 года.
Необходима также программа инновационных и энергосберегающих технологий.
В результате проведенной в полном объёме и с соблюдением социальных гарантий коммунальной реформы мы должны достигнуть простой и понятной цели – чтобы человек спокойно и комфортно жил в своей квартире или доме и был хоть чуточку от этого счастлив.
Но каким методом можно заставить государство и власть на всех уровнях всерьёз этим заняться?
Простым и эффективным – Акцией гражданской коммунальной самообороны, метод которой - оплата коммунуслуг по старым тарифам до тех пор, пока реформа не пройдёт в полном объёме. Это – единственно правильный выход.
Имеются ли для этого обоснования? Имеются, полные.
Юридические обоснования. Во-первых, - мы требуем от органов власти исполнить Законы о коммунальной реформе, принятые ещё в 2004году!!! Представляете парадокс? Люди требуют от государства исполнения закона.
Так что это – не акция гражданского неповиновения, а акция гражданского законопослушания. В настоящий момент по вине властей всех уровней сфера коммунальных услуг находится вне правового поля. Выполнить закон – вот наша задача.
Во-вторых. У нас нет договоров и не надо от этого плакать. Надо этим воспользоваться. Настоящее законодательство таково, что без договора никакой суд не присудит нам платить за любые услуги, тем более – «навязательные». Можно даже вообще не платить, но здесь есть определённые юридические нюансы. Но при оплате по старым расценкам – проблем не будет, потому что это, - фактически сложившиеся договорённости. А договора об изменении цен, нет.
Договора на основе типового должна разработать громада и публично обсудить. Причём согласиться с его содержанием должен каждый орган самоорганизации населения, каждый профсоюз, каждое объединение граждан. И ничего тут страшного нет. «Трудно, сложно», - скажут ГКП. Ну а как же тогда они собираются заключать договора с каждым жильцом?
Для людей, главное – не спешить. Семь раз обсудим, семь раз проконсультируемся и только после всеобщего согласия можно будет их заключать, что бы нас опять не провели.
А попытки «провести» народ уже есть. Горисполком ещё не принял окончательно тарифов, антимонопольный комитет их не утвердил, а ЖЭКи уже требуют оплаты по новым ценам. Счета будут выписывать «задним числом». «Теплокоммунэнерго» подало тепло в теплотрассах до дома, а в квартирах тепла нет, - ЖЭКи не сработали, а счета за оплату от «Теплокоммунэнерго придут. Но никто многосторонних договоров заключать не хочет.
Экономические обоснования. Во-первых, все знают, что тарифы завышены. Приведём только два примера. Первый в г.Краснодоне после проверки тарифов Госкомитетом по ценам По заявке общественности, людям вернули несколько переплаченных миллионов. В Харькове такая проверка была по инициативе «Громадського контроля». Результат такой же. И каждый знает массу других примеров из собственного опыта, например при установке счётчиков.
Во-вторых. Оплаты старых расценок вполне хватит для поддержания минимального уровня работы. А кто захочет больше – пусть переходит на договора и создаёт конкуренцию.
Ну а если не перейдут?
Значит, наши ГКП никогда этого не сделают, сколько бы мы ни платили. Так зачем же выбрасывать деньги на ветер?
Организационные обоснования. Другого случая заставить органы власти наконец-то реально заняться реформированием коммунального хозяйства у нас больше не будет.
Морально- мировоззренческие обоснования. Здесь на первый план выходит человек, ответственный квартиросъёмщик и реальной становится идея, что ГКП должны обслуживать не дома и квартиры, а людей, которые в них живут.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКЦИ!!!!!!!!!!
«ГРАЖДАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА»
В конце октября общественность Луганска развернула акцию «Гражданской коммунальной самообороны». Не только в городе и области, но уже и по всей Украине поддержаны её принципы – оплачивать коммунуслуги по старым тарифам до тех пор, пока коммунальная реформа не будет приведена в полном объёме.
Интерактивный опрос показал, что акцию «Коммунальная гражданская самооборона» поддерживают большинство населения. Но наши законопослушные люди очень побаиваются, насколько законны их требования? Могут ли коммунальные службы в одностороннем порядке навязывать свои услуги по не проверенным и не согласованным с потребителем «навязательным» ценам. И могут ли они истребовать оплату своих «навязательных» тарифов через суд, если жильцы будут платить по старым расценкам, пока нет договоров?
Для разрешения этих вопросов мы обратились к известным юридическим фирмам.
ВОТ КАК РАЗЪЯСНИЛА НАМ СИТУАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «ЧУДОВСКИЙ И ПАРТНЁРЫ».
Да, раньше действовала прежняя система оказания и оплаты коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без заключения договоров с жильцами, которую можно квалифицировать как традиционную или устную договорённость. Но в 2003 году был принят новый Гражданский кодекс Украины, разработанный на уровне мировых правовых стандартов. А в 2004 году был принят Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который вступил в силу с 01 января 2005 года.
В нём часть 2 Раздела VIII гласит: «Договори про надання житлово-комунальних послуг, укладені до набрання чинності цим Законом, мають бути приведені у відповідальність із ним до 1січня 2006 року. Договори, що не приведені у відповідальність із цим Законом у зазначений строк втрачають чинність».
А в ч.1. Ст.19 этого Закона чётко говорится, что: «Відносини між учасниками договірних відносин у сфері житлово-комунальних послуг здійснюється тільки на договірних засадах».
Так что если с гражданином ответственным квартиросъёмщиком после 1 января 2006г. никто никакого договора не заключал, то все прежние договора, договорённости или обязательства в виде односторонних гарантийных писем о предоставлении и оплате коммунальных услуг утратили силу.