Удосконалення системи соціального страхування та реформування пенсійної системи
Держава має робити рішучі кроки для того, щоб пенсійне забезпечення наших громадян тільки покращувалось. А для цього потрібно відновити залежність пенсій від страхового стажу і внесків, які людина зробила.
У пенсійному забезпеченні в 2007 році треба налаштуватися на позитивні очікування. Держбюджетом передбачається тричі провести перерахунок пенсій у зв’язку з підвищенням прожиткового мінімуму (з 01.01.07.; з 01.04.07; з 01.10.07.).
Статтею 97 бюджету установлено, що з 1 січня 2007 року максимальний розмір пенсії або щомісячного довічного грошового утримання (з урахуванням надбавок, підвищень, додаткових пенсій, цільової грошової допомоги та пенсій за особливі заслуги перед Україною та інших доплат до пенсій, встановлених законодавством), призначених (перерахованих) у 2006-2007 роках відповідно до Митного кодексу України, Законів України «Про державну службу», «Про Національний банк України», «Про дипломатичну службу», «Про службу в органах місцевого самоврядування», «Про судову експертизу», «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи», «Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів», «Про наукову і науково-технічну діяльність», «Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб», «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування», «Про пенсійне забезпечення», постанови Верховної Ради України від 13 жовтня 1995 року №379/95-ВР «Про затвердження Положення про помічника-консультанта народного депутата України», не може перевищувати 12 мінімальних розмірів пенсії за віком, встановленої абзацом першим частини першої статті 28 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування», а по інших категоріях пенсіонерів розмір пенсії або щомісячного довічного грошового утримання (з урахуванням надбавок, підвищень, додаткових пенсій, цільової грошової допомоги та пенсій за особливі заслуги перед Україною та інших доплат до пенсій, встановлених законодавством), призначених (перерахованих) у 2007 році, не може перевищувати 10 тисяч гривень на місяць.
Крім того, статтею 99 бюджету передбачено, що військовослужбовцям, особам начальницького і рядового складу, які мають право на пенсійне забезпечення на умовах Закону України «Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб», пенсії призначаються (перераховуються) органами Пенсійного фонду України. Виплата пенсій, в тому числі призначених до введення в дію цього закону, здійснюється органами Пенсійного фонду через установи ВАТ «Ощадний банк України» за місцем фактичного проживання пенсіонера або за його бажанням через установи банків, з якими Пенсійним фондом України укладено відповідні договори, на підставі документів та у порядку, визначених Законом України «Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб».
Статтею 100 бюджету установлено, що у 2007 році особи офіцерського складу, прапорщики і мічмани, військовослужбовці надстрокової служби та військової служби за контрактом, особи рядового і начальницького складу підлягають загальнообов’язковому державному пенсійному страхуванню і є застрахованими особами.
Страхувальниками (платниками страхових внесків до Пенсійного фонду України) є військові частини, підприємства, установи, організації та органи, які виплачують грошове забезпечення для зазначених осіб.
Обчислення страхових внесків за вказаних осіб здійснюється страхувальниками на підставі бухгалтерських та інших документів, відповідно до яких провадиться обчислення грошового забезпечення, на яке нараховуються страхові внески.
Статтею 102 установлено, що у 2007 році перерахунок пенсії відповідно до частини четвертої статті 42 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» провадиться з урахуванням не менше ніж 24 місяців страхового стажу після призначення (попереднього перерахунку) пенсії.
Статтею 103 установлено, що у 2007 році пенсія за віком відповідно до Митного кодексу України, Законів України «Про державну службу», «Про службу в органах місцевого самоврядування», «Про Національний банк України», «Про дипломатичну службу», «Про судову експертизу», «Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів», «Про наукову і науково-технічну діяльність», постанови Верховної Ради України від 13 жовтня 1995 року № 379/95-ВР «Про затвердження Положення про помічника-консультанта народного депутата України» призначається лише при досягненні пенсійного віку, передбаченого статтею 26 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування».
У 2007-му вік для виходу на пенсію підвищувати не передбачається. Але слід зважати, що нині діюча в Україні солідарна система пенсійного забезпечення залежна від демографічної ситуації (пенсії фактично виплачуються за рахунок працюючого населення), вона вже не справляється зі своїми завданнями.
У той же час міжнародні експерти, вітчизняні науковці відзначають необхідність розгляду такої можливості для української пенсійної системи. Зокрема, пропонується поступово збільшувати пенсійний вік для жінок до 60 років. Крім іншого, такий крок зрівняє у правах чоловіків і жінок, тому що останні поки що одержують менші пенсії.
Тож якщо не введемо трирівневу пенсійну систему, а й надалі зберігатимемо тільки одну її складову – солідарну, за якою нині пенсіонери отримують пенсії, то у зв’язку із все більшим розривом у співвідношенні між працюючими та пенсіонерами в майбутньому нас очікують серйозні небезпеки. Адже через 20 років в Україні передбачається зменшення працюючих громадян при одночасному збільшенні кількості пенсіонерів. І щоб забезпечити гідний рівень пенсій, потрібно буде або підвищувати вдвічі розмір внесків, або зменшувати пенсію.
Обидва варіанти неприйнятні.
Тому необхідно прискорити впровадження другого рівня пенсійної реформи – створення загальнообов’язкової накопичувальної системи, а також забезпечити повноцінну участь громадян України в третьому її рівні – через недержавні пенсійні фонди.
З 01.01.2007 року згідно із Законом України «Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту» (частина четверта статті 14) «учасникам війни, нагородженим орденами і медалями колишнього Союзу РСР за самовіддану працю і бездоганну військову службу в тилу в роки Великої Вітчизняної війни, пенсії або щомісячне довічне грошове утримання чи державна соціальна допомога, що виплачується замість пенсії, підвищуються на 15 відсотків прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність, іншим учасникам війни – на 10 відсотків прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність».
Статтею 111 бюджету установлено, що у 2007 році підвищення до пенсії або щомісячного довічного грошового утримання чи державної соціальної допомоги, яка виплачується замість пенсії, відповідно до статті 6 Закону України «Про соціальний захист дітей війни» виплачується особам, які є інвалідами (крім тих, на яких поширюється дія Закону України «Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту»), у розмірі 50 відсотків від розміру надбавки, встановленої для учасників війни.
В. БЛОХІНА, провідний спеціаліст управління праці та соціального захисту населення
Ненормований робочий день
Про його особливості розповідає начальник відділу праці управління праці та соціального захисту населення Олена Василівна КУРЄНКОВА.
– Ненормований робочий день або ненормований робочий час – терміни, які широко вживаються. Але в основних документах, що регулюють порядок обліку робочого часу, заробітної плати й інших виплат, визначення їм не надано. Визначення терміну «ненормований робочий день» дає підзаконний акт – Рекомендації щодо порядку надання працівникам з ненормованим робочим днем щорічної відпустки за особливий характер праці затверджені наказом Мінпраці України від 10.10.1997 року №7.
Ненормований робочий день – це особливий режим робочого часу, що встановлюється для певної категорії працівників у випадку неможливості нормування часу трудового процесу. У разі потреби ця категорія працівників виконує роботу понад нормальну тривалість робочого часу (ця робота не вважається понаднормовою). Міра праці в цьому випадку визначається не тільки тривалістю робочого часу, але й колом обов’язків та обсягом виконаних робіт (навантаженням).
Отже, можна зробити висновок, що адміністрація підприємства контролює не дотримання працівником норм часу на виконання тих чи інших робіт, а результати його роботи відповідно до вимог посадової інструкції, умов трудового договору, графіка документообігу тощо.
На працівників, які працюють на умовах ненормованого робочого дня, поширюється встановлений на підприємстві режим робочого часу. У зв’язку з цим адміністрація не має права систематично залучати працівників, які працюють за таким режимом, до роботи понад установлену тривалість робочого часу.
Відповідно до зазначених Рекомендацій ненормований робочий день може застосовуватися для керівників, фахівців, робітників, а саме:
- осіб, праця яких не піддається точному обліку в часі;
- осіб, робочий час яких за характером роботи поділяється на частини невизначеної тривалості, наприклад, у сільському господарстві;
- осіб, які розподіляють час для роботи на свій розсуд.
Як компенсація за виконаний обсяг робіт, ступінь напруженості, складність та самостійність у роботі, необхідність періодичного виконання службових завдань понад встановлену тривалість робочого часу працівникам, які працюють на умовах ненормованого робочого дня, надається додаткова відпустка до семи календарних днів.
Конкретний перелік робіт, професій і посад працівників з ненормованим робочим днем на підприємстві, в організації, установі встановлюється в їх колективному договорі. Як правило, додатково оформлюється також і наказ по підприємству, в якому вказується час, причини впровадження ненормованого робочого часу, а також посади, на які розповсюджується дія такого наказу.
– Ненормований робочий день передбачає роботу у вихідні?
– Працівник, який не встиг виконати певний обсяг робіт, може вийти на роботу і у вихідний день. Втім, цього не варто робити. Бо за законом робота у вихідні, якщо в ній виникає потреба, має оформлюватися окремим наказом по підприємству, вона й оплачується інакше – за подвійним тарифом, або компенсується наданням іншого вихідного дня серед тижня. Якщо ж ви «підтягуєте хвости» на власний розсуд, може виникнути ситуація, коли ви позбавите себе певного соціального захисту. Скажімо, без відповідного наказу по підприємству травми, отримані в ДТП при виконанні службових справ у вихідний день, будуть розглянуті як побутові.
– Чи надає ненормований робочий день право працівникові на власний розсуд визначатися з часом початку робочого дня?
– Ні. Але ненормований робочий день – то не єдиний варіант більш раціонального використання робочого часу на підприємстві. Можна узгодити перенесення початку робочого дня для певних категорій працівників. Чи, у разі виробничої потреби, скористатися розподіленням робочого часу. Скажімо, три-чотири години зранку, а решта – з обумовленого часу. Але пам’ятайте, що і розподілений робочий час у сумі не може перевищувати 40 годин на тиждень.
Записала Лариса ГОРДЄЙ
Зарплата и долги
На днях состоялось первое в 2007 году заседание комиссии по вопросам своевременной уплаты налогов, платежей в бюджет, погашения задолженности по выплате зарплаты и других социальных взносов, которую возглавляет первый заместитель городского головы Алексей Иванович Лысак.
Приятно отметить, что работа, проведенная комиссией в прошедшем году, имела положительный результат. А заседала комиссия регулярно – 27 раз. Рассмотрела отчеты 75 руководителей и главных бухгалтеров предприятий нашего города. Только в последнем квартале 2006 года было проведено девять заседаний, из которых три – по вопросам соблюдения законодательства по оплате труда. В правоохранительные органы были направлены материалы на 41 руководителя – за нарушения законодательства по оплате труда. С целью взимания задолженности по выплате зарплаты по исполнительным письмам в городской службе юстиции по состоянию на 1 января находятся 1217 дел на сумму 872 тыс. грн. Удовлетворен 161 исполнительный лист на сумму 275 тыс. грн.
Управлением труда и социальной защиты населения Северодонецкого городского совета за минувший год были проверены 132 предприятия по соблюдению законодательства по оплате труда.
По сравнению с началом 2006 года задолженность по зарплате в Северодонецке снизилась с 3,6 млн. грн. до 2,7 млн. грн. По состоянию на 1 января 2007 года ее не имело ни одно коммунальное предприятие. Хотя в течение прошедшего года сумма долгов то поднималась, то опускалась. Причем львиная доля в ней приходилась на предприятия, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. И связано это с тем, что население не платит за предоставленные услуги. А коммунальным предприятиям все это оборачивается долгами по платежам в бюджет и, конечно же, долгами по зарплате, потому что другой деятельности, кроме как оказание услуг населению, у них нет. Будут ли иметь долги по зарплате предприятия жилищно-коммунальной сферы в текущем году, напрямую зависит от населения, от нашей с вами платежной дисциплины. И хотя на 1 января от долгов по зарплате коммунальные предприятия избавились, остались долги по НДС и перед социальными фондами – Пенсионным фондом и Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Чем это чревато? От того, насколько пополнится бюджет, зависит, будут ли иметь долги по зарплате работники бюджетной сферы. Нет поступлений в Пенсионный фонд – каким образом можно в полном объеме обеспечить выплату пенсий?!
Среди промышленных предприятий также наметилась тенденция к уменьшению задолженности по зарплате.
По словам начальника отдела экономики Людмилы Степановны Евсеевой, с начала 2006 года задолженность по выплате заработной платы на экономически активных предприятиях уменьшилась на 54,4%. В том числе предприятия промышленного комплекса снизили ее на 96,8% (строительные – на 41%, так как у них задолженность держится из-за сезонного характера работы).
Среди предприятий, признанных банкротами, или тех, которые находятся в стадии санации, 51,9% от общей суммы составляет задолженность по зарплате в ОАО «Северодонецкий приборостроительный завод», хотя по сравнению с периодом на 1 ноября 2006 года она и снизилась на 17,5%. А по состоянию на 1 января 2007 года задолженность по выплате заработной платы равнялась 1437,9 тыс. грн. 9,2% от общей суммы составляла и задолженность в ОАО «АТП-10920». Однако по сравнению с началом 2006 года она сократилась на 51,1% и на 1 января текущего года составила лишь 253,6 тыс. грн. Сейчас решается вопрос передачи этого автотранспортного предприятия в коммунальную собственность. Город заинтересован в том, чтобы АТП начало нормально работать.
По предприятиям-банкротам продолжаются приниматься меры, нацеленные на выполнение плана санации, погашения долгов по выплате заработной платы. Согласно законодательству, городской совет может участвовать в заседаниях комитета кредиторов с совещательным голосом. Естественно, руководство города в первую очередь интересует вопрос погашения задолженности по зарплате перед работниками предприятий. Вопросы своевременной уплаты налогов, погашения задолженности по зарплате и других социальных взносов остаются социально значимыми и с повестки дня не снимаются. Комиссия, контролирующая их выполнение, и в текущем году намерена отслеживать соблюдение Закона о труде и заработной плате на всех без исключения предприятиях города.
Ирина СЫТНИК
Снег кружится, летает…
Наконец-то природа порадовала нас снежком. А вместе с ним принесла и тревоги автомобилистам. Насколько наше КП «Северодонецккоммунсервис» оказалось готово к встрече зимы?
«Сказать, что этот снег для нас был полной неожиданностью, я не могу, – отметил директор КП «Северодонецккоммунсервис» А.К. Волков. – Мы отслеживаем информацию о погоде и осадках по Интернету. Еще на прошлой неделе, в четверг-пятницу, стало известно, что в воскресенье пойдет снегопад. Диспетчерская служба, водители работают круглосуточно. Заранее подготовлена техника, закуплены материалы (имеется в виду и песок, и соль), подготовлена песко-соляная смесь. В какой-то мере даже обрадовались, что снег пошел. Как только представилась возможность, мы начали производить посыпку антигололедных реагентов и очистку от снега там, где необходимо. Кроме КП «Северодонецккоммунсервис», в наведении порядка на дорогах задействованы и другие предприятия, такие как ЗАО «Объединение Азот», КП «Северодонецктеплокоммунэнерго», за которыми закреплена часть территории города. На сегодня можно сказать, что особой проблемы по дорогам в Северодонецке нет. Единственное, что я бы посоветовал автомобилистам: быть внимательнее за рулем и аккуратнее на дорогах!».
Ирина ФЕДОРОВА
Кількість партій зростає
Як повідомили у Сєвєродонецькому міському управлінні юстиції, за 2006-й управлінням зареєстровано три міські осередки політичних партій. Це – Сєвєродонецька міська організація Луганської області Всеукраїнської Чорнобильської Народної Партії «За добробут та соціальний захист народу», Сєвєродонецька міська партійна організація політичної партії «Партія екологічного порятунку «ЭКО+25%» та Сєвєродонецька міська організація Партії захисників Вітчизни. Протягом року також легалізовано шляхом письмового повідомлення 33 первинні осередки політичних партій.
У попередньому 2005 році, який був більш бурхливим у політичному житті та в якому вирувала виборча кампанія, показники реєстрації політичних об’єднань були у кілька разів вищими. Так, у 2005-му у місті було зареєстровано 36 осередків партій та 90 легалізовано.
Дані управління юстиції свідчать, що станом на 10.01.2007 р. у місті зареєстровано (легалізовано) 154 профспілки та 12 благодійних фондів.
Приехал в Россию – плати
Как информирует «Луганская правда», в России с 15 января действует новая процедура постановки на миграционный учет граждан СНГ, имеющих право на безвизовый въезд в страну. Принимающая сторона теперь может по почте уведомить о приезде мигранта органы Федеральной миграционной службы. Госпошлина при постановке на учет составляет тысячу рублей (190 гривень). Максимальный штраф за привлечение нелегальной рабочей силы возрос до восьмисот тысяч рублей за каждого мигранта. Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, «подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания». При этом не подлежат учету по месту пребывания граждане, прибывшие в Россию на срок не более трех дней.
Подготовила С. ГРИГОРЬЕВА
За дев’ять місяців 2006 року мешканці Луганщини витратили близько 11 мільйонів гривень
Як повідомляють у Головному управлінні статистики в Луганській області, за дев’ять місяців 2006 року витрати населення Луганської області склали 11321 млн. грн., заощадження – 4530 млн. грн. і зросли порівняно з аналогічним періодом 2005 року на 36,6 відс. та 9,9 відс. відповідно.
Наявний доход населення збільшився на 26,6 відс. і досяг 12560 млн. 9грн., реальний наявний доход зріс на 15,8 відс. Середньомісячний наявний доход у розрахунку на одну особу становив 581,7 грн., що на 116,7 грн. більше загального показника прожиткового мінімуму, який був визначений в Україні у цей період в середньому на одну особу в місяць (465 грн.) та на 127,8 грн. – відповідного показника рік тому.
Продовжує залишатися значна диференціація між регіонами України за показником середньомісячного наявного доходу у розрахунку на одну особу. Цей показник перевищує середній рівень по Україні (599,8 грн.) у м. Києві (1091,7 грн.), Донецькій (677,1 грн.), Дніпропетровській (667,1 грн.), Запорізькій (651,1 грн.), Полтавській (604,7 грн.) та Київській (604,1 грн.) областях. Найнижчим рівень цього показника був у Чернівецькій (454,6 грн.), Закарпатській (466,3 грн.) та Тернопільській (467,5 грн.) областях. За розміром середньомісячного наявного доходу у розрахунку на одну особу Луганська область посіла восьме місце серед 27 регіонів України.
За попередніми даними Держкомстату України, номінальні доходи населення Луганської області за дев’ять місяців 2006 року склали 15851 млн. грн., що на 27,8 відс. більше, ніж у відповідному періоді 2005 року. На позитивні зміни номінальних доходів населення області більшою мірою вплинуло збільшення заробітної плати (на 12,5 відс.), соціальних допомог та інших одержаних поточних трансфертів (на 11,8 відс.).
Під сузір’ям Водолія
Національний банк України, продовжуючи серію «Знаки зодіаку», 24 січня 2007 року ввів у обіг пам’ятні монети «Водолій» номіналами дві і п’ять гривень.
Монету номіналом дві гривні виготовлено із золота 999,9 проби, якість – «спеціальний анциркулейтед», маса – 1,24 грама, діаметр – 13,92 мм, тираж – 10 000 штук. Гурт монети – гладкий. Монету номіналом п’ять гривень виготовлено зі срібла 925 проби, якість – «пруф», маса в чистоті – 15,55 грама, діаметр – 33,0 мм, тираж – 15 000 штук. Гурт монети – рифлений.
Художники – Володимир Таран, Олександр Харук, Сергій Харук. Скульптори – Володимир Дем’яненко, Святослав Іваненко, Роман Чайковський.
Пам’ятні монети є дійсними платіжними засобами України і обов’язкові до приймання без будь-яких обмежень за їх номінальною вартістю до всіх видів платежів, а також для зарахування на розрахункові рахунки, вклади, акредитиви та для переказів.
15 років Державному прапору України
День Державного прапора України прийнято святкувати 23 серпня, але саме 28 січня відбулось його офіційне становлення як державного символа країни.
28 січня 1992 року сесія Верховної Ради України прийняла постанову «Про Державний прапор України». Ним став синьо-жовтий стяг, що являє собою прямокутне полотнище, яке складається з двох рівних за шириною горизонтально розташованих смуг: верхньої – синього кольору, нижньої – жовтого кольору, із співвідношенням ширини прапора до його довжини 2:3.
Чому синій та жовтий?
Про те, що поєднання синьо-жовтих кольорів властиве Україні, свідчить той факт, що Данило Галицький, засновуючи на честь свого сина Лева місто Львів (перша згадка 1256 р.), подарував його жителям герб, на якому зображено золотого лева на синьому тлі. А прапори зазвичай виготовлялися відповідно до кольорів герба тієї чи іншої землі або країни.
У середині XVII ст., після приєднання Гетьманщини до Російської держави, набувають поширення блакитні (сині) полотнища із золотими чи жовтими зображеннями хрестів та інших знаків. З часів козаччини жовто-блакитне поєднання кольорів поступово починає домінувати на українських прапорах та клейнодах, однак тоді ще не вдалося досягти єдності щодо прапора. Упродовж XVIII ст. тривала уніфікація кольорів і зображень на стягах козацьких полків. Синьо-жовті козацькі знамена зображені на картині «Запорожці пишуть листа турецькому султанові» І.Рєпіна, консультантом якого був Д.Яворницький, та на знаменитому полотні М.Івасюка «В’їзд Богдана Хмельницького в Київ у 1649 році».
Синьо-жовті поєднання отримали логічне оформлення як національні кольори українського народу в новітні часи (XIX і XX ст.).
Саксофон его судьбою стал
Субботний вечер в компании старых добрых друзей – что может быть лучше? А если еще и повод юбилейный, то посиделки превращаются в настоящий праздник души. Солист эстрадного оркестра Дворца культуры химиков Леонид Иванович КОЛЬЧЕНКО собрал полный зрительный зал гостей по двум причинам: шестидесятилетнему юбилею и сорокалетию творческой деятельности.
…Музыка сопровождала Леонида Ивановича с самого детства. Отец был первым гармонистом на деревне. И несмотря на то, что профессиональное будущее виновник торжества связывал с романтикой строительных площадок, параллельно с учебой занимался в художественной самодеятельности профессионально-технического училища №23. Для прохождения военной службы его призвали уже в качестве военного музыканта.
Вернувшись из армии, он поступает в Северодонецкое музыкальное училище, где осваивает азы профессиональной игры на саксофоне. С тех пор Леонид Иванович с инструментом неразлучен.
С 1973 года Л. И. Кольченко – неизменный участник эстрадного оркестра Дворца культуры химиков. В свое время этот коллектив активно гастролировал по многим городам и весям не только родной страны, но и ближнего зарубежья.
Желающих поздравить юбиляра было немало, так что концерт длился несколько часов. Среди выступающих – коллеги по Дворцу, а также все, с кем Леониду Ивановичу довелось работать на различных сценических площадках Северодонецка.
Галина Головина и народный танцевальный ансамбль «Веселка» подарили композицию «Течет ручей», коллега по эстрадному оркестру Алена Ласун исполнила песню «Живи и верь в любовь». Вокальный ансамбль «Ровесник» преподнес неизменный хит «Черный кот». Хитроватый котяра с сосисками в окружении симпатичных кошечек смотрелся неподражаемо! Коллектив «Блика» под аккомпанемент саксофона маэстро станцевал зажигательный рок-н-ролл.
Композиция «Stranger in the night» из репертуара Фрэнка Синатры, «Танец с саблями» Хачатуряна и вариации на тему Симфонии №40 Моцарта в мастерском сольном исполнении Леонида Ивановича заслужили горячие овации публики.
Когда же наступил черед официальных приветствий, на сцену были приглашены заместитель председателя профкома ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» И.Л. Абраменко и начальник отдела культуры городского совета О.П. Лишик. Они пожелали имениннику крепкого здоровья, творческих удач и заполненных до отказа залов благодарных слушателей. Игорь Леонидович вручил Леониду Кольченко грамоту профсоюзного комитета и денежную премию, а Ольга Петровна – Почетную грамоту отдела культуры за весомый вклад в развитие и пропаганду музыкального искусства.
Виталий Драничников с песней «Мой путь», шоу-группа «Ладушки» с композицией «Бесаме мучо» и народный цирк «Меридиан» с таинственным восточным номером заняли почетные места в пестрой мозаике юбилейного концерта. Тему Востока продолжил и дуэт «Красный виноград» в составе Павла Лемешева и Анастасии Фроловой. Под ритмичные барабанные удары стройная красавица исполнила несколько грациозных танцев.
Весь вечер неутомимые ведущие Людмила Ковтун-Шерстнева и Андрей Андреев знакомили зрителей со страницами биографии юбиляра, приветствовали гостей праздника. А под «Марш славянки» они же пригласили всех участников на сцену. Артисты и зрители стоя аплодировали Леониду Кольченко. Признание коллег и публики – не это ли главный подарок в юбилей?!
Анастасия ГУДЗИК
«Украинские композиторы – детям»
В минувшую пятницу учащиеся и преподаватели фортепианного отдела детской музыкальной школы №1 пригласили всех желающих на концерт «Украинские композиторы – детям».
Вечер открывался кратким экскурсом в историю первой детской нотной тетради, написанной Бахом для своего десятилетнего сына, а также первых сборников зарубежных и украинских композиторов, включающих произведения для юных музыкантов.
Виктор Косенко, Михаил Жербин, Юрий Щуровский, Александр Белаш, Серафим Орфеев – это имена тех украинских композиторов, которые в разное время писали этюды и каноны, сонаты и прелюдии специально для подрастающего поколения. На концерте произведения этих авторов прозвучали в исполнении Даниэллы Трынк, Татьяны Голевой, Дарьи Переяславец, Алены Шулики, Александры Цимбалюк, Евгении Комисовой и других.
Заключительное отделение концерта было посвящено современным авторам. Виктория Корниенко познакомила зрителей с «Веселым гномом» композитора Ирины Бойко, Александр Ширик преподнес «Сюрприз» Яны Бабалик. Еще две пьесы этого автора – «Таинственная музыка» и «Осенняя акварель» – исполнили Таисия Чепель и Влад Куличенко.
Присутствующие на концерте имели возможность ближе познакомиться с музыкальным наследием знаменитых композиторов и заслуженно наградить аплодисментами воспитанников ДМШ №1.
Анастасия ГУДЗИК
Пора решающих матчей
На турнире по мини-футболу, который проходит в ДЮСШ-3 горспорткомитета и который посвящен предстоящему Дню защитника Отечества, наступила пора решающих матчей.
Ну а предшествовал им заключительный тур первого этапа группового турнира, который, по большому счету, уже ничего не решал (как сообщалось, четвертьфиналисты турнира определились досрочно). Он принес такие результаты: «Продмашстрой» – «АК-18» – 7:1, «ОГСО» – «Спрут» – 0:3 (группа «А»); «Фортуна» – «Наутилус» – 5:0, «Физкультурник» – «Олимп» – 7:0 (группа «Б»).
В воскресенье же настал черед четвертьфинальных поединков.
Первыми на площадку вышли команды «Продмашстрой» и «Боровское». Вопреки прогнозам и ожиданиям, настоящей борьбы в этом матче не получилось. И главными «виновниками» тому – продмашстроевцы. Подопечные Михаила Булекова очень хорошо настроились на эту игру, провели ее собранно и уверенно, играли в охотку и заслуженно победили – 4:1. У победителей отличились Всеволод Семенов (дважды), Александр Головков и Анатолий Охман, сыгравший как в свои лучшие молодые годы. У проигравших гол на счету Виктора Посохова.
Очень напряженно проходил второй четвертьфинальный поединок, в котором сошлись «Фортуна» и «Спрут». Это был равный матч достойных друг друга соперников. Основное время игры не выявило победителя и завершилось боевым исходом – 1:1. На гол Дмитрия Голосного («Фортуна») соперник ответил голом в исполнении Константина Алферова. Все решилось в серии послематчевых пенальти, в которых точнее были футболисты «Фортуны» – 4:2.
А вот в следующем четвертьфинале, где встретились «ОГСО» и «Олимп», силы команд оказались абсолютно не равны. Футболисты «ОГСО» попросту смели соперников, разгромив их с редким даже для хоккея счетом 9:0!
В последнем матче, в котором противостояли «Физкультурник» и «Юность», победителя также пришлось выявлять в серии послематчевых пенальти. Вообще же стоит отметить, что это был один из лучших пока матчей на турнире. Если не самый лучший. Особенно – в исполнении молодых футболистов «Юности». Проигрывая по ходу встречи (у «Физкультурника» отличился Антон Клунный), воспитанники Александра Ивановича Кучеренко выдали отличную концовку и сумели отыграться (гол-красавец у «Юности» забил Александр Байковский). В серии же пенальти более хладнокровными и точными были опытные футболисты «Физкультурника». Футбольная лотерея за ними – 3:2.
Третьего февраля на турнире будут сыграны полуфинальные поединки. В них сойдутся: «Продмашстрой» – «Фортуна» и «Физкультурник» – «ОГСО». Финал и матч за третье место будут сыграны днем позже.
Геннадий БОРОВИК
Городской бюджет – вопрос выживания
Прежние годы, несмотря на «зарплатные» бюджеты, Северодонецку удавалось не только сохранять богатую сеть учреждений образования, культуры, спорта, но и изыскивать средства на развитие. Бюджет 2007 года, похоже, «ставит крест» на развитии города и самом существовании привычной нам сети библиотек, внешкольных клубов, спортивных школ… Итоги выполнения бюджета 2006 года и бюджет 2007-го прокомментировала начальник финансового управления городского совета Ольга Петровна ДАШЕВСКАЯ.
КАК проинформировала главный финансист, бюджет 2006 года по общему фонду выполнен на 87,7%. Сумма поступлений в общий фонд составила 65 млн. грн., в целом с субвенциями и дотациями поступило 150,9 млн. грн. В общий фонд недополучено порядка 9,2 млн. грн. Недоимка образовалась из-за недопоступления 4 млн. грн. подоходного налога (так, предлагалось повышение зарплат на бюджетообразующих предприятиях города, но его не произошло). Порядка 5 млн. грн. не поступило по плате за землю в связи с необоснованным завышением Минфином расчетных показателей по этому источнику.
– Несмотря на невыполнение бюджета, – подчеркнула О.П. Дашевская, – нам удалось достичь ситуации, когда в городе не было задолженности по заработной плате, энергоресурсам, питанию и медикаментам. То есть защищенные статьи были профинансированы полностью. Естественно, сохранилась кредиторская задолженность на 9 млн. грн., сложившаяся в основном по сфере жилищно-коммунального хозяйства (по работам, которые выполнялись по городу) и капитальным ремонтам и некоторым видам работ по различным бюджетным учреждениям.
2006-й стал за последнее время первым годом, когда город не выполнил бюджет.
Что можно сказать о новом бюджете на 2007-й? Такого сложного бюджета я не помню за все время своей работы. Этот год принесет нам много проблем и вопросов. Конечно, такая ситуация сложилась по всем городам в Украине, но она нас все равно не устраивает.
По общей сумме бюджет на 2007 год больше прошлогоднего. В 2006-м общий фонд составил 65 млн. грн., в этом году – 91 млн. Но рост сложился исключительно за счет повышения заработной платы и увеличения тарифов по энергоресурсам. Не заложено никаких средств на развитие, приобретение техники, оборудования и так далее. Как обычно, мы называем такой бюджет «зарплатным», поскольку в нем 73% составила только зарплата, 14% – энергоресурсы и по 1% – питание и медикаменты. Лишь 11% первоначально планировалось направить на другие сферы (кроме защищенных статей), но сейчас, после перерасчета энергоресурсов по новым тарифам в связи с ростом цен на газ от 8 декабря, необходимо еще 1,6 млн. грн. из этой суммы добавить к защищенным статьям. То есть всего 9% бюджета – мизерная сумма – могут быть направлены на прочие расходы по городу, такие, как содержание городского хозяйства, сетей, дорог… Бюджет-2007 опять-таки не будет развивать и обслуживать город, как положено. По сравнению с прошлым годом расходы уменьшены по всем направлениям. Скажем, если в минувшем году по жилищно-коммунальной сфере были заложены расходы в сумме порядка 6 млн. грн., то в этом – 3,5 млн., аналогично на ремонт крыш в 2006-м – порядка 1 млн. грн., в этом году – 500 тыс. грн. И соответственно уменьшены все расходы по услугам, которые город может заказать: озеленение, освещение, вывоз мусора и прочее.
Бюджет развития в 2007 году сформирован в размере порядка 10 млн. грн. Согласно Бюджетному кодексу, средства бюджета развития имеют целевое назначение и могут быть направлены на новое строительство, приобретение основных фондов и реконструкцию. В основном в бюджете развития – переходящие, незавершенные объекты 2006 года. Новых практически нет.
Подробно остановлюсь на принципах формирования бюджета 2007 года. По зарплате уровень социальной справедливости выдержан по всем бюджетным учреждениям. Однако зарплата бюджетникам учтена только в пределах обязательных выплат, согласно нормам законов о заработной плате. Премии, помощь на оздоровление, социально-бытовые нужды, которые могут начисляться и выплачиваться при наличии ресурсов, бюджетом не предусмотрены.
По энергоресурсам не учтено и еще не ясно, из каких источников формировать повышение по тарифам от 8 декабря в сумме 1,6 млн. грн.
Хочу отметить, что такая серьезная ситуация была прогнозируемой. Уже лет пять мы говорим о том, что в городе на бюджете содержится сеть учреждений и численность работающих в них, которая превышает все имеющиеся по украинским законам нормативы. И если в прошлые годы за счет доходов удавалось «закрывать» эти проблемы, город имел возможность содержать сверхнормативную сеть, то в нынешнем мы поставлены перед фактом, что уже не в состоянии…
Скажем, по Закону «Об образовании» есть обязательные учреждения школьного образования и есть внешкольные учреждения, которые не относятся к обязательному школьному образованию. То же самое – по сфере культуры, физкультуры и спорта. Цифры таковы: по учреждениям культуры норматив по городу превышен на 800 тыс. грн., спорта – на 4 млн. И сейчас, естественно, возникают проблемы со сферой медицины и образования, когда на них приходит норматив, а город вынужден этот норматив забирать и передвигать на сверхнормативную численность учреждений по другим сферам.
Поэтому в 2007 году нам придется столкнуться с очень болезненной проблемой оптимизации сети бюджетных учреждений и сокращения численности работающих. Понятно, что для учреждений это – шок, но по-другому в нынешнем году не обойтись. Если раньше мы только об этом говорили, и не более (например, в прошлом году провели сокращение всего на 20 тыс. грн.), то сейчас по сфере медицины недосформировано только заработной платы на 3,5 млн. грн., по образованию – на 4 млн. грн. и так далее по другим учреждениям.
Сейчас даны поручения всем руководителям бюджетных учреждений. Они должны представить свои предложения, свое видение вопроса оптимизации сети. И – привести сеть бюджетных учреждений в соответствие с Законом о бюджете, согласно которому численность учреждений в 2007 году должна содержаться на бюджете только в пределах имеющихся финансовых ресурсов. Всех расходов учреждений сверх норматива быть не должно.
Конечно, в этих вопросах никто не будет рубить с плеча, все законы будут соблюдены. И тем не менее, тем учреждениям, которые не являются обязательными для содержания на бюджете (на которые не приходит норматив из Киева), придется либо «ужаться», либо найти возможности, чтобы перейти на самоокупаемость. Во всяком случае, учреждения будут искать выход из положения с наименьшей кровью и болью для себя…
Записала Светлана ГРИГОРЬЕВА