Мечты сбываются: «Лелека» прилетела в Северодонецк

Мечты сбываются: «Лелека» прилетела в Северодонецк
или Проявляя заботу о детях, мы планируем жизнь на века!

Игра – могучее средство воспитания детей. Они эмоциональны, и игра эмоциональна, она доставляет ребенку радость. Играя, дети легко и с удовольствием познают жизнь, окружающий их мир, предметы и явления отдаленные, с которыми встретятся в более позднем возрасте. Игра – средство развития активности детей: они движутся от простого манипулирования игрушкой к конструктивным, ролевым играм, играм-путешествиям, спортивным и интеллектуальным. Да что греха таить, даже для части взрослых игра остается единственным средством познания мира.
Разучившись играть, мы разучились общаться, конструктивно взаимодействовать, ставить цели и достигать их. Поправить ситуацию вызвалась Всеукраинская благотворительная организация «Ассоциация за новое поколение «Лелека», которая десятого февраля заглянула и в Северодонецк.

«Праздник – совершенно НЕ секретно!»
В область интересов Ассоциации входят: обеспечение прав ребенка на досуг, отдых, оздоровление, качественное образование, социальная защита этих прав, а также создание условий для повышения уровня социально-педагогических услуг в сфере оздоровления и отдыха детей, развитие оздоровительной базы Украины. За время своего существования (а действует «Лелека» с 1999 года) она объединила свыше 800 специалистов по 23 регионам, стала одним из крупнейших объединений детских оздоровительных учреждений Украины и вошла во Всемирное содружество лагерей. С некоторых пор к опыту «Лелеки» приобщаются и северодончане.
В 2001 году наставник школы китайского гун-фу и директор профильного лагеря боевых искусств «Тигренок» Андрей Юрьевич Сербин совершенно случайно (хотя в жизни все закономерно) обнаружил в своем почтовом ящике приглашение от «Лелеки» на семинар специалистов по оздоровлению детей. И не куда-нибудь, а в «Артек», побывать в котором он мечтал все свое детство. Во время регистрации северодончанину задали вопрос: «В чем будете участвовать?» – «Пока собираюсь только посмотреть», – ответил А.Ю. Сербин, протягивая несколько номеров газеты «Тигренок». Но минут через сорок ему уже настойчиво предлагали поделиться опытом организации походного лагеря. Выступление заняло минут пятнадцать, и еще почти сорок минут докладчику задавали вопросы. А потом маленький «Тигренок» признали одним из лучших по организации воспитательной работы наряду с лагерем для сирот «Изумрудный город» в Славяногорске, который имел колоссальную поддержку со стороны государства.
«Говорят, когда ребенок побывает в «Артеке», – рассказывает А.Ю. Сербин, – его жизнь делится на «до» и «после». Я это тоже пережил. В «Артеке» впервые почувствовал, что такое профессиональное признание. До этого все, что я делал, окружающие воспринимали, как спорт и не более, здесь же впервые оценили мою воспитательную работу. Своим учителем по педагогическому проектированию считаю Кручину Тамару Генриховну, она сорок лет создавала «Артек», готовя вожатых. Профессиональный контакт установился и с генеральным директором этого лагеря Михаилом Михайловичем Сидоренко, который принял его в момент развала Союза и в течение десяти лет смог удержать.
В 2002 году к «Лелеке» приобщилась Наталья Леонидовна Голощапова – тогда методист городского клуба восточных боевых и оздоровительных систем, ныне – методист центра детского и юношеского творчества. Так и продолжается развитие идей.

«Игровая программа – это ВКУСНО для всех»
В творческую лабораторию игры превратился десять дней тому назад выставочный зал центра детского и юношеского творчества. Здесь целый день играли не непоседливые девчонки и мальчишки, а вполне солидные люди – педагоги-организаторы средних общеобразовательных школ и методисты внешкольных учебных заведений. Для них – по приглашению городской детской организации «Дивосвіт», ее председателя Анастасии Владимировны Копыловой и с благословения отдела образования – семинар-практикум «Конструктор для организатора праздника» проводило творческое агентство «7 чудес» (из города Донецка). Шесть часов интенсивного труда пролетели, как один миг. Педагоги-организаторы смогли кто вспомнить, а кто и впервые услышать, из чего же состоит праздник, как грамотно написать сценарий, открывали для себя секреты мастерства ведущего игровой программы и тайны изготовления реквизита из того, что завалялось в кладовке. Взрослые люди еще раз убедились, что «Игровая программа – это ВКУСНО для всех» и пополнили свой портфельчик коктейлем из веселых, полезных игр на все случаи жизни и добрых, умных песен. А делились с северодончанами всем этим богатством настоящие мэтры детской игры: режиссер фестивальных программ Международного детского центра «Артек», директор творческого агентства «7 чудес», методист игровой деятельности Донецкого учебно-методического центра управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации, старший преподаватель кафедры менеджмента Донецкого факультета менеджмента и бизнеса Киевского национального университета культуры и искусств Александр Евгеньевич Кашлаков, директор департамента творческих программ того же агентства, методист досуговой деятельности, поэт и композитор Людмила Борисовна Бардина и директор департамента детских программ, методист досуговой деятельности Елена Ивановна Жарова.
Вы играли когда-нибудь в «Строевые кошки-мышки?» или в «Тостер, слона и пальму»? А задумывались ли хотя бы разочек над тем, чем викинг отличается от индейца, как изобразить чайник и какое коленце могут выкинуть «утки-путки» в тесном зрительном зале, чтобы обошлось без травм, но всем было весело? Во что, на ваш взгляд, может в умелых руках трансформироваться вчерашняя газета, купленная в киоске за углом? Как минимум в десяток незаменимых во время игры вещей, с помощью которых ДЕТСТВО ВОЗВРАЩАЕТСЯ.

Чем питается творчество
Законспектировав полблокнота игр и приколов, которыми можно с успехом развлечь гостей в день рождения, друзей во время вылазки на природу и даже коллег на корпоративной вечеринке, приобретя тройку книг с не менее захватывающей и полезной информацией, я не удержалась, чтобы не задать Александру Кашлакову само собою напрашивающийся вопрос:
– Зачем вам все это нужно? Что заставляет вас проводить вот такие семинары, делиться накопленным опытом и как при такой самоотдаче вам удается избежать внутреннего выгорания?
– По вопросу профессионального выгорания. Наверное, потому мы и занимаемся сейчас тренинговой деятельностью и пропагандой игры, что сами столкнулись с такой проблемой. Она особенно актуальна для небольших городов, где творчество педагогов-организаторов не подпитывается новыми идеями, и они просто обречены на выгорание, на какое-то озлобление и отход от нормального творчества, да и от профессии. Мы хотим этого избежать, и потому предлагаем такие методические комплексы.
«Мы» – я говорю о своей донецкой команде и команде всеукраинской. Донецкая команда представлена двумя агентствами «Еvеnt-A» и «7 чудес». Это частные структуры, которые занимаются профессионально организацией мероприятий – больших, начиная от детских фестивалей и заканчивая Днями городов в различных городах Донецкой области и Украины. Там работают интересные люди. У нас достаточно большая команда. Есть опытные педагоги и молодые аниматоры, но всех нас так же, как сейчас пытаемся сделать это мы, заразила идеями Всеукраинская благотворительная организация, которая называется «Ассоциация за новое поколение «Лелека». И мы своим примером показываем коллегам в организации и новым членам «Лелеки», что заниматься можно с удовольствием и своим делом. Поэтому ездим на такие семинары и делаем это абсолютно бесплатно, и с радостью принимаем приглашения. Наша цель – сделать игру хорошей профессиональной, чтобы дети не страдали от непрофессионализма взрослых, чтобы взрослые не страдали от непонимания детей, чтобы взрослые знали, что делать с ребенком, как и зачем. Игра – это наша жизнь.

Дерзайте: мечты сбываются
О том, чтобы «Лелека» прилетела в Северодонецк, давно мечтала методист ЦДЮТ Наталья Леонидовна Голощапова:
– Работая с детьми, городская детская организация «Дивосвіт» старается содействовать постоянному пополнению информационного багажа коллег – педагогов-организаторов. За последние два года «Дивосвіт» реализовал множество проектов, среди которых и один из отправных – «Активный, знающий педагог-организатор». В результате этого проекта создано общее информационное пространство. Благодаря поддержке отдела образования появилась возможность встречаться каждый месяц. Было проведено больше десятка семинаров, позволивших педагогам получать современную информацию извне. И вот сегодня встретились два жаждущих: «Лелека» и «Дивосвіт».
Своими впечатлениями прошу поделиться и тех, кто на протяжении рабочего дня усиленно учился.
Наталья Владимировна Дубровина и Александр Вячеславович Глянцев, вожатые профильного лагеря боевых искусств «Тигренок»:
– Мы все это уже знали из практики, применяли, но теперь нам так красиво разложили все по полочкам. А любые знания ценны и важны, тем более – правильно построенные. Особенно в сфере работы с людьми. Здесь нужно учитывать и психологию, и чтобы никто не травмировался, и чтобы после праздника человек был в нормальном состоянии и в нормальном настроении. А праздники нужны на 100% – без них жить было бы просто скучно.
Легкую эйфорию испытали и педагоги-организаторы.
Яна Викторовна Жихор (СОШ №17):
– Мы получили много новой полезной для педагога-организатора информации. Конечно, существуют какие-то методические пособия, какие-то разработки праздников для детей, но их очень-очень мало. А здесь вот оно – бери и пользуйся.
Ирина Викторовна Сташевская (СОШ №6):
–Знакомство с новыми формами работы очень важно для нас. Современным детям требуются игры на сплочения коллектива, его расширение, на решение такой проблемы, как боязнь быть не понятым. Очень довольна диском с песнями.
Екатерина Васильевна Филимонова (СОШ №11):
– Спасибо «Дивосвіту» и отделу образования. Почаще бы такие встречи, да побольше.
Татьяна Георгиевна Лисютина (СОШ №5):
– Наши гости – очень интересные люди и сильны они тем, что объединены в творчестве: игротехники, музыку сочиняют, стихи пишут. В школе на первом месте, конечно же, учебный процесс. Но если мы сумеем реализовать хотя бы часть из полученного сегодня, дети скажут нам спасибо.

Вместо эпилога
Эксперименты показывают: если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу. В игре проецируют то, что видят и чувствуют по отношению к себе.

Лариса ГОРДЕЙ. "С.вісті", 24.02.2009, № 16