Украсили 8 марта COMMEDIA DELL’ARTE

От души рекомендую посмотреть спектакль «Мирандолина» собратьям-мужчинам: вы узнаете о некоторых секретных видах «оружия», которые женщины применяют для нашего покорения. Тот же совет даю и женщинам – они пройдут «школу передового опыта» от героини знаменитой пьесы Карло Гальдони. Возраст тут не играет роли. Напротив меняна премьере сидела десятилетняя девчушка, и видел, как она радовалась от участия в таком головокружительном празднике женского успеха, приуроченном аккурат к 8 Марта.

Предвижу вопрос: «Что значит «сидела напротив» и «участия», как это возможно?».

Да в нашем Луганском областном академическом украинском музыкально-драматическом театре возможно все! Дело в том, что на спектакль мы попадаем… сразу за входом. Стулья для зрителей выставлены прямо в фойе, охватывая полукружьями сценическую площадку. И вообще, административно-технические службы, руководитель литературно-драматической части Татьяна Плис позаботились, чтобы мы тотчас окунались в изысканную театральную атмосферу.

– Как только, поработав после переселения из Луганска на других сценах Северодонецка, мы получили здесь свое здание, отремонтированное благодаря стараниям облгосадминистрации, я загорелся идеей устроить постановку в таком изумительном зале, – обводит взглядом многоколонное, с лепными украшениями и паркетом фойе художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Московченко. –И вот воплотил ее. Эта аура будто переносит нас в XVIII век, когда венецианский драматург Гальдони создавал свои творения. Он реформировал тогдашний жанр commedia dell'arte – народных комедий масок, которые показывали на площадях, улицах, но эти традиции учитывал. На то мы и опирались, считая, что зрителям тоже будет интересно, когда все происходит среди них, словно с их участием.

Сценограф Ирина Лубская вместе с режиссером так увлеченно организовала пространство действия, что нам оставалось только успевать охватывать его во всем объеме и разнообразии. То следим за событиями на маленькой сцене, то оказываемся на старинном балу (оценим стиль хореографа Ирины Сериковой и балетной группы). То поднимаем глаза на лестничные пролеты, где за вычурными балюстрадами судачат дамы или устраивают словопрения кавалеры, то ухитряемся узреть комичные сценки за своими спинами. А то задираем головы на балкон, откуда несутся серенады (музыкальное оформление самого постановщика Владимира Московченко). Об импровизационных моментах, когда актеры напрямую подзадоривают зрителей, помолчу – сохраним интригу.

Отдельная песня – костюмы. Каждый великолепен, со всеми вычурными деталями. Вы их рассмотрите, поскольку спектакль длится больше двух часов. Очутиться среди персонажей 250-летней выдержки вместе с автором костюмов Ириной Лубской нам помогли чудо-мастерицы пошивочного цеха. Спасибо им за удовольствие!

Ясно, что и артисты театра открыли себя с новой стороны. Точнее – с разных сторон. Пока непривычная обстановка потребовала от них искать дополнительные возможности, начиная с голосовых обертонов, мимики. И какие тут маски – каждый исполнитель сумел показать характер персонажа!

В такую Мирандолину, которую воплотила Христина Игнат, – очень женственную, лукавую, – действительно не возможно не влюбиться. Александр Глянцев убедительно показал, как его герой из женоненавистника становится пылким поклонником женских чар.

Как и положено маркизам, графам, блистали Владимир Благой и Ярослав Грошев. Каждый по-своему. Оригинальные краски нашли Денис Пономаренко (Фабрицио) и Игорь Чумак (первый слуга). Уморительными в ролях дам были заслуженная артистка Украины Ольга Яковенко и Татьяна Зинченко. Все оказалось весьма «вкусно».

Явно ощущался внутренний импульс. Подскажу разгадку: режиссер и артисты нашли остроумный подход к старинной пьесе. Бережно относясь к классике, наш театр все же воплощает ее не буквально, а как бы разыгрывает (взгляните хоть на золотые парики) все эти перипетии и забавы. Так оно веселее, да и мы охотно включаемся в игру.

* * *

Помня о том, в какие дни все это происходит, спросил Владимира Московченко:

– В нескольких своих комедийных спектаклях вы показываете, как женщины, скажу мягко, утирают нос нам, мужчинам. И что же хотите этим сказать? Что мы – слабый пол?!

– Конечно, сильный, – улыбнулся режиссер. – Но царствуют все-таки женщины!

Ознакомиться с анонсами ближайших представлений вы можете в  разделе «Афиша».

Семен ПЕРЦОВСКИЙ, заслуженный журналист Украины.