В феврале 2001 года химики северодонецкого «Азота» торжественно отметили полувековой юбилей своего предприятия. Вместе с ними это 50-летие стало своеобразным праздником для всего города.
Еще бы: наш «Азот» — главное градообразующее предприятие, благодаря которому и возник Северодонецк. Но вот минуло всего три года, и сам город Северодонецк стал юбиляром - ему в 2004 году исполняется 70 лет!
Как же так? - может спросить любой из нас. — Город, всецело обязанный своим рождением химическому комбинату, почти на 20 лет старше его?-Парадокс!
Но ничего парадоксального и необычного в этом нет. Любой строитель вам скажет, что прежде чем строить серьезный объект, его надо предварительно обустроить, обжить, связать дорогами и транспортом, насытить людьми и материалами, подать электроэнергию. И только после этого начинается рождение объекта.
Рождавшийся в 30-х годах XX столетия химический гигант на левом берегу Северского Донца не был исключением. На одном из зданий администрации северодонецкого «Азота» укреплена мемориальная доска, которая всем любопытным объясняет, что строительство Северодонецкого химического комбината началось весной 1933 года. Коротко и ясно. Коротко - да. Но не ясно. Дело в том, что весной 1933 года и речи не могло быть о каком-то промышленном строительстве там, где мы сегодня с вами находимся. На этом месте тогда, весной 1933 года, был просто песчаный пустырь.
Вот что вспоминали наши первостроители.
Молодой строитель М.М. Старобинец после окончания института прибыл на новостройку в Лисичанск 17 октября 1933 г. Он проработал в качестве начальника стройотдела Лисхимстроя до сентября 1941-го, после чего отбыл в действующую армию. В его памяти конец 1933 года на стройплощадке нынешнего химкомбината и города отложился так: «Территорию будущего химкомбината пересекала высоковольтная линия на деревянных опорах, ведущая от Севдонгрэс к Рубежному. Было принято решение строительство жилпоселка и промплощадки ориентировать параллельно или перпендикулярно этой линии. Она, эта линия, и стала границей между их промышленной и гражданской зоной строительства».
Но — это о границах строительства. А что же собой представляла стройплощадка? Вспоминает наш первостроитель и первый почетный гражданин Северодонецка Илья Матвеевич Барский: «Мы с женой прибыли по назначению в Лисхимстрой в начале марта 1934 года. Через пару дней после прибытия главный инженер стройки Н.А. Залигман повез меня и Эмму (жену) на своем фаэтоне, запряженном двумя лошадьми, на левый берег Донца. И говорил: «Здесь будет построен цех.., а здесь построим ТЭЦ, а здесь... А на самом деле перед нами лежал лишь песчаный пустырь...»
Вот таким было то песчаное «перекати-поле», на котором десятилетия спустя вырос белоснежный молодежный город Северодонецк. Он и вправду белоснежный. Стоит только посмотреть на него с высоты старого Лисичанска - дедушки современного Донбасса.
В разные времена в разных странах и в разных народах по-разному определяют начало рождения того или иного города, населенного пункта. В древней Руси - по первому летописному упоминанию о нем, в царской России — по высочайшему Указу. Кто - от первого колышка, кто - от первого очага, кто - от первого дыма. А на древнем Востоке принято было считать рождение города по его первому младенцу. Но единого критерия даты основания населенных пунктов не выработано и до сих пор.
Северодонецку в этом отношении повезло: и первый колышек на территории будущего города, и первый дом, и самый первый ребенок, который стал первым коренным северодончанином, - все это произошло в один и тот же год - год 1934-й.
Исполнительный комитет Северодонецкого городского Совета народных депутатов 18 февраля 1981 г. решил: «Дату окончания строительства первых бараков на углу улиц Ленина и Заводской рабочего поселка Лисхимстрой 29 апреля 1934 года считать днем основания г. Северодонецка». Тогда же было решено День города отмечать одновременно с Днем химика в последнее воскресенье мая каждого года.
В 1934 году в квартале №1 было заложено сразу три двухэтажных капитальных дома, которые были сданы в эксплуатацию осенью того же года. На одном из них - №7 по ул. Заводской установлена мемориальная доска, которая утверждает, что с этого дома и начинался наш Северодонецк.
Первые жилые дома поселка строились строго на север от будущей промышленной площадки в достаточном удалении от нее. Первостроители предпочитали селиться поближе к строящемуся заводу силикатного кирпича, невдалеке от реки Боровой. Весенние разливы этой реки были сопоставимы разве что с разливами Донца. К тому же лес на берегах Боровой долгие годы снабжал первостроителей и дровами на топливо, и деловой древесиной.
10 июля 1935 г. торжественно была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка, соединяющая новый поселок Лисхимстрой с Рубежным, протяженностью 8 километров с мостом через Боровую и тремя перетоками (мостами, предусмотренными на случай половодья). Руководил этой стройкой десятник С.Й. Скороход, который всего несколько месяцев назад возглавлял бригаду мостовщиков. На стройке появились первый паровоз серии ЛВ №626 и четыре товарных вагона. Сохранились и имена первой паровозной бригады. Это были машинист Чумаченко, его помощник Черножуков и кочегар-составитель Сысоев.
К 7 ноября 1935 года лисхимстроевцы праздновали два больших события в своей жизни. Первое - ввод в эксплуатацию новых трех жилых двухэтажных домов. И второе, самое важное, 3 ноября 1935 г. был получен первый силикатный кирпич на самом первом промышленном предприятии поселка.
Если учитывать, что первые бараки весной 1934 года были первыми «колышками» нашего города, то первые трудовые достижения в 1935 году лисхимстроевцев были первой реальной заявкой на существование нового трудового центра. К концу 1935 года на новостройке трудилось уже 817 рабочих.
История Северодонецка - это и история нашего химического комбината Его то предполагали построить как завод по переработке и утилизации отходов уже действовавших в этом районе химических производств, то как чистый завод по производству аммиачных удобрений. И только в конце 1938 года было принято окончательное решение о строительстве азотнотукового химического комбината с преимущественным производством аммиачной селитры.
В октябре 1936 года на стройку прибыла первая проектно-строительная документация для сооружения промышленных объектов будущего химического комбината. Но это был проект лишь вспомогательных производств - главным образом ремонтно-механического завода. Его фундаменты и заложили ранней весной 1937 года. А в 1938-м были введены в строй механический, а затем и литейный его цехи. Сегодня нам кажется, что это мелочь. Но если судить по меркам 30-х годов, то ремонтно-механический завод был основой и для строительства, и для монтажа всех промышленных объектов.
Поэтому, очевидно, не 1933 год, а год 1938-й — год начала работы ремонтно-механического завода нашего «Азота» — и следует считать началом его строительства.
В такой же неопределенности, как и строительство Лисхимкомбината, жил и его рабочий поселок. Только в 1939 году харьковский институт «Гипроград», наконец, окончательно закончил разработку генерального плана развития поселка химиков и строителей Лисхимстроя. Этот план был рассчитан на 20 лет и предусматривал в поселке 30 тысяч жителей.
В деталях самый первый проект развития нашего города восстановить нелегко. Мы только знаем, что в ноябре 1934 года в поселке было 500 жителей, а перед началом войны — около 3000 человек.
В 1938 году 26 октября вышел Указ Президиума Верховного Совета УССР, который коренным образом изменил статус нашего в ту пору молодого поселка. Он гласил: «Образовать в поселке Лисхимстрой поселковый Совет, присвоив ему наименование Лисхимстроевский. Включить в состав Лисхимстроевского поссовета хутора Павлоградский, Бакаи, Ново-Сиротино, пос. Лесная дача и лесные сторожки Агафонова и Горобцова, исключив их из состава Воеводского сельсовета Рубежанского района».
Таким образом, в конце 1938 года наш поселок Лисхимстрой впервые стал официальным населенным пунктом, получил право на место в карте республики. Он стал рабочим поселком районного подчинения. В то время в нем было уже 30 двухэтажных домов, своя школа, клуб, поликлиника, больница на 50 коек, столовая, два магазина. В поселке проживало 3249 человек. От сегодняшней улицы Заводской уже наметилась сегодняшняя улица Ленина, в то время носившая имя Горького.
Когда ведут разговор об истории Северодонецка, главное внимание обращают на масштабы промышленного и, конечно же, гражданского строительства. Но при этом как-то уходит в сторону строительство, которому наши первостроители уделяли едва ли не самое главное внимание. Это - зеленое строительство, связанное с борьбой со зноем и сыпучими песками, которые едва ли не одержали победу над строителями.
Два раза в году - в конце апреля и в начале августа - на территорию поселка и всей площадки обрушивался ветер, переходящий в ураган, который нес не только зной, но и пыльную бурю, от которой, казалось бы, не спастись. Песок проникал всюду, даже в законопаченные окна. Первая послевоенная учительница нашего поселка Зинаида Андреевна Шулика вспоминала, что в те годы она могла вести всего два урока. После этого все ученики выходили откапывать свою школу, которую заносило песком по самые окна В памяти первостроителей остался и самый первый энтузиаст озеленения нашего рабочего поселка - Павел Кальма. Стремление оживить, сделать зелеными печально желтые кварталы было его единственной страстью. П. Кальма пришел к выводу, что наиболее стойкие к суше и жаре Лисхимстроя клен, белая акация, тополь, а из кустарников - красная лоза.
К началу Великой Отечественной войны в Лисхимстрое было сооружено 50 двухэтажных капитальных домов, несколько десятков бараков. Существовали не только школа, ясли, детский садик, но были уже свой клуб, городская столовая, дом для приезжих (элементарная гостиница барачного типа). Жилой фонд составлял 27 тысяч квадратных метров. В нем проживало свыше 3500 строителей, монтажников, химиков. Сам поселок тогда уже перешагнул границу нынешней улицы Танкистов.
К тому времени Управление строительством Лисичанского химкомбината преобразуется в его дирекцию с функциями контроля за строительством, обеспечения проектной документацией, оборудованием и специалистами. Пуск нового химического предприятия планировался на третий квартал 1941 года. Но все мирные планы стройки перепутало начало войны, и вместо пусковых операций начался демонтаж уже готового к работе химического оборудования.
Приказ Наркомхимпрома начать эвакуацию оборудования «лисичанки» пришел на стройку 30 августа. 2 сентября на промплощадку Лисхимстроя были поданы первые вагоны для эвакуации, а через четыре дня (6 сентября) в Березники и Губаху ушел первый эшелон.
В первые же дни войны 400 лисхимстроевцев подали заявление с просьбой послать их на фронт. Просьба 300 из них была удовлетворена. Но в дальнейшем запись добровольцев была прекращена. Дело в том, что все строительное управление треста «Донбасстяжстрой» и субподрядные организации, работавшие на строительстве Лисичанского химкомбината, были преобразованы в особую строительно-монтажную военизированную часть и в полном составе вместе с механизмами и стройматериалами были эвакуированы на Урал. 20 октября 1941 г. из Лисхимстроя ушел последний эшелон, который увозил демонтированную поточную линию РМЗ по изготовлению снарядов, работников завода и их семьи. Всего же за полтора месяца в тыл было отправлено 14 эшелонов (более 400 вагонов).
После главной волны эвакуации на 16 октября 1941 года в поселке Лисхимстрой продолжали работать котельно-механический и деревообрабатывающий заводы. Когда же после массированного налета немецкой авиации 11 июля 1942 г. оккупанты заняли Лисхимстрой, они нашли здесь сплошные развалины и безлюдье. Оккупация нашего Придонцовья длилась всего семь месяцев, но и этого времени оказалось достаточно, чтобы свести к нулю результаты напряженного труда лисхимстроевцев за многие предвоенные годы.
Поселок Лисхимстрой был освобожден в ночь с 31 января на 1 февраля 1943 г. частями 41-й гвардейской стрелковой дивизии, но окончательное освобождение нашего края произошло только после 2 сентября 1943 г., когда воины 279-й стрелковой дивизии освободили Лисичанск. Наш Северодонецк в годы Великой Отечественной войны не был ареной решающих, масштабных сражений. Но более семи месяцев на его территории шли упорные позиционные бои. Об этом свидетельствуют братские захоронения воинов, погибших в боях за освобождение всех поселков, входящих в административное подчинение Северодонецка, 176 фамилий воинов, похороненных на Мемориальном комплексе города. Сразу же после окончательного завершения боев в районе Лисичанска в Лисхимстрой в середине сентября 1943 г. прибыла комиссия Наркомата химпромышленности во главе с бывшим лисхимстроевцем И.М. Барским. Ее цель была - определить состояние предприятия и поселка и дать предложения по их восстановлению. Перед членами комиссии предстали полностью разрушенный поселок, изуродованные снарядами и бомбами промышленные корпуса. На пепелище только-только начали возвращаться жители поселка.
На основании выводов комиссии Ворошиловградский обком партии 10 декабря 1943 г. принял постановление «О восстановлении Лисичанского азотно-тукового комбината». В нем первоочередными задачами стояли восстановление жилого фонда поселка, ремонтно-механического завода и завода силикатного кирпича.
Отстраиваться и восстанавливаться начал Лисхимстрой с огромным трудом. На стройке не хватало не только людей, но и самого необходимого. В распоряжении строителей было всего четыре лошади. Продукты доставлялись из Лисичанска чаще всего тачками. Приближалась зима, и остро встал вопрос жилья. Для его ремонта использовалась известь из старых гасильных ям. В дело шли любые более-менее годные материалы, которые находили в развалинах. К зиме готовили главным образом сохранившиеся подвальные помещения. Поселок всю зиму оставался без электроэнергии.
И все же Лисхимстрой понемногу, постепенно обустраивался, обживался, становился все многолюднее. Возвращались из эвакуации первостроители, начала прибывать помощь стройматериалами. Осенью 1944 г. в Лисхимстрое на базе треста «Донбассхимпромстрой» и Донецкого монтажного управления были созданы строительное управление и монтажный участок. О промышленном строительстве речь пока не шла. Настоящее возрождение химкомбината и поселка возле него развернулось после окончания войны в 1945 году.
К 1947 г. восстановительный период в поселке Лисхимстрой в основном был завершен. В феврале этого же года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), который своим решением обязал форсировать строительство Лисичанского химкомбината. Конкретно это выражалось в том, что перед коллективом строительно-монтажного треста «Лисхимпромстрой» поставлена задача - до 1950 года завершить строительство и обеспечить пуск первых промышленных цехов химкомбината. Нужны были новые энергичные люди, новаторы. В 1948 г. на стройке появился новый управляющий трестом П.Ф. Новиков, а с ним - группа опытных молодых строителей. Новое руководство, прежде всего, занялось организацией и развитием индустриальной базы стройки.
Лисичанское химическое строительство стало индустриальным, темпы строительно-монтажных работ повысились в несколько раз. Уже в третьем квартале 1946 г. трест «Лисхимпромстрой» был признан победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Внедрение новых строительных материалов, новой техники, смелое, часто новаторское решение самых различных задач строительства с учетом достижений современной стройиндустрии — все это создало Лисхимстрою славу школы передового опыта.
Начало 50-х годов прошлого столетия в истории Северодонецка занимает особое место. Именно в эти годы произошли многие события, которые определили статус и облик нашего города. В 1950 г. были завершены все основные строительно-монтажные работы в главных цехах аммиачного производства химкомбината, и химики приступили к пусконаладочным работам. Накануне нового 1951 года был получен первый продукт - аммиачная селитра, а в феврале - подписан акт о вводе Лисичанского химкомбината в строй действующих.
Знаменательное событие в декабре 1950 г. произошло и в жизни самого поселка — он, наконец, получил свое имя: Северодонецк. Ведь Лисхимстрой — это всего лишь сокращенное название стройки. К тому времени поселок вырос значительно, а его химкомбинат выходил на всесоюзную арену. Из областного центра поступило предложение коллективно обсудить вопрос о том, как назвать поселок. На это отпускалось три дня. Предложение было встречено с большим подъемом и горячо обсуждалось всеми лисхимстроевцами.
Предлагалось множество вариантов наименования, но большинство все же склонялось к тому, чтобы поселок назвать Светлоградом. Это название стихийно возникло еще в 1947 году, когда обсуждалось постановление февральского Пленума ЦК ВКП(б) «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В нем, в частности, прямо указывалось на необходимость ускорить строительство Лисичанского химического комбината как важнейшего производителя минеральных удобрений. Постепенно название «Светлоград» настолько укоренилось, что были даже заказаны печати и штампы для третьего отделения милиции г. Лисичанска (оно обслуживало наш поселок). В музее нашего «Азота» хранится паспорт его первого послевоенного директора, почетного гражданина Северодонецка Г.И. Вилесова с пропиской в поселке Светлоград.
Но были и другие предложения. Комсомольцы стройки хотели бы, чтобы поселок назывался Комсомольском-на-Донце, подобно Комсомольску-на-Амуре. Среди других предлагалось и название «Северодонецк». Через три дня парторг стройки А.М. Сафонов сообщил в обком партии о том, что есть четыре основных варианта названия поселка: Светлоград, Северодонецк, Комсомольск-на-Донце и Менделеевск. В конце декабря 1950 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета УССР, которым поселок Лисхимстрой был переименован в Северодонецк и получил статус рабочего поселка городского типа районного подчинения. Таким образом, Лисхимстрой исчез — он превратился в поселок Северодонецк.
Наш город получил свое имя от реки Северский Донец. Но в само название вкралась ошибка: Донец никогда не назывался Северным, он всегда был Северским Донцом. Следовательно, и наш город следовало бы назвать Северскодонецком. Попытки же позже объяснить это название тем, что где наш город расположен севернее столицы Донбасса, г. Донецка, неосновательны. Хотя бы потому, что сам Донецк стал именоваться так только в 1961 году - через 10 лет после того, как Северодонецк получил свое имя. Небезынтересно, что само определение «северодонецкий» возникло задолго до рождения нашего города. «Северодонецкая ГРЭС» - так называлась электростанция, построенная в 1931-1932 гг. на берегу Донца в поселке Верхний (ныне в черте Лисичанска).
Сегодня в городской черте Северодонецка 40 улиц, 4 проспекта, 3 площади, 6 переулков и одно шоссе. Но мало кто знает, что до 1951 года внашем поселке не было ни улиц, ни переулков, а были только кварталы. А его почтовый адрес выглядел так: «Лисичанский район, поселок Лисхимстрой, квартал №... дом №...квартира №...».
На самом же деле к концу 1950 года в поселке уже реально существовало 9 улиц и два переулка. История наших улиц и площадей, их наименования и переименования заслуживает отдельного рассказа.
На фотографии, сделанной в середине 50-х с высоты птичьего полета, небольшой в то время наш городок выглядел почти беззащитным, без зеленого наряда. Но улица Ленина уже была полностью оформлена как единый архитектурно-парковый ансамбль. С того времени она долгие годы оставалась единственной пешеходной улицей, визитной карточкой нашего города.
Северодонецк раздвигал свои границы не только в северо-восточном, но и в южном направлении. Еще вчерашняя его окраина — улица Свердлова (ныне ул. Энергетиков) становилась самой оживленной, по которой в город устремлялся грузовой и пассажирский поток.
В 1957 г. посредине ее возник из железобетона самый первый наш автовокзал. Это было одно из самых интересных и оригинальных по своему архитектурному решению и исполнению в бетоне сооружений города. Недаром его проект был отмечен медалью Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства и премией Академии архитектуры СССР.
Бурные пятидесятые годы начинались и завершались знаменательными событиями в жизни Северодонецка. Если в 1950 г. поселок получил свое имя, то 27 марта 1958 г. решением Ворошиловградского областного Совета поселок Северодонецк был преобразован в город районного подчинения. Так что и 1958 год можно считать годом официального рождения нашего города.
Несмотря на то, что сооружению жилья уделялось главное внимание, а социально-культурное строительство было практически заморожено, наш город множился не только спальными кварталами. Преодолевая многочисленные бюрократические преграды, запреты, ограничения, строители в 1956 году начали сооружать новый Дворец химиков, в 1958-м больница получила новый хирургический корпус, в 1959-м началось строительство крытых кортов, в 1960 г. - Дворца строителей, в 1962 г. - нового комплекса Северодонецкого аэропорта. Жилой фонд города составлял свыше 500 тысяч квадратных метров, в котором проживало свыше 61 тысячи жителей.
Осенью 1958 г. от газопровода Ставрополь-Москва в Северодонецк пришел природный газ, что в корне изменило систему отопления и снабжения топливом. Наряду с началом перехода на природный газ как сырьевую основу химических производств началась и газификация города. Самым первым был газифицирован жилой дом №20 по улице Ленина. Это случилось накануне нового 1959 года. А через десять лет газификация города и его предприятий была полностью завершена.
30 декабря 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета УССР Северодонецк был преобразован в город областного подчинения и полностью выведен из под юрисдикции Лисичанска. А 4 марта 1963 года состоялись внеочередные выборы в городской Совет в связи с новым статусом города. В состав Совета тогда было избрано 193 депутата. Председателем городского Совета избран И.У. Водолазский. Таким образом, и 1963 год можно считать днем рождения нашего города в том статусе, в котором он находится и по сей день.
В 1961 г. в Северодонецке был введен в эксплуатацию завод по изготовлению стеклопластиков. Но все же основной рост промышленного производства в городе приходился на наше главное предприятие, которое с 1966 г. начало называться Северодонецким химическим комбинатом.
Менял свое лицо и город. Если довоенные и первые послевоенные улицы были довольно узкие, не рассчитанные на большой грузовой поток, то в начале 60-х настала пора проспектов. Первым таким проспектом в географии города стал Советский. Он был создан сразу из двух улиц — Советской и им. Ворошилова, а пространство между ними было застроено зданиями общественного пользования, обустроено скверами.
Наряду с жилыми домами повсеместно строились спортивные площадки, спортзалы, стадионы. Всесоюзная научно-практическая конференция по вопросам развития физической культуры и спорта, которая была проведена в 1970 г. на базе Северодонецка, признала наш город эталоном массового развития физкультуры среди жителей, а физкультуру и спорт - важнейшей сферой социального развития города.
В 1964 г. была введена в эксплуатацию первая городская АТС на 4900 номеров. Начала выходить городская газета «Комуністичний шлях» (ныне - "Сєвєродонецькі вісті"). В 1966 г. в городе появился свой широкоформатный кинотеатр «Современник», открыто музыкальное училище, ресторан «Кристалл» (ныне кафе «Мозаика»), построена гостиница «Центральная». В 1967 г. открыл двери новый Дворец культуры химиков. В 1970 г. начато строительство Ледового Дворца спорта. В этом же году была полностью решена проблема обеспечения северодончан детскими дошкольными учреждениями.
В 1971 году город торжественно отметил рождение 100-тысячного своего жителя. Жилой фонд к тому времени достиг одного миллиона квадратных метров.
Появились новые проспекты - Гвардейский и Космонавтов, широкая автомобильная трасса объездной дороги, которая в черте города была названа Ворошиловградским шоссе (ныне - шоссе Строителей). В 1975 г. был открыт Мемориальный комплекс на месте захоронения воинов, павших в боях за освобождение Северодонецка. Той же весной открыл двери Ледовый Дворец спорта, сдана в эксплуатацию медико-санитарная часть химкомбината. Имя нашего города появилось на морских и океанских просторах. В 1966 г. на Дальнем Востоке страны появилась новейшая рыболовная база «Северодонецк», а три года спустя в Черноморском пароходстве праздновалось появление еще одного крупнотоннажного сухогруза под таким же именем. С экипажами своих «тёзок» город многие годы поддерживал связь.
В 1968 году северодончане праздновали открытие нового аэропорта. По объемам пассажиро и грузоперевозок Северодонецкий аэропорт уступал только областному центру Луганску.
В конце 1978 г. в городе появился первый троллейбус, а через год электротранспорт стал основным видом перевозок северодончан. Всего за несколько лет по улицам и проспектам города было создано четыре троллейбусных маршрута, которыми были связаны все основные районы и предприятия. Последний маршрут - №6 протянулся до завода стеклопластиков и словно опоясал всю территорию объединения «Азот».
Широкая сеть общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, стационарный химико-механический техникум, институт, музыкальные школы и училище - все это было создано трудом северодончан в сравнительно короткий срок. В результате Северодонецк стал городом высокой культуры и образования и до сих пор сохраняет эту марку.
Многих гостей, посещавших наш город в пору его бурного развития, поражало то, что юный Северодонецк почти не имел окраин. Общепринято было считать, что он родился и строился на абсолютно пустом месте, которое прежде просто не было приспособлено для нормального обитания людей. Но большинство первостроителей в своих воспоминаниях обязательно подчеркивали, что первый приют им дали жители села Ново-Сиротино.
Действительно, в этом небольшом селе, находившемся в районе нынешней троллейбусной остановки «Аммиак», в далеком 1934 году были построены первые мастерские, кузница, даже конюшня будущей стройки. Там же располагалась контора первого строительного участка. Со временем «Азот» и Северодонецкая ТЭЦ, расширяя свои границы и увеличивая производственные мощности, «поглотили» это село. Новосиротинцы получили жилье в Северодонецке, а некоторые построили новые дома и усадьбы в Щедрищево.
И в 80-е годы Северодонецк рос и развивался довольно интенсивно. Об этом красноречивее всего говорят факты: в 1980 г. в городе было построено две школы, 4 детских комбината, 8 магазинов, начато сооружение медико-санитарной части объединения «Импульс». Введено в эксплуатацию 49,5 тысячи квадратных метров жилья. В 1982г. построены универсам, два детских комбината, введено в эксплуатацию 44,4 тысячи квадратных метров жилья. В 1983 г. производство товаров народного потребления в городе выросло в два раза, построено 37,4 тысячи квадратных метров жилой площади. В 1985 г. построены: новая школа, деткомбинат, АТС на 1000 номеров. В следующем году город получил еще одну АТС на 10 тысяч номеров и новую линию троллейбусного сообщения (маршрут №6), которая не была предусмотрена проектом. Одновременно пополнился жилой фонд на 42 тысячи квадратных метров.
В 1990 году начато строительство патологоанатомического корпуса городской больницы, межбольничной аптеки, детской молочной кухни. Намечен генеральный план дальнейшего развития города, рассчитанный до 2015 года. В 1993 г. население города составляло 144,3 тысячи человек.
В кратком историческом очерке невозможно подробно рассказать во всех подробностях обо всех этапах становления и развития молодого города и уж, конечно, о всех тех, кто строил и создавал современный Северодонецк.
Я сознательно не упоминаю фамилии и имена людей, которые внесли свой вклад в это благородное дело. Их очень много - тысячи. Частичное представление о них дает список Почетных граждан Севередонецка. Это почетное звание было утверждено городским Советом ещё в 1981 году. За 23 года его удостоены 50 северодончан, внесших весомый вклад в историю и разитие Северодонецка.
Город нашел в себе силы, чтобы не только выжить, выстоять, но и перестроиться на рыночный способ хозяйствования, примениться к новым экономическим отношениям, переориентироваться и продолжать двигаться вперед. В самый разгар развала экономики город общими силами завершает строительство теплового коллектора №4, а затем и нового канализационного коллектора, приводит в образцовый порядок все основные транспортные магистрали. В Северодонецке появляются свой профессиональный драматический театр и кабельное телевидение, выставочный зал, из небытия возвращается кинотеатр «Современник».
Каждый из нас самостоятельно может составить список утрат и приобретений Северодонецка за последние годы минувшего столетия и первые - наступившего.
Но главное в том, что это последнее десятилетие четко разделило историю Северодонецка на два периода — доперестроечный и современный, период молодого капитализма. Делать какие-либо выводы из последнего рано: история не терпит суеты и поспешности. Со временем она все расставит на свои места. Как точно подметил академик В. Цвиркунов: «Для истории 70 лет - неслыханно мало. Для людей — жизнь нескольких поколений».
В. ТИТАРЕНКО,
член Союза журналистов Украины