На проспекте Гвардейском, 10Б, завершена масштабная реконструкция фасада торгового центра “Городок”. Открытие обновленного центра стало знаковым событием всего региона. Архитектурный образ города стал современным и стильным, к тому же, “Городок” стал символом нового этапа развития строительства в восточном регионе Украины и применения на практике энергоэффективных технологий.
Четыре года назад, в 2000-м, в этом здании открылся первый в городе специализированный магазин строительных и отделочных материалов. Тогда помещение бывшей билетной кассы «Аэрофлота» получило вторую жизнь. Но настоящие изменения начались позже, в 2003 году с решением создать современный торговый комплекс на базе типовой постройки времен СССР. Он должен был соответствовать всем актуальным требованиям: технологическим, функциональным и, разумеется, эстетическим.
-
Архитектурная эволюция
Если раньше здание представляло собой ничем не примечательный кирпичный объём, то сегодня «Городок» — это объект, который невозможно не заметить. Новая фасадная система выполнена с применением фасадно-ригельного остекления: синее отражающее стекло в холодном алюминиевом профиле создаёт эффект «стеклянной витрины». Такое решение не только подчёркивает современный облик торгового центра, но и полностью соответствует эстетике XXI века.
Боковая часть здания отделана композитными панелями в синей и жёлтой гамме — цветовая палитра, отсылающая к национальным мотивам, но поданная в технологичной интерпретации. Позади фасадной оболочки — тёплый слой пенополистирола толщиной 10 см, который охватывает и заднюю часть здания, обеспечивая термос-эффект и снижая теплопотери.
«Нам важно было не просто украсить здание, а создать архитектурный образ, который бы говорил сам за себя: это место про инновации, технологии, материалы будущего», — рассказывает Валерий Удодов, директор ООО «Агроспецстрой» и генеральный директор ТЦ «Городок».
-
Энергоэффективность — в приоритете
Помимо эстетической составляющей, важнейший фактор - это энергоэффективность объекта. Старое здание отличалось высоким уровнем теплопотерь и полной неприспособленностью к современным требованиям энергоэффективности. В рамках реконструкции фасада были использованы тонированные стеклопакеты. Они не только придали зданию современный внешний вид, но и частично защитили помещения от перегрева в летний период. Специальное затемнение на стеклопакетах значительно уменьшило уровень инсоляции. А это играет огромное значение для торговых центров с большим остеклением.
«Первый же отопительный сезон показал, насколько неэффективно здание в его прежнем виде. Мы потратили огромные суммы на обогрев, а результата не было. Тогда и родилась идея полной реконструкции — с утеплением, остеклением и переработкой всех инженерных решений», — говорит Удодов.
-
Архитектура, рожденная трудностями
Создание фасадной системы стало вызовом для команды проекта. В 2004 году в Северодонецке ещё не было подобного опыта. Не существовало поставщиков с готовыми решениями для интеграции фасадного остекления в здания советской постройки. Всё приходилось делать с нуля.
Антон Некрылов, главный снабженец Городка и координатор по материалам:
«Подобрать алюминиевую систему, подходящую под геометрию советского здания, оказалось задачей не из лёгких. Я сделал запросы к европейским и турецким поставщикам, изучил сотни страниц технической документации. Мы пробовали и ошибались, но результатом стала реализация, казалось бы невозможного. Такая технология остекления впервые была реализована на гражданском объекте в восточном регионе Украины».
-
Прогрессивные инженерные решения
Интересный инженерный аспект заключается в том, что фасад установлен на расстоянии 60 см от основной кирпичной стены. Это пространство позволяет скрыть многочисленные внешние блоки кондиционеров, которые ранее загромождали фасад.
Андрей Прыженков, технический директор проекта, поясняет:
«Кондиционирование по всему зданию централизованно реализовать было невозможно. Поэтому блоки находились на фасаде — это было и некрасиво, и нерационально. Благодаря навесной системе, мы спрятали их за стеклом, не мешая циркуляции воздуха. Так инженерное решение позволило устранить функциональные проблемы и эстетические недостатки”.
-
Внутреннее обновление
Изменения не ограничились внешним обликом. Первый и второй этажи «Городка» сегодня — это полноценные торговые площади нового формата. Магазин переживает переход от обычной точки продаж стройматериалов к супермаркету строительных решений: с расширенным ассортиментом, консультантами, зонами логистики и сервисного обслуживания.
На прилегающей территории обустроена парковка, установлен пандус для людей с ограниченными возможностями, модернизирован центральный вход. Всё это создаёт атмосферу современного ритейла — ещё одну редкость для Восточной Украины.
-
Пилотный проект с перспективой
Проект по реконструкции “Городка” стал пилотным и положил начало масштабной стратегии компании. По словам Антона Некрылова, «Городок» стал экспериментальной площадкой для расширение оконного производства, запуск которого планируется в структуре компании.
«Если мы собираемся производить современные окна — мы должны сначала научиться их применять. Мы проработали всю цепочку: от подбора систем до монтажа и эксплуатации. Полученный опыт мы можем применять на практике. Уверен, что за такими проектами — будущее регионального строительства», — подытоживает он.
-
Новый ориентир для города
Реконструкция «Городка» стала заметным событием в городской жизни. Она стала явным свидетельством того, что грамотный подход, современные технологии и смелые архитектурные решения могут полностью преобразить здание советской эпохи, развивая его потенциал.
Проект стал новым ориентиром для архитектурной практики в регионе. “Городок” стал символом развития инновационного и готового к экспериментам города. Именно такие здания символизируют облик перспективного будущего.
О. Васнецов, 28 июня 2004