Северодонецкие новости за неделю от 28.02.2003

ГОРОД. СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ

21 февраля в Выставочном зале открылась выставка народных мастеров декоративно-прикладного искусства Леонида и Алексея Терещенко 'Древо жизни'. В экспозиции в основном - предметы бытового назначения, выполненные с помощью резьбы по дереву.

23 февраля в честь Дня защитника Отечества на площади Победы прошёл митинг, организованный Коммунистической и Социалистической партиями, в котором приняли участи до 500 человек. Торжественная демонстрация с духовым оркестром прошла по Гвардейскому проспекту к скверу Славы, где были возложены цветы.

ПО ИНФОРМАЦИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГОРСОВЕТА

Как сообщил начальник управления ЖКХ Н. Спирченок, перед ним поставлена задача создания объединения совладельцев многоквартирных домов, которое поможет более качественно содержать жилищный фонд и обслуживать население, проживающее в нем. На данный момент идет работа по подбору домов, где не нужно делать капитальный ремонт и население которых способно оплачивать коммунальные услуги.

5 марта состоится очередной конкурс на перевозку пассажиров маршрутными такси. К уже существующим добавится и новый маршрут - 'Северодонецк-Воеводовка'. По просьбе населения города и учитывая потребности жителей села Воеводовка, исполком утвердил маршрут движения автобусов ?110: город Северодонецк (автовокзал) - село Воеводовка, и выделил для перевозки пассажиров 4 единицы транспорта.

Согласно Указу Президента Украины 'О провозглашении 2003 года Годом культуры в Украине' и Указу Управления культуры и искусств Луганской областной госадминистрации 'О проведении областной эстафеты учреждений культуры и искусств, посвященной 65-годовщине образования Луганской области', исполкомом было принято решение провести творческий отчет учреждений культуры города, посвященный этой дате, 1 марта 2003 года в ДК химиков.

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ШВЕЦИЮ

Как рассказал директор Северодонецкой художественной школы А.Н. Ень, по инициативе Международного музея детского творчества (Швеция) с 3 августа 2003 года по июль 2004 года будет проходить Международная выставка детских рисунков на тему 'Важный день в моей жизни'. К участию в выставке приглашаются и украинские юные художники в возрасте от 4 до 18 лет.
Художественные работы, отправленные на эту выставку, уже не вернут их авторам. Они будут служить для просветительных и исследовательских целей в области искусства, выставляться во время последующих выставок - как в Швеции, так и за ее пределами. Дети или школьные классы, которые станут победителями этого конкурса, будут награждаться сертификатом и медалью в каждой возрастной группе.
Классы преподавателей художественной школы Елены Руслановны Полежаевой, Леонида Евгеньевича Шматко, Виктора Николаевича Погорилого представляют на эту выставку лучшие работы своих учеников.
Александр ЗОРИК

Кто прав?

НЕПРАВИЛЬНОЕ ТРАКТОВАНИЕ ЗАКОНА
К нам в редакцию обратились за помощью пенсионеры, которые не могут оформить льготу на оплату коммунальных услуг. Дело в том, что в некоторых коммунальных службах Северодонецка трактуют статью 60 Закона Украины 'О государственном бюджете Украины на 2003 год' так, что нетрудоспособные родители должны находиться под опекой. Только в этом случае на них будет распространяться льгота.
Напомним текст этой статьи: 'Установлено, что к членам семьи льготника относятся: супруг (супруга), их несовершеннолетние дети (до 18 лет), члены семьи, которые проживают вместе с инвалидом войны 1 группы и присматривают за ним, при условии, что инвалид войны не состоит в браке, нетрудоспособные родители, и граждане, находящиеся под опекой или попечительством граждан, имеющих право на льготы'.
Заместитель начальника УТиСЗН Ирина Ивановна Михайлюк объяснила, что нетрудоспособные родители льготника и граждане под опекой или попечительством, согласно этому Закону, - это две разные категории лиц, имеющих права на льготы. И значит, отказывая нетрудоспособным родителям льготника в оформлении льгот на том основании, что они не находятся под опекой, коммунальные службы не правы.
Оксана КАЯГИНА

Вам разве деньги не нужны?

'ПОТЕРЯЛИСЬ' ОДИНОКИЕ МАТЕРИ
С 1 января 2003 года вступил в силу Закон Украины 'О внесении изменений в Закон Украины 'О государственной помощи семьям с детьми'. С этого же дня УТиСЗН возобновило выплату пособия одиноким матерям (30,7 грн. в месяц, если ребенку нет 6 лет, и 38,4 грн., если ребенку от 6 до 16 (учащимся -до 18 лет). По каким-то причинам более 300 семей до сих пор не обратились в Управление, хотя всем, кто до 1.01.2002 года состоял на учете, были дважды разосланы приглашения. УТиСЗН напоминает, что пособие назначается с месяца подачи заявления, то есть, если заявление подано в марте, то за январь и февраль выплата уже не производится.
Документы, необходимые для назначения (или возобновления) пособия:
- заявление о назначении пособия;
- справка РАГС об основании внесения в книгу записей о рождении ребенка сведений о его родителях (кроме тех, кто уже получал это пособие и имеет право на продление);
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- справка с места жительства о проживании ребенка вместе с матерью.
Усыновители подают копию решения об усыновлении.
Анна Мартемьянова

ХРОНИКА РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ

Неделя с 17 по 23 февраля оказалась ни более, ни менее криминальной, чем обычно. В милиции было зарегистрировано 132 сообщения о преступлениях и происшествиях.
В понедельник, 17 февраля, трое мальчишек 10-11 лет украли в киоске лотерейные билеты, но выиграть что-нибудь им не было суждено. В этот же день у жителя Новоахтырки изъяли довольно редкий для наших мест наркотик - гашиш.
18 февраля имели место сразу два факта кражи телефонного кабеля - на Лесной даче свыше 100 метров и в городе непосредственно - более 55...
В среду, 19 февраля, воровали электросчётчики с лестничных площадок, автозапчасти из гаражей и видеотехнику из квартир.
А вот 20 февраля, в четверг, в пос. Метёлкино ограбили почтальона, отняв деньги, предназначенные для выплаты пенсий, в сумме почти 3 тыс. гривен. Преступление было совершено средь бела дня, в 11 часов.
21 февраля в ходе проверки торговли одного из частных предприятий были обнаружены и изъяты 100 бутылок водки с поддельными акцизными марками.
В субботу, 22 февраля, около дома ? 41 по ул. Вилесова случилось дорожно-транспортное происшествие, увы, со смертельным исходом для сбитого автомобилем гражданина. Виновник ДТП с места происшествия скрылся, однако был установлен и задержан работниками ГАИ.
Праздничное воскресенье, 23 февраля, было достаточно спокойным. Зафиксированы кража из подвала и воровство продуктов питания из автомобиля сравнительно молодыми людьми, 33 и 32 лет.
Всего за неделю в горотдел милиции попали 21 мелкий хулиган, 13 человек, злостно не повиновавшихся милиции, 14 граждан, подозреваемых в различных преступлениях, в том числе по 'наркостатьям', и аж один пьяница.
Подготовил Олег СЕВОСТЬЯНОВ по материалам, предоставленным старшим инспектором по связи с общественностью ГО УМВД Е.В. Каталовой

Спрашивали?

ОТВЕЧАЕМ
Почему так долго (по две недели) идут письма в Белгородскую область, ведь это совсем рядом?
Оказывается, рядом географически не значит, что это совсем рядом. С распадом СССР Россия стала другим государством, поэтому все послания, адресованные в эту страну, направляются в пункт международной корреспонденции в Киеве. Но сначала - в Луганск, а уже потом в столицу. То же самое происходит и в России, письма отнюдь не идут по областям напрямую. А две недели для этого - срок небольшой. Как пояснила заместитель начальника Северодонецкого узла связи Н.М. Кармазина, для пересылки междугородной, внутриобластной и местной почты установлены соответствующие сроки. Для международной - еще нет.

Правда ли, что в соответствии с новым Семейным кодексом алименты на ребёнка выплачиваются не по достижении им совершеннолетия, а до тех пор, пока он не закончит учиться?
Правда, но не совсем, потому что новый Семейный кодекс в силу еще не вступил, поэтому алименты пока выплачиваются до достижения ребёнком 18 лет. Кроме того, новый Семейный кодекс предусматривает возрастное ограничения для 'вечных студентов' - учащийся учебного заведения может получать алименты до достижения им 23-летнего возраста.

ВСЯКИЕ ПОЖАРНЫЕ СЛУЧАИ

На прошлой неделе в СГПЧ-25 звонили восемь человек, из них скучно стало пятерым.
18 февраля в полночь в поселке Метелкино из-за короткого замыкания загорелась крыша дома ?4 по улице Первомайской.
20 февраля в четвертом часу ночи хозяева дивана, установленного в доме ?117 по улице Гагарина, вызвали пожарных, однако свое имущество потушили еще до их прибытия.
23 февраля в 9.43 из комнаты общежития (пр-т Советский, 74а) эвакуировали 6 человек. Причину загорания устанавливают.
Анна Мартемьянова, по информации, предоставленной СГПЧ-25

Как найти работу?

ЕЩЕ ОДИН ПУТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Северодонецкий Центр занятости продолжает искать и находит новые пути трудоустройства безработных северодончан. В июне 2001 года Центр стал заключать договоры с работодателями о предоставлении дотаций на создание дополнительных рабочих мест. (Дополнительным считается рабочее место, на которое приняли человека, направленного государственной службой занятости).
Дотации предоставляют предприятию, которое берет на работу (как минимум на 2 года) 'подопечных' Центра занятости, стоявших на учете не менее 6 месяцев, безработных из 5%-й квоты - не менее 3 месяцев.
Выплачивает дотацию Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Сумма дотации включает в себя фонд основной и дополнительной зарплаты (плюс взносы) бывших безработных, но не выше среднего уровня заработной платы в отраслях национальной экономики соответствующей области за прошлый месяц. Все премии и компенсации, а также первые 5 дней больничных, работодатель оплачивает из своего кармана. Кроме того, если уровень оплаты на предприятии превышает средний показатель данной области, то разницу тоже доплачивает работодатель.
Если работник будет уволен в связи с сокращением штатов или по каким-то другим причинам раньше, чем через 2 года, работодатель обязан будет вернуть всю сумму дотации с учетом индексации на уровень инфляции.
В 2001 году 11 предприятий города, приняв на работу 37 человек, получили дотацию в размере 19,8 тыс. грн. В прошлом году договоры были заключены с 22 предприятиями и 3 физическими лицами. Сумма дотации составила 135,1 тыс. грн.
Анна Мартемьянова, по информации, предоставленной главным специалистом отдела предоставления социальных услуг Северодонецкого городского Центра занятости Т.В. Кондрашовой

Поможем?

НАМ НУЖЕН ТАКОЙ УЧЕБНИК!
В одном из номеров 'ОС' за 2002 год был опубликован материал о новом учебнике географии для учеников шестых классов. Составил его Иван Петрович Роменский, проработавший не один год в северодонецкой школе учителем географии. К сожалению, судьба учебника сложилась не очень удачно. Еще в мае 2002 года автор отвез в Киев в научно-методический Центр два экземпляра учебника. Но киевские рецензенты назвали его ненаучным и нестандартным. Хотя, по мнению многих северодончан, - как специалистов, так и простых горожан, знакомых с трудом Ивана Петровича, - последняя характеристика скорее хвалебная, чем ругательная.
Учебник географии написал не случайный человек. Иван Петрович служил на Камчатке, работал на Сахалине в шахте, в Луганске - на заводе. Очень любил путешествовать - конечные точки его путешествий: Камчатка, Карпаты, Петрозаводск, Тбилиси. Он блуждал в Камчатской тайге, там же почувствовал землетрясение и узнал, что ощущает человек, когда замерзает. Пил воду из озера Байкал, переходил западный Кавказ. Восхищался музеями Ленинграда, Третьяковской галереей.
И.П. Роменский имеет значительный педагогический опыт (закончил ПТУ, Краснолучский горный и Харьковский индустриально-педагогический техникумы, первый курс Ленинградского лесотехнического института и Луганский педагогический институт), работал в ПТУ, школе, межшкольном комбинате, городском отделе образования (мастером, учителем, заместителем директора, директором, инспектором).
- Преподавая в школе географию, я имел дело с учебниками нескольких авторов, - говорит Иван Петрович. - Эти авторы имели ученые степени и звания, но чувствовалось, что они не знают школы и детей, для которых писали учебники. Язык, оформление, методический аппарат не удовлетворяли ни меня, ни учеников. И тогда созрела мысль самому написать учебник, но включить в него и воспитательный материал. В газете 'Образование Украины' ?34 от 14 августа 2001 г. было напечатано Положение о Всеукраинском конкурсе учебных программ и учебников соответствующих государственному стандарту.
К сожалению, государственный стандарт пока что разработан только на начальное образование, но уже сейчас нужен стандарт и на среднее общее образование. Чтобы учителя (как раз они должны быть главными рецензентами) смогли основательно, а не к определенной дате, без поспешности проанализировать эти стандарты и высказать свои мысли и предложения. И хотя этих стандартов еще нет, учебный процесс в школах не прекратился, и участвуют в нем рядовые учителя - творческие личности, которые работают как раз не по стандартам. Не всегда их в этом поддерживают, бывает, что и мешают им, но это их не останавливает, такие люди всегда хоть чуть-чуть, но опережают время. Именно они дают нестандартные уроки, разрабатывают свои программы, пишут учебники, создают разнообразный дидактический материал. И очень хорошо, что в своих многочисленных выступлениях министр образования В.Г. Кремень предлагал шире привлекать к научно-методической работе учителей-практиков.
То, что пусть и талантливый, но простой учитель географии, к тому же еще и из провинции, написал учебник и программу к нему, наверное, удивило столичных именитых ученых. Многие северодончане, в том числе и те, кто спонсировал разработки Ивана Петровича, считают, что такого учебника еще не было, что это учебник будущего и как раз по его образцу нужно создавать учебный материал для школы по различным предметам. Они уверены, что этот учебник нужен.
Редакция 'ОС' считает уместным привести фрагменты рецензий отдельных учителей географии г. Северодонецка, которые познакомились с рукописью учебника 'Физическая география для 6-го класса'.
Хочется также отметить, что выводы и предложения официальных (столичных) рецензентов по одним и тем же вопросам не только не совпадают, а даже диаметрально противоположны, что дает право автору оставаться на своих позициях. Три рецензента из четырех на работу, написанную на украинском языке, предоставили рецензии на русском языке.
1. Современная наука открыла много законов, по которым развивается Мир, но она так и не дала точного ответа на вопрос: откуда этот Мир взялся? Считаю, что введение главы из Библии вполне уместно, хотя это и требует от учителя тщательной подготовки к ответам на возможные вопросы не только детей, но и их родителей.
2. Работа с учебником должна не только требовать от ученика внимания, настойчивости, терпения, а и предоставлять возможность воображать себя участником тех событий (ведь речь идет о детях одиннадцатилетнего возраста), которые происходили в далекие времена, чувствовать наслаждение познания и открытия. Поэтому введение в учебник хрестоматийного материала о возникновении географии, географических экспедициях, землетрясениях очень уместны. Не каждый ученик сможет или захочет искать такие сведения в дополнительной литературе, которой в школьных библиотеках или мало, или совсем нет.
3. На достаточно высоком научном и практическом уровне представлены рекомендации по охране грунтов, подчеркивается необходимость их охраны в Украине. В учебнике достаточно много материала об Украине.
4. Учебник насыщен большим количеством удачно подобранных и достаточно значительных по размерам рисунков, что позволит учителю использовать их на уроке, не тратя время на поиски отдельных иллюстраций, их закрепление на доске.
5. Впервые в учебник географии введены страницы с материалом о самовоспитании. Считаю, что эти страницы заинтересуют не только детей, но и родителей.
6. Определения понятий, отдельных терминов максимально кратки и точны, и приводятся они сразу же там, где встретились ученику, а не переносятся 'на потом' в следующие разделы или параграфы.
7. Каждый раздел имеет обобщающий материал, что поможет ученикам вспомнить то, что они изучали. А вот начинать изучение каждой темы автор рекомендует не с нового текста, а на первых порах только с изучения названий параграфов и раздела рисунков, что требует от учеников внимания, наблюдательности и развивает их память.
8. Еще ни в одном учебнике не описывались так детально позитивные и отрицательные последствия создания искусственных водохранилищ.
9. Очень хорошо, развернуто подается раздел 'Атмосфера', в котором впервые для школьного учебника приводятся с такими подробностями климатообразующие факторы и описываются тепловые пояса.
10. Считаю правильным, что в учебнике отдельным параграфом и как раз в разделе 'Солнечная система' выделены красные дни земного календаря.
11. В учебнике есть вопросы и задачи повышенной сложности, но известно, что и слабые ученики не считают себя такими, и они будут стараться тоже подумать над этим 'красным цветом', чтобы проверить свои возможности.
12. В учебнике ученикам предлагается из нескольких слов и чисел составить географическо-исторический рассказ.
13. Слова учителя о приближении зачета или контрольной всегда вызывают у школьников напряжение или даже страх. В этом учебнике ученики заранее знают, на какие вопросы им нужно будет отвечать, и они могут спокойно готовиться к 'испытанию' и даже выставить себе оценку.
14. Через весь учебник проходит влюбленность автора в природу, что выражается и количеством предложенных мероприятий по ее охране, и поэтичностью языка. Как раз таким языком и должен говорить учебник и учитель с детьми. В этом учебнике реки и ветер, Солнце и Луна, Океан и Степь являются почти живыми и близкими существами, а не просто географическими объектами.
15. Впервые так развернуто предлагается раздел 'Биосфера'. В значительной мере содержание этого учебника можно считать разделом науки биотики, которая рассматривает отношение человека не только к человеку, а к каждому природному компоненту. А это уже воспитание духовности, то есть культуры поведения человека в обществе и природе.
16. Интересной новинкой для учебника географии 6-го класса является представленная в конце систематизированная по каждому материку и океану дополнительная информация, а также многочисленная географическая номенклатура, и раздел 'География в рисунках'.
Рецензия
заместителя начальника городского отдела образования Р.В. Кравченко на учебник географии, 6 класс.
Автор: И.П. Роменский.
'Школа должна перестать быть только просветительным учреждением, где идет усвоение знаний путем запоминания слов, знаков, символов, принципов и теорий по отдельным предметам. Сейчас предмет изучения (река, степь) не столько изучается, сколько о нем рассказывается, и значит, встречи ребенка с предметом практически нет. Нужно научить детей не просто знать предмет изучения, а владеть им, т. е. развивать природный дар ребенка - слышать свойства, видеть внутреннее устройство и чувствовать состояние предмета. Задача школы - не насаждать, а взращивать то, что в ребенке есть от природы. Частично эти задачи и выполняет учебник географии для 6-го класса. Своей структурой и особенно содержанием и оформлением он может считаться учебником обновленной школы.
Учебник дает не только научные знания по географии, он еще учит понимать и любить природу, жить по совести.
Физически это не учебник по отдельному предмету, а книга, полезная учителям младших классов и всем классным руководителям, здесь найдет что-то интересное и полезное каждый член семьи и любой человек, кто прямо или косвенно связан с просвещением, обучением и воспитанием детей'.
Надеемся, что те, от кого зависит дальнейшая судьба этого учебника, примут во внимание наше мнение, и мы со временем увидим его изданным.
Оксана КАЯГИНА

Как прошел КВН?

НЕПАТРИОТИЧНЫЙ ПОЛУФИНАЛ
В День защитника Отечества северодончане получили хороший подарок - 1/2 финала Кубка Северо-Донбасской Лиги КВН. В находчивости и веселости соревновались 'Кроме шуток', команда из города Алчевска и местные '220 В'. Как гости выступали 'Без комментариев' (Северодонецк) и 'Руками не трогать' (Луганск).
Уже после визитки ('Чемоданное настроение') вперед вышел Алчевск. Хотя и у них этот конкурс был не супер. Что до разминки, то и у маститых команд с ней бывают казусы, зато дальше было действительно интересно. Стэм под названием 'Отель' украсили Отелло, Гамлет (в роли любовника) и Дрозофила, у которой слепой, глухой и не очень одаренный умом муж классически интересовался, молилась ли она на ночь ('220 В').
Больше всего, конечно, запоминается то, что увидишь (услышишь) в конце. Ну, с этим все в порядке.
'Кроме шуток' устроили настоящую феерию с пирамидой из тел а-ля советские спортсмены на параде в честь 1 Мая, с конфетти и с соответствующим музыкальным сопровождением. '220 В' довольно пикантно и, надо отдать должное, очень интересно прочитали (причем не переделывая), как выяснилось, совсем не детское стихотворение Самуила Маршака про Ваньку-Встаньку.
Проехались по всем. Досталось и Леониду Даниловичу, и телепроекту 'Стань звездой' - тут ребята продемонстрировали наглядно строчку из песни группы 'Другие правила': 'лицо на маечке'. В общем, чем дальше, тем интересней.
К сожалению, придется быть непатриотичной, - Алчевск выглядел сильнее, что регулярно подтверждал зал смехом и аплодисментами, а также жюри, - с перевесом в 1,8 балла 'Кроме шуток' прошли в финал.
Оксана КАЯГИНА

Каким будет март в этом году?

ВРЕМЯ ПЕРВОГО ЗАГАРА
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
В. Жуковский
В этом году весна идет к нам медленно, осторожно. Зима не сдается.
Но срок её пробил: скоро солнце перейдет из Южного полушария неба в Северное. Яркое солнце - первый вестник весны. Иногда в марте долго держится пасмурная погода. Зато даже редкие солнечные дни наполнены таким сиянием неба и снега, так прозрачны сосульки и звонка капель, что запоминается март как время синих теней и первого загара, как время весенних песен синиц и барабанных трелей дятлов. В дневных лужицах купаются воробьи и голуби.
А ночью бывают морозы. Может и метель вернуться. Зима с весной спорит до самого прилета жаворонков. Прилетят они и принесут тепло. Полевой певец на снег опустится, бегает по проталинам быстро, проворно. Жаворонки прилетают в родные места утром, причем первыми прибывают самочки. Загодя обсмотрятся, потом и петушки прибывают. И начинаются звонкие песни. Но вот пары определились, время свивать гнезда. Гнездо устраивается в борозде или в ямке, строит его пара дружно. Петушок не подпустит соперника к своему гнезду и никогда не выдаст самочку, не наведет на гнездо. С воздуха присаживается в стороне и пешком добирается к подруге. Но даже, если кто и не сможет побывать в поле, то прилет скворцов можно заметить и в городе. Если весна дружная, они прилетают стаями, их любой заметит.
Пожалуй, все люди любят птиц. Как же их не любить?! Красивы, многие чудесно поют. А какую огромную пользу приносят природе, человеку! Они вносят свой вклад в дело сохранения равновесия между видами, к которому постоянно стремится природа.
А пара синиц за гнездовой период может очистить от вредителей 40 яблонь.
Что можно сделать для птиц в городе?
В холодное время подкормить, к весне они очень ослабли. А главное, не пугать и не мешать им.
Теперь о приметах. О весне судили так: если на Сретенье (15 февраля) установится оттепель - весна ранняя и теплая, если холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Что же у нас было 15 февраля? Пасмурно, температура около 00, был снежок. А после 11 часов и солнышко выглянуло буквально на несколько минут. Судите сами. Но затяжной весны нам бояться нечего, эта гостья у нас никогда долго не задерживается.
Что же можно наблюдать в марте?
6 марта - Тимофей-весновей, теплые ветры.
13 марта - Василий-капельник. На Василия солнце в кругах - к урожаю.
М.В. ИВАНОВА, руководитель клуба юных экологов 'Кудесник'

Вы не страдаете этим заболеванием?

СХУ, ИЛИ 'ЛЕГКИЙ СПИД'
Все валится из рук, тебя ничто не радует и ничего не хочется, от одной мысли о работе тошнит, а накопившаяся усталость не проходит даже после длительного отдыха. Утром встаешь разбитым и никак не можешь сосредоточиться на предстоящих делах, грубишь окружающим и вообще готов послать все к черту. Еще недавно это состояние не имело названия.
Но, изучив проблему, ученые выделили патологические проявления в организме и дали им название 'Синдром* хронической усталости' - СХУ. Диагностировать эту болезнь нелегко. Ее не определишь при помощи аппаратуры или анализов. Но у СХУ есть вполне определенные симптомы. Нужно только рассматривать их в совокупности. Например, человек жалуется, что у него болит желудок или сердце. Но после обследования соматических заболеваний у него не обнаруживается. А при подробном расспросе он говорит, что его также беспокоят головные боли, сердцебиение, бессонница, обильное потоотделение, раздражительность, слабость, частое мочеиспускание. Все вместе это говорит об СХУ.
'Соматические симптомы - это видимая часть айсберга, - говорит заведующий Северодонецким психоневрологическим отделением Н.Г. Макагоненко. - Утомляемость, вегетативная лабильность, колебания давления. Все это фасад, маскирующий невротические проявления: депрессию, астению, бессонницу или сонливость, раздражительность, агрессивность. Их и надо лечить'.
Этой напастью страдает все больше людей. Если верить исследованиям, почти пятая часть населения страны. И если еще недавно этому недугу были подвержены в основном творческие натуры: художники, артисты, журналисты, - то сегодня им страдают представители всех профессий. К тому же СХУ становится все моложе. Распространенность психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте постоянно и значительно увеличивается, считают ведущие специалисты Луганщины. По данным областного Управления здравоохранения сегодня 40% детей, наблюдающихся педиатрами, не имеют никакой органической патологии, хотя и страдают соматическими расстройствами: боли в животе, в конечностях и т. д. Вегето-сосудистая дистония наблюдается у 50-75% детей с неинфекционной патологией.
Осложняет ситуацию и то, что люди, страдающие невротическими расстройствами, за помощью к нужному специалисту обращаются неохотно. До сих пор многие боятся получить больничный лист с пометкой 'психоневрологический диспансер'. А боли в области сердца или желудочно-кишечного тракта заставляют их идти к терапевтам, кардиологам. Если не помогает, посещают экстрасенсов, бабок, которые снимают порчу или сглаз. И в поле зрения психиатра или психотерапевта они попадают уже после длительного и малоэффективного лечения.
Страдающих СХУ лечат с помощью общеукрепляющих средств, ноотропных препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов и сеансов у психотерапевтов. Иногда прибегают к гипнозу или точечному массажу. Как рассказал Н.Г. Макагоненко, в лечение входит также попытка 'решить проблемы пациента, вызвавшие болезнь. Если конфликт в семье - то разобраться с близкими, если на производстве - попытаться его утрясти. Кто смог произвести переоценку жизненных ценностей, выписывается с выздоровлением'. 'Процент обращающихся повторно невелик. Это не означает, что рецидивов не бывает. Просто люди уже знают, как выходить из этого состояния, - утверждает Николай Григорьевич. - Мы рекомендуем вести здоровый образ жизни, добавлять в ежедневный рацион петрушку, укроп, щавель, морковь, черную смородину. Также пить сок редьки или репы с медом. Хорошо воздействует валериана, пустырник. Перед сном полезно принимать столовую ложку меда и травяные чаи из мелиссы и зверобоя'.
Иногда это помогает, чаще - нет, и человек долго и мучительно борется с болезнью. Хотя областные психоневрологи отмечают одну особенность - невротические расстройства субъективно расцениваются как проявления болезни лишь первые 1-3 года. В дальнейшем люди под давлением жизненных обстоятельств: необходимости сохранить семью, удержаться на своем рабочем месте - как бы адаптируются к расстройствам. В то же время в реакции на любую стрессовую ситуацию может проявиться повышенная хрупкость, ранимость и склонность к оживлению прежних переживаний, а также депрессивная форма реагирования'.
У западных медиков мнения относительно причин этого недуга разделились. Некоторые склоняются к гипотезе, что его вызывает вирусная инфекция, которая бурно развивается в связи с ослаблением иммунной системы. Эту болезнь даже называют 'легким СПИДом', поскольку многие симптомы начальной фазы заболеваний совпадают. И все же симптомы СХУ свидетельствуют, прежде всего, о нарушениях в психике человека, а уж потом в теле.
'Причину заболевания я вижу в нарастании социальной напряженности, увеличении количества катастроф, военных конфликтов, бытовых проблем, повышенном жизненном ритме. Мы забыли, как правильно отдыхать, общаться с окружающими', - считает Н.Г. Макагоненко.
Любопытный взгляд на причины возникновения СХУ у С. Демкина. Он предлагает взглянуть с точки зрения физики твердого тела и религиозного представления о душе: 'Наукой установлено, что любому материалу присуща усталость, то есть постепенное изменение его свойств под влиянием внешних воздействий - напряжений. Когда их количество переходит определенный порог (физики называют его пределом выносливости), материальный объект деформируется или разрушается. То же самое происходит и с душой человека'.
Не менее интересную гипотезу предлагает доктор технических наук И. Блатов. Он считает, что душа является 'аналогом программного обеспечения организма и представляет собой совокупность программ, обеспечивающих его работу на всех уровнях: организма в целом, органов, клеток'. Исходя из этого, Блатов так объясняет появление в организме человека функциональных сбоев, вызывающих различные патологические процессы: 'Много раз мы убеждались, если человек совершил зло (даже в мыслях), то оно через некоторое время обернется для него несчастьем или болезнью. Это можно объяснить тем, что отрицательная информация о совершенном зле, непроизвольно оседая в его подсознании, начинает разъедать душу, провоцируя болезнь'. Все это относится и к СХУ. Становится понятным, почему от него в первую очередь страдают чувствительные по натуре люди: предел выносливости их душ ниже, чем у других.
Наверное, в первую очередь необходимо духовное, нравственное оздоровление души. Впрочем, это будет нелишним при любой болезни, но выполнить непросто: А может, все-таки попытаться произвести переоценку ценностей не только на уровне погашения локального конфликта в семье или на работе? Может, стоит взглянуть на свою жизнь с позиции: а так ли я живу? Всегда ли прав в своих мыслях и поступках?..
*Синдром - совокупность симптомов.
Подготовила Галина Синаревская

Спорт

ПОДДЕРЖКА - НА ВСЕ 100
С 15 по 20 февраля в Ледовом Дворце спорта состоялся чемпионат Украины по хоккею среди команд первой лиги. Сказать, что у болельщиков это событие вызвало большой интерес, - ничего не сказать. Каждый день трибуны Дворца спорта 'забивались' болельщиками до отказа так, что опоздавшим на начало матча на несколько минут (из-за огромной очереди за билетами) приходилось долго искать свободное место.
В чемпионате приняли участие восемь команд: ХК 'Смела' (Смела), 'Метеор-1' и 'Метеор-2' (Днепропетровск), 'Гладиатор' (Львов), ХК 'Днепр' (Херсон), 'Солнечная долина' (Одесса), 'Сумские вороны' (Сумы) и, конечно же, 'Химик' (Северодонецк).
7-8 место: 'Гладиатор' - 'Сумские вороны' - 22:3
5-6 место: 'Метеор-2' - 'Солнечная долина' - 5:0
3-4 место: ХК 'Днепр' - ХК 'Смела' - 6:12
1-2 место: 'Химик' - 'Метеор-1' - 8:5.
Как видим, 'Химик' без проблем вышел в финал, обыграв всех соперников в своей группе. В финале северодонецкой команде предстояло встретиться с днепропетровской командой 'Метеор-1', которая также без видимых проблем прошла групповой турнир.
Финал для 'Химика' сложился очень удачно. Хотя в последние минуты третьего периода команда заставила поволноваться своих болельщиков. При счете 7:2 в свою пользу 'Химик' позволил себе расслабиться и буквально за две минуты 'получил' три шайбы в свои ворота. Но когда 'Метеор' пошел ва-банк, заменив вратаря на шестого полевого игрока на последней минуте матча, 'Химик' установил окончательный счет, поразив пустые ворота соперника за шесть секунд до конца. Сразу после этого на площадку посыпались пустые пластиковые бутылки и прочая дребедень (так болельщики радовались победе 'Химика'). Что и говорить: зрительской поддержкой 'Химик' был обеспечен на все 100.
Алексей СЕНСКИЙ