Общественная организация «Родительский комитет Луганщины» организовала на базе кафе «Фея» (СПТЛ № 1) семейный клуб православного кино «Петр и Феврония». В нашем распоряжении имеется большая видеотека фильмов нравственно-патриотической и духовной направленности и мы очень хотим поделиться с родителями и педагогами, со всеми кто занимается воспитанием детей, неравнодушен к детским проблемам своими наработками.
В конце ноября по приглашению ОО «РК Луганщины» в городе Северодонецке побывал молодой московский режиссер Василий Яцкин, который привез по нашей просьбе для видеотеки семейного клуба фильм «Ярик». По вашему желанию мы можем устроить просмотр этого фильма с последующим обсуждением для вашего трудового коллектива или родительского собрания.
Предлагаем заметки Михаила Дмитрука с фестиваля «Верное сердце», который побывал в Москве 20-26 октября 2008 года.
В море детских слез
Полтора века назад Ф.М. Достоевский писал, что все блага мира не стоят одной слезинки замученного ребенка. Но сейчас вокруг нас текут реки слез несчастных детей, которых отдают на растерзание (в прямом смысле этого слова!) ради наживы. Я говорю о продаже детей на органы. Тема эта во многом табуирована, и журналисты, которые так любят кричать о защите справедливости, говорить о «кухне» трансплантации органов избегают. Но нашлись люди, открывшие сердце для слез беззащитных детей, на убийстве которых зарабатывают взрослые, и рассказали правду. Рассказали о продаже детей на органы в фильме «Ярик» (автор сценария Андрей Щербинин, режиссеры Сесиль Анри и Александр Ласло, в ролях Максим Колесников, Анатолий Белый, Армен Джигарханян).
Я знаком с этой темой не понаслышке: в больнице умер мой сын, и очень похоже, что его «разобрали на органы». И потому я считаю своим долгом предупредить о чудовищной опасности как можно больше людей. Зная, как трудно пробиться с этой темой в печать, в эфир, на экран, и понимая, что откровение кинематографистов скорее всего не позволят увидеть широкой публике, расскажу о фильме подробнее.
«Ярик» начинается с очень трогательной мультипликации, похожей на детский сон: по синему небу плывут розовые облака, образ Пресвятой Богородицы, ангелы, птицы, рыбы. Все утопает в солнечном свете, звучит прекрасная музыка… Пробуждение происходит на железнодорожном вокзале; здесь Ярик и его мама. Глазами мальчика мы видим пугающие картины. Вот верзила-милиционер бьет дубинкой спящего бомжа и кричит, чтобы он убирался отсюда. Вот он приближается с дубинкой к испуганному Ярику, мать инстинктивно прижимает его к себе, и страж порядка отходит с недовольным видом.
Мама в мечтательном настроении: скоро за ними приедет папа, с которым они давно не виделись, все вместе они встретят Новый год. С провинциальной доверчивостью она оставляет в зале ожидания Ярика и большую сумку, а сама отправляется на перрон, чтобы купить ему пирожков. И не возвращается.
Ярик остается совсем один в чужом и страшном городе. Он уходит с вокзала на поиски «самой большой стройки», где работает папа. Окружающая ребенка действительность оказывается ужаснее кошмарных снов, которые видят взрослые. Но малыш многого не понимает, потому что раньше никогда не сталкивался со злом.
Он опять попадает на вокзал, где его уже ждут милиционеры. Они знают, куда пристроить мальчика. Сначала ему показывают фотографию… мертвой мамы и объясняют, что ее сбил поезд. А через несколько дней, когда мальчик уже познал горечь сиротской жизни, ему предлагают «спасение» от бед. «Мы нашли твоего папу. Хочешь, отвезем тебя к нему?», – спрашивают Ярика. И доверчивый мальчик с радостью идет за «добрыми» дядями… к своей гибели. Его везут в аэропорт, отправляют в другую страну и доставляют в частную клинику. Зверского вида «врач» берет малыша за руку и с кривой улыбкой говорит: «Come on». Ярик идет с ним, счастливо улыбаясь, рассказывая о папе, с которым он сейчас встретится… На том свете.
Только когда мальчику делают укол и кладут его на кровать-каталку, он начинает осознавать: сейчас произойдет что-то страшное – совсем не то, что обещали «добрые» дяди. И вот мы видим потрясающую сцену: крупным планом – лицо Ярика с широко раскрытыми глазами, которые, наверное, уже видят ангелов, прилетевших, чтобы забрать в рай его безгрешную душу. А над мальчиком, так же крупно, лицо молодой «сестры милосердия», везущей «пациента» в операционную. Она выгладит измученной, с трудом переставляет ноги, словно везет на растерзание не мальчика, а саму себя. Глаза расширены от ужаса, как будто женщина видит демонов, выползших за ней из преисподней. Похоже, что у нее есть свои дети, и она не может со спокойной совестью убивать чужих. Эти терзания живой души дают нам надежду, что не все еще погибло в христианском мире, есть возможность для покаяния грешников, которое отдалит конец света.
В фильме талантливо показано наше апокалиптическое время: люди утратили веру в Бога и стали чудовищно жестокими. В милиции дежурный готов растерзать Ярика, допытываясь, где он взял золотые часы. С выпученными глазами верзила остервенело трясет малыша, и только крик мужчины из «обезьянника», его удар кулаком в решетку приводит стража порядка в чувство. Тогда он зовет двух помощников, кивает на заключенного и говорит: «Буйный». Те открывают дверь в камеру и начинают зверски избивать заступника.
Реальную помощь Ярику оказывают только люди, отверженные обществом, такие же несчастные, как он сам, и понимающие чужое горе. Выпущенный из «обезьянника» карточный шулер, вступившийся за Ярика, приютил его в своем доме. Но вынужден взять малыша с собой «на работу». И пока на бандитской даче идет крупная игра, охранники, как умеют, заботятся о мальце. Один из них сует ему в карман пятьдесят долларов, которые потом пригодятся Ярику, чтобы доехать до города на такси.
Наверное, впервые на экране так мастерски показана одержимость «оборотней в погонах». С помощью нечистой силы главарь бандитов получает в руки нужные карты и обыгрывает… опытного шулера. А потом оглашает «логово» утробным рыком победы, словно в него вселился сатана. Куражась, демонстрирует свою инфернальную силу: приближается к бокалу с вином и гаркает на него – бокал взрывается, хотя «оборотень» даже не прикоснулся к стеклу. Такой фокус когда-то показывал в ресторанах великий оперный певец (не буду называть его славное имя): от громоподобного гаркания разрывался на мелкие куски стакан с водкой.
Все эпизоды абсолютно достоверны, хотя некоторые кажутся фантастическими неосведомленному зрителю. Но мне они, к сожалению, хорошо знакомы. Так, «лечившие» моего сына врачи иногда уединялись в комнате с компьютером и что-то искали, с кем-то переписывались по электронной почте. Мы с женой возмущались: «Сыну плохо, ему нужна помощь – а вы сидите у “ящика”…» И вот в фильме я вижу подобную картину: Ярик горько плачет о погибшей маме, а сидящий рядом милиционер не обращает на него внимания, барабаня пальцами по клавиатуре ноутбука, уставив глаза в экран. А потом идет оформлять документы о вывозе мальчика за границу «к папе»…
Что успел сделать этот малыш в своей короткой самостоятельной жизни? Умудрился убежать от милиционеров, с часами, которые передал ему добрый шулер с просьбой подержать у себя. А когда, с Божией помощью, Ярик оказался у него на квартире, то отдал часы: оказалось, что это подарок жены, которым тот очень дорожил. А еще Ярик принес к нему в квартиру бездомную кошку, потому что по себе знал, как ей плохо живется на улице. Кошка понравилась маленькой дочери шулера – наверное, она будет ухаживать за животным, вспоминая о погибшем мальчике. Но этих малых дел несчастного сироты, наверное, достаточно, чтобы Бог увидел его великую доброту и забрал Ярика к Себе в райские обители.
А что доброго успел сделать в жизни карточный шулер? Едва придя в себя от катастрофического проигрыша, он бросился на поиски Ярика, умудрившегося убежать из бандитского логова.
Осиротевший мальчик, с которым шулер познакомился через решетку вокзальной камеры, пробудил в сердце этого отверженного великое сострадание к детской беде. Он готов жизнь отдать за малыша. И, наверное, спас бы его, пожертвовав собой. Но Господь решил иначе: сначала забрать к Себе Ярика, чтобы замученный малец молился о покаянии и спасении души доброго шулера.
На вокзале шулер с изумлением увидел в милицейских погонах… того самого бандита, который недавно обыграл его в притоне. Вспомнил, как тот посоветовал ему зарабатывать деньги, продавая детей на органы, а в карты играть только для развлечения. И понял, что именно это хотят сделать с Яриком вокзальные «оборотни» в погонах. Бывший шулер бросился в погоню за бандитами, выследил их, догнал в аэропорту. Но буквально минуты не хватило ему, чтобы вырвать Ярика из рук преступника, который вел мальчика на самолет. Местная милиция встала стеной на его пути, так что он не смог через нее пробиться. Но зато успел догнать убегавшего главаря и начать с ним смертельный бой. Несмотря на чудовищную силу «оборотня», сумел его нокаутировать. Но не учел того, что этому монстру помогает сам сатана. Едва мститель отвернулся, как пахан пришел в себя, достал пистолет и выстрелил. Похоже, что пуля раздробила плечо: раненый шулер в бессилии опустился на землю и потерял сознание от болевого шока.
Быть может, это единственный подвиг любви к ближнему, который совершил в своей жизни карточный обманщик толстосумов. Но мы верим, что Всемилостивый Господь, по молитвам Ярика, простил ему все грехи за великое сострадание к сироте, готовность отдать за него жизнь. Ведь нет выше подвига, чем «положить душу свою за други своя».
Фильм заканчивается той же мультипликацией счастливого сна, которым и начинался. Оказывается, это было предвидение Ярика: он попал в небесные обители, которые охраняют ангелы, где сияет добрый лик Божией Матери. И мы понимаем, что в этом месте вечного блаженства есть место и для благоразумного шулера, отдавшего жизнь за маленького брата во Христе. И этот пример вдохновляет нас, грешных, на спасительный подвиг любви.
Герои не умирают
Обращаясь к зрителям перед показом фильма «Ярик», его режиссер Александр Ласло сказал: «Надеюсь, что фильм вас растрогает». Его надежда сбылась в полной мере: картина настолько растрогала зрителей, что многие плакали, другие сидели подавленные, некоторые, стиснув зубы, пошли курить… Все пережили настоящий шок. Но я глубоко убежден, что его должны испытать как можно больше людей: только тогда общество очнется от сна.
… Но тем сильнее была радость, когда самым лучшим был признан… российский фильм «Ярик»! Он получил гран-при фестиваля. А дипломантом конкурса полнометражных фильмов, получившим приз за лучшую детскую роль, стал Максим Колесников, который так трогательно сыграл малыша, потерявшего маму и проданного на органы.
С трибуны фестиваля прозвучал призыв всеми силами бороться с преступным бизнесом, «который может привести Россию к потере своих детей». Но для этого все должны узнать об этих преступлениях. Увы, на церемонии награждения подтвердилась маловероятность того, что картину увидят многие зрители.
– Этот фильм мы сделали без государственных, без телевизионных, без меценатских денег, – сказал его продюсер, генеральный директор продакшн-студии «Проект “Мы”» Константин Серебряков. – Я понимаю: фильм получился потому, что его сделали люди верующие. Но я не понимаю, почему телевизионные менеджеры российских каналов уже почти год «замыливают» его, лишая зрителей фильма, который был отмечен и награжден лично Святейшим Патриархом Алексием II и супругой президента Светланой Владимировной Медведевой. Я полагаю, что менеджеры совершают трагическую ошибку, подменяя доброе кино добреньким… (В зале раздаются аплодисменты.) Надеюсь, вы меня услышали.
И первым его услышал председатель жюри Питер Хофман.
– Этот фильм особенно важен для нас, – сказал он, вручая гран-при, – потому что заставляет задуматься об очень серьезных вещах. Я выражаю свою глубочайшую благодарность всем тем, кто создавал фильм.
Питер Хофман поддержал протест российских кинематографистов против чудовищных преступлений международной мафии, которая торгует человеческими органами. Когда Константин Серебряков взял гран-при фестиваля, американский продюсер поднял руку и сжал кулак – знак солидарности с российскими кинематографистами, которые всегда могут рассчитывать на его поддержку.