Первый музыкальный

Как определить меру культуры в человеке? Это, скорее всего, некий набор качеств, позволяющих понять, насколько образован и воспитан человек. Одним из мощнейших факторов, формирующих культуру, является искусство и, в частности – музыка. Если говорить о нашем городе, то власти всегда были ориентированы, скорее, на физическое развитие подрастающего поколения. Ничего плохого в этом нет. Но, развивая одни только мышцы в наших детях, мы вряд ли сможем в определённый момент добиться от них сочувствия или сопереживания. Сегодня пришло время, когда необходимо вспомнить о культуре, поскольку наше общество уже вырастило поколение, имеющее смутное представление о творчестве поэтов, художников и музыкантов. Отсутствие общей культуры уже ощущается обществом в целом и сегодня любое творческое начинание необходимо не только поддерживать, но и развивать. Поэтому, известие о поддержке городскими властями идеи возникновения музыкального конкурса не могло не обрадовать.

13 марта в концертном зале ДМШ №1 г. Северодонецка состоялось открытие I конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах среди учеников школ эстетического воспитания им. В. М. Панфило. В музыкальной истории культуры города имя Виктора Максимовича Панфило носит почти легендарный характер. Представитель и последователь ленинградской скрипичной школы, он сумел, благодаря своему просветительскому таланту и уникальным педагогическим способностям воспитать целую плеяду достойных исполнителей и педагогов, работающих не только в нашей стране, но и за её пределами. Та атмосфера творчества, царившая рядом с этим музыкантом, и сегодня не позволяет его ученикам и последователям равнодушно смотреть на окружающий мир. Именно поэтому, организаторы - преподаватели струнно-смычкового отдела ДМШ №1 - дали конкурсу имя этого достойного человека и педагога.

«Чем ваш конкурс будет отличаться от других, подобных конкурсов?» - спросила я у вдохновителя и организатора идеи, преподавателя по классу виолончели ДМШ №1 г. Северодонецка – Любови Львовны Гальчанской.

- Часто, с других конкурсов мы уходим в недоумении, не понимая критериев оценки исполнения того или иного участника. Иногда даже мы – преподаватели не можем объяснить ребёнку, почему он не занял призового места. В нашем конкурсе главное - обучающий момент, когда будут отмечены любые достижения каждого участника: ведь заслуженное поощрение всегда вдохновляет. И к следующему выступлению ученик уже сознательно будет работать над своими промахами. Этот конкурс станет для любого участника стимулом для роста.

Ещё один из главных моментов конкурса – возможность послушать игру других исполнителей, чтобы суметь научиться анализировать и свои промахи, и свои достижения.

В нашем конкурсе будут так или иначе отмечены все дети. Но все дети разные: у кого-то недостаёт сценической выдержки, а кому-то не хватает техники или музыкальности и т.д. На этом конкурсе мы хотим поощрить ребёнка за то, что ему удаётся. И каждый участник конкурса получит свою грамоту за лучшую демонстрацию каких-либо возможностей. Например, кого-то учитель похвалит за музыкальное исполнение и предложит в дальнейшем поиграть этюды и упражнения для развития техники. А кого-то, напротив, похвалит за умение сыграть произведение в хорошем темпе, без технических помарок и предложит поработать над сценической выдержкой. И каждый из участников нашего конкурса будет точно знать, за что он получает грамоту.

В исполнении участников, занявших призовые места, несомненно, будут учитываться все факторы исполнения: музыкальное, техническое, артистизм, интерпретация и сценическая выдержка.

Кому будет больше интересен этот конкурс: учащимся или преподавателям?

Мы – преподаватели хотим помочь ребёнку раскрыть все свои возможности. Дети проявляют себя по-разному. Для того чтобы мы могли рассмотреть потенциал каждого - нам надо вывести его на сцену. И, прежде чем попасть на сцену какого-либо известного или престижного конкурса, для начала он должен сделать первые шаги на сцене своей родной (или хорошо знакомой) школы. Дальнейшее развитие будет потом, но всегда необходимо помнить, что большая дорога начинается с первого шага.

Первый конкурс на струнно-смычковых инструментах позволил понять, что в нашем регионе достаточно талантливых и способных детей, играющих не только на фортепиано – самом демократичном музыкальном инструменте, но и на таких непростых инструментах, как скрипка и виолончель. Достаточно вспомнить уверенное и зрелое исполнение сложной программы Екатерины Кулаковской (I место в третьей категории*) и особую музыкальность Егора Черкашина (II место в третьей категории). Удивила своей сценической выдержкой и одновременно эмоциональным исполнением ученица Боровской школы искусств - Лилия Воронова (II место в первой категории), а Юрий Дедов (I место во второй категории) – ученик той же школы – порадовал чувством меры и стиля. Запомнился артистизм Даниила Крапивного (III место во второй категории) и необыкновенная чуткость Никиты Пехоты (I место в третьей категории). И хотя в номинации «Дуэты» была пока только одна заявка, думаю, выступление дуэта Никиты Пехоты и Валерии Шинкаренко запомнилось многим.

Приятно было, что вручая грамоты участникам конкурса, не забыли и о педагогах. Анализируя выступления учеников различных школ эстетического воспитания, хотелось бы обратить внимание на преподавательскую работу Елены Шарыгиной (Лисичанская ДМШ №2, класс скрипки), Ольги Скуридиной (Боровская школа искусств, класс скрипки) и Любови Гальчанской (Северодонецкая ДМШ №1, класс виолончели), ученикам которых удалось наиболее ярко продемонстрировать лучшие исполнительские качества.

Через год II Открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах будет принимать новых участников. Станет ли этот конкурс главным региональным конкурсом среди скрипачей и виолончелистов? Сумеют ли городские власти привлечь местных меценатов к спонсированию конкурса? И сумеет ли, загнанная в угол культура, наконец-то занять дОлжное и такое необходимое место в развитии наших детей? Осталось подождать совсем немного, и мы с вами узнаем ответы на поставленные вопросы.

  • первая категория: 1-3 год обучения;
  • вторая категория: 4-5 год обучения;
  • третья категория: 6-8 год обучения.

Владлена Элиозова