«Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала
вашею собственностью, как будто вы с нею носились,
лелеяли, развивали её беспрестанно».
А. С. Пушкин
Слушая этого пианиста, я невольно вспоминала «Египетские ночи» Пушкина, в которых импровизатор, выходя к публике, мог на любую заданную тему придумать свою неповторимую историю. Так и Сеня Сон – музыкант с мировым именем – на концерте в зале Северодонецкого музучилища - преподносил слушателям свои – экслюзивные джазовые версии различных классических произведений.
Зрители Северодонецка уже дважды за этот год имели удовольствие побывать на его необычных концертах. Программа нынешнего выступления существенно отличалась от предыдущей. В этот раз в исполнении автора прозвучали джазовые модели 19-й сонаты Бетховена, 2-ой части Патетической сонаты, трёх пьес из «Детского альбома» Чайковского. Удивили джазовая баллада на тему 12 этюда Скрябина и джазовая модель 2-го концерта Рахманинова. Но этой музыкой Сеня Сон «угощал» горожан во II отделении концерта.
А первая его часть стала своеобразным сюрпризом для наших горожан, поскольку и музыканты и зрители, присутствовавшие на концерте, стали свидетелями необычной премьеры – премьеры новых произведений Сени Сон, написанных специально для камерного оркестра Северодонецкого музыкального училища. Концертная программа первого отделения звучала в исполнении нового коллектива «Крещендо-Сон» – камерного ансамбля студентов и преподавателей под руководством Виталия Асеева, «освоивших» программу за несколько недель до премьеры. Этот концерт подарил городу и новый коллектив, и новое прочтение классической музыки.
За несколько гастрольных дней Сеня Сон успел не только провести репетиции с новым ансамблем, но и дать мастер классы преподавателям музыкального училища, встретиться с пианистами-преподавателями Рубежанской школы искусств и рассказать о своих планах на будущее.
Оценивая работу педагогов-пианистов Северодонецкого музыкального училища, Сеня отметил высокий уровень преподавания и заявил, что не видит разницы с Москвой «с музыкальной и педагогической точки зрения. Вот в техническом плане есть замечания, но в целом уровень преподавания высокий, можно сказать, столичный».
Педагоги-пианисты Рубежанской школы искусств тоже получили должную оценку своего профессионального мастерства у Сени, который отметил что «главное в воспитании пианиста - музыкальная школа, где ребёнок получает «базу» и правильную постановку рук».
В беседе с преподавателями, музыкант отметил, что в его практике не принято так часто посещать один и тот же город: «Обычно я возвращаюсь в какой-либо город минимум через четыре года, но в Северодонецк пришлось вернуться уже в этом году. Почему это произошло? Когда от Виталия Асеева я получил фото с прежнего концерта, то подумал, что нужно чем-то ответить. Поэтому я написал несколько новых пьес для камерного оркестра Северодонецкого музучилища. А ещё через время Виталий Степанович пригласил меня в гости для исполнения моих новых произведений. Мне было интересно самому увидеть и услышать результат своей работы. Хочу подчеркнуть, что это не джазовые обработки, а полноценные произведения, которые ещё никто не исполнял.
Почему я пишу джазовые модели? Я думаю о том, как бы писали свою музыку классические композиторы, если бы жили в наше время. Наверное, они бы сегодня тоже владели разными музыкальными техниками, с какими знакомы современные музыканты. Сейчас я начал писать более серьёзные сочинения: недавно сделал запись джазовой модели 2 концерта Бетховена с джаз-оркестром, и уже работаю над «Князем Игорем».
Рассказывая о своих планах на будущее, Сеня Сон обещал в скором времени появиться в новогоднем выпуске популярной передачи «Что? Где? Когда?», в которой прозвучит его музыкальный вопрос о «Лунной сонате» Бетховена.
У Сени много проектов: он уже построил в Москве концертный зал на 100 мест с органом и двумя роялями, где планирует вместе Святославом Бэлзой проводить элитные концерты, приглашая к себе по-настоящему талантливых музыкантов.
А мы – слушатели - с нетерпением будем ждать очередной встречи с Сеней Сон и вспоминать поэтические строчки Виталия Асеева, навеянные общением с этим ярким и необычным музыкантом:
В тяжелом графике гастролей
(а он везде желанный гость)
Он предложил и в нашем доме
забить с оркестром нашим гвоздь.
Он посвятил нам сочиненья
в программе: «Классика и Джаз»,
Надеюсь, - Ваши впечатленья,
Его игрою восхищенья
Дадут оценку «Высший класс»!
Владлена Элиозова
Фото Николая Скуридина