Северодонецк – музыкальная столица лета

Северодонецк –  музыкальная столица лета

Прошу извинить за то, что даю этот отклик с небольшим опозданием. Собирался просто выставить свою рецензию в качестве обозревателя «Зеркала недели, Украина», но следующий его номер выйдет только через полмесяца (общий отпуск). Зато успел «переварить» услышанное-увиденное, и пишу уже не под первым впечатлением, а с полным осознанием свершившегося факта: нам подарили чудо!

Речь о международном межкультурном проекте «Музыка и диалог».

– Его главный месседж – «Слушать, чтобы лучше понимать друг друга», – рассказала менеджер проекта Анна Казакова (Беларусь). – Это продолжение трех предыдущих проектов германского некоммерческого объединения Vladopera (руководитель Петер Шварц). В том числе прошлогодней грандиозной постановки в Северодонецке оперы Моцарта «Дон Жуан».

Теперь организатором стала также украинско-белорусская инициативная группа «Опера и диалог» (куратор наша землячка Татьяна Плис, которая затем мастерски вела концертные программы). Финансовое обеспечение взяло на себя министерство иностранных дел Германии. Подключились областное управление культуры, другие партнеры.

С музыкальным руководителем, 28-летним белорусско-немецким дирижером Виталием Алексеенком мы познакомились еще во время репетиций. Он сумел очень доброжелательно и в то же время упорно сплотить интернациональный симфонический оркестр, в который вошли профессиональные музыканты из нескольких стран, студенты Северодонецкого колледжа культуры и искусств и Дрогобычского музыкального колледжа. «Такое сочетание оказалось полезным интересным для всех», – считает директор северодонецкого колледжа Марина Яворская.

Главный концерт прошел в областном академическом музыкально-драматическом театре. Программа из двух отделений могла кому-то показаться довольно сложной, несколько перенасыщенной. Но все было исполнено, что называется, на одном дыхании. При этом гармонично сочетались мощь, изящество и вдохновение. Разножанровые произведения прославленных и не столь известных композиторов, принадлежащих к нескольким эпохам, в самом деле как бы вели диалог между собою и с нами.

Открытиями стали премьерные исполнения пьесы белорусского композитора Ольги Подгайской «Присутствие», которую автор посвятила жителям нашего края, происходящему сейчас здесь, и хорового концерта украинско-итальянского композитора Максима Березовского, рукопись которого недавно, через 200 лет после создания, нашла в архивах донецкая, а ныне львовская музыковед Ольга Шумилина. Сводный многоголосый хор под управлением северодончанки Ольги Михалевой вместе с чудесной киевской солисткой Татьяной Журавель добавил ощущения волшебства.

В зале долго не смолкали овации, вызовы на «бис». Такие же концерты прошли и в Новопскове, Беловодске. А камерные оркестры выступили еще в нескольких глубинных райцентрах, поселках, вплоть до линии разграничения. Их слушали и непосредственно в северодонецких дворах. Десятки музыкантов из разных стран, областей подружились друг с другом, познакомились с Луганщиной, живо пообщались с давними и новыми поклонниками классики. Те смогли побывать на открытых репетициях оркестра, сами позаниматься в вокальных мастер-классах. Понравился всем и импровизированный уличный перформанс «Я-ты-город».

– Мы, самодеятельные актеры и режиссеры разных возрастов, подготовили его за несколько дней в театральном лагере в соседнем кременском лесу, – рассказывает куратор этой программы Ольга Урсол.
Классическая и современная музыка становится доброй приметой нынешнего административного центра Луганщины Северодонецка. Хорошо будет, если так – творчески, целеустремленно, эффективно – для реализации общих программ в нашем тревожном регионе сплотятся не только музыканты.

Семен ПЕРЦОВСКИЙ,
заслуженный журналист Украины.

Северодонецк –  музыкальная столица лета