Северодонецк: город, в котором знают, как преодолеть серую будничность

Северодонецк: город, в котором знают, как преодолеть серую будничность

Северодонецк - город не слишком выразительный в смысле архитектуры. Даже образцов т.н. «сталинского ампира» здесь максимум один-два. Что же касается времен более к нам приближенных - песчаные почвы не позволяют организовать здесь высотную доминанту посреди приземленных «хрущевок». Ландшафт тоже скучен вплоть до того, что иногда придется спорить: идем мы вниз к озеру - или вверх. Но горожане таки нашли способ прибавить незаурядный шарм своим улицам и дворам. В частности - с помощью нестандартных скульптурных композиций.

Такие композиции можно встретить где угодно. Иногда выполнены они из подручных материалов - как вот пластиковые бутылки или обрезки пластиковых же труб (которые как будто сами собой складываются в образы смешных слоников, в «пальмы» и прочее), но есть и скульптурные группы из более «драгоценных» материалов. Например, из дерева. А возле одной из многочисленных здесь «Стоматологий» натолкнулся на целого трехглавого дракона. Все три головы радостно улыбались, демонстрируя жемчужно-белоснежные зубы. И только детальное изучение этого пресмыкающегося показало, что выполнены зубы из свеч зажигания мотоциклетного двигателя.

Собственно, сказочный зверь полностью был собран из деталей мотоцикла - топливных бачков, цепей, зубчатых колесиков. Стоял он здесь не один: поручни высокой спиральной лестницы украшает пара больших страшных пауков и громадная стрекоза; под лестницей распустил хвост красавец-павлин. А рядом с проезжей частью заманивает потенциальных клиентов бабочка приблизительно моего роста.

К величайшему сожалению, когда следующий раз я пришел сюда с фотоаппаратом - какой-то местный Ильюша Муромец уже успел отсечь Змею Горынычу среднюю голову. Хотел узнать у владельца учреждения, отрастет ли она снова, но он куда-то поехал, а его подчиненные отказались назвать номер телефона или, хотя бы, координаты автора скульптур. Зато автора деревянных шедевров вычислить удалось.

Леонид Терещенко работает над своими творениями в обычном металлическом гараже. Впрочем, не совсем обычном. Под крышей сушится сырье для будущих работ, а створки дверей с внутренней стороны увешаны всевозможными раритетами: здесь и виниловая пластинка (фирмы «Мелодия»), и керосиновые лампы (в том числе шахтерские), и остатки лампового приемопередатчика и еще бес его знает что. Вплоть до стеклянной бутылки из-под кефира советских времен. Кто сегодня может похвастаться подобным экспонатом? Вот же..

Леонид Викторович, как будто в упрек нашим вышиватникам, оказался коренным северодончанином - и убежденным украинцем. Украиноязычным, ко всему. Между прочим - победитель Национальной Сорочинской ярмарки в номинации «Народный мастер». Первым своим изделием, который вытащил из недр гаража, был носатый кроликь хулиганистого вида.

- Вот - «Звезданутый Колобок». Похож ведь на меня?

- Вы сначала о себе расскажите. Вы где работаете?

- Сейчас я - бездельник. Послали меня на пенсию.

- Откуда послали?

- Работал в Управлении механизации.

- Инженером?

- Нет-нет-нет! Я бывший двоечник и бездельник. Автокрановщиком работал.

- По-видимому, хорошо рисовали с детства?

- Да нет... Я рисую, конечно, но не очень. Не лезь туда, где ничего не смыслишь.

- Когда же вы начали вырезать из дерева?

- Лет тридцать мне было. Первыми изделиями были традиционные деревянные ложки, и рубль и другая ерунда. Потом начал заниматься фигурами. Ведь Национальный художественный совет в Киеве всякие игрушки не брал, им надо было показать что-то серьезное. Поэтому стал думать: что показать? Действительное народное творчество или идиотизм какой-то. Хотелось, чтобы люди улыбались. Мне это нравится, у меня это выходит.

- Древесину вы какую используете?

- Сосну. Вот, видите ветки сушатся? Лесник говорит: «Ты пили, мы тебе еще заплатим».

Мне руки, ноги нужно к фигурам прилаживать. Видите, они могут даже какие-то жесты показывать.

- Что вы готовите для нынешней Сорочинской ярмарки?

- Ну, оно сейчас не здесь. Сын забрал, накладывает тонировку на фигуры.

- Сыну сколько лет?

- Сорок лет; как и я - народный мастер. Только я Леонид, а он - Алексей Леонидович. Каждые три года у нас переаттестация в Киеве.

- А где еще можно ваши работы посмотреть?

- Около магазина «Годувальник» под крышей сидит Волчара с батоном хлеба. Хитро улыбается - без одного зуба. Я придумываю образы. Как работаю? Отрезаю все, что мне мешает. Часть персонажей - говорливые. Правда, разговаривают не ртом, а жестами. Закрепляю руки-ноги так, чтобы они двигались. Причем не просто двигались, но и производили определенные символические жесты, всеми опознаваемые. Многие работы остались в Луганске, когда их туда на выставки возили.

- А в лучшем дворе города - то ваши музыканты?

- Мои.

Два слова о «лучшем дворе». Его жители так оборудовали пространство между несколькими пятиэтажками, что о нем можно не только писать статьи, но и снимать полнометражные фильмы. Это что-то среднее между парком культуры и центральным стадионом небольшого городка. Причем все сделано без участия городской власти. Впрочем, фотографий оттуда демонстрировать здесь не буду - достаточно тех, которые сделаны на одной только улице архитектурно невыразительного Северодонецка.

Которая ведет к чудесному гаражу народного мастера.

Михаил Бублик, Северодонецк

ukrinform.ua