«HMR навсегда», или воспоминания металлиста

«HMR навсегда», или воспоминания металлиста

Часть первая.

Если прокрутить диск группы iron maiden –обратно, то можно будет услышать: Убей коммуниста (из советской пропаганды о хэви металле)

Как все начиналось.… Да все просто и интересно. Сейчас можно элементарно без каких–либо сложностей любить и слушать все то, что тебе возжелается. А также в быту и в повседневной жизни всегда есть возможность подчеркнуть и выделить свою принадлежность, к какой–нибудь субкультуре при помощи футболок, толстовок, косух и тд.


Музыкальный магазин, да еще и с широким ассортиментом выше перечисленных предметов одежды - это просто нереально! Так примерно воскликнул бы каждый из нас в 80-ые.

В 87 году мне очень хотелось иметь проклепанный ремень, напульсник с шипами…естественно в то время, заката строительства светлого будущего, просто не было возможности все это купить, да и зачем нам, будущим советским людям, это было нужно? Иди и купи лучше себе брюки на выбор-черные или коричневые, а если повезет – то и темно синие. Какой ремень?! Какой браслет?!

Мы с другом обошли кучу торговых точек и купили-таки два широких ремня из кожзаменителя.
Затем набрали клепок, позаимствованных родителями из цеха по производству дипломатов и вооружившись самодельным клепателем поднялись на крышу своего дома, где и занялись производством самодельной атрибутики. Проклепали своих два ремня и напульсник тоже из кожзама, на котором увековечили абривеатуру HMR. Получилось довольно таки неплохо, учитывая, чем и как это делалось. Как я уже писал заклепанный ремень был в своем роде чем-то культовым, и если ты слушал металл, то был обязан иметь эту атрибутику. Мы носили его на джинсах и на обычных брюках, в школе и на улице. Забавно и нелепо иногда это смотрелось в школьных пенатах, особенно если ремень украшал обычные штаны. В которые еще и, вдобавок часто, был заправлен обычный совковый свитер с приколотым на нем значком любимой группы. Сейчас встретив такого персонажа многие не задумываясь, назвали бы лохом, но тогда это было действительно круто. А значки - это отдельная история, эти очень ценные по тем временам предметы стали появляться на рынках и на прилавках комиссионных магазинов в середине 80-ых и стоили от 3 до 7 рублей, надо заметить это были по тем временам неплохие деньги, особенно для школьников. Значок надо было иметь обязательно - иначе какой ты металлист? У меня были: Сinderella, Iron Maiden,Saxon-где они подевались не помню, но на тот момент это были настоящие сокровища, которые согревали грудь почище комсомольских. Мой одноклассник сам сделал Slayer себе довольно таки огромного размера и ходил с ним на вязаной безрукавке с гордо поднятой головой. Как бы это выглядело в наше время - я думаю не стоит комментировать. Но тогда он, пожалуй, переплюнул всех.

,,Его вокал напоминает голос простуженного людоеда,,

(западное металл издание о фронтмэне Лэмми из Motorhead)

Кроме ремней и значков были еще и другие не менее ценные предметы для ценителей рока и металла, а именно плакаты и фото групп. Надо заметить, что на то время все это печатное великолепие было в нашей тусовочной среде чем-то вроде внутренней валюты, ты мог на бумагу выменять много чего. Опять же почти любой плакат или вырезку с журнала (естественно только из зарубежного) ты имел возможность продать, при том, чем тяжелее играла группа музыку – тем выше ценилось их изображение. Был целый в своем роде бизнес, отдельные персонажи ездили на «балку» в Москву (центр «советской вселенной»), и покупали печатную музыкальную продукцию, в основном Metal hammer –привозили домой, себе выбирали ,,самое сладкое,, -то есть свои любимые группы, остальное разделывалось как ,,Туша коровы,,- на плакаты, вставки и вырезки. Затем все это распродавалось, и в итоге хозяин журнала полностью окупал свою поездку, плюс пополнял коллекцию новыми плакатами, ну и еще и зарабатывал на этом. Стоимость журналов была приличная от 100 рублей и выше.

Многие были дикими фанатами всей этой печатной, радости, и тратили свои кровные не скупясь. Все это очень ценилось - попадались и отдельные моральные уроды, которые воровали друг у друга. И если в городе у кого-то появлялся плакат или большая вставка, каких-либо титанов металла на тот момент - об этом все узнавали сразу. Я помню, у меня были старые и конкретно протертые между ног - заношенные отцовские джинсы Rifle и я поменял их у некого Мясника на целую груду плакатов Deff Leppard. По пути к дому до меня стало доходить – обмен я произвел неудачный. Объясню почему - Deff Leppard мне нравился, но в среде металлистов бытовало такое мнение, что чем тяжелее саунд у музыкантов - тем они престижней и весомей. А Leppard играли хард-рок и понятно, что так не котировались, а я иду и несу кучу плакатов явно далеко не супер тяжелой группы. По этому поводу я еще долго сожалел - а в особенности об ушедших джинсах - это тоже была ценность. Хотелось бы еще рассказать и о черно белых фотографиях. Если были цветные постеры, то естественно обязаны были быть и их черно-белые собратья копии. Это был тоже прибыльный бизнес, я помню, за 1 рубль в Москве купил себе Europe, а в Харькове продавались на рынке Iron Maiden и Ozzy Ozborne, притом солидных размеров, и болтались на бечевках под прищепками, как простыни. Я ходил и облизывался, но так и не купил. Зато у нас в Северодонецке рядом с 13-ой школой был комиссионный магазин, и в нем – о чудо! Были в продаже мутноватые фото: King Diamond, Twisted Sister , Running Wild и др. Стоили они по 3 рубля. Плевать! Я купил себе King Diamond и стал откладывать со школьных обедов на Running Wild-вот только не помню, приобрел я его – или нет.

У меня обязательно - как же без этого, была своя стена в спальне, отвоеванная у родителей. И обклеенная разными вырезками, плакатами, страницами из журналов, фотографиями исполнителей. И так у каждого свой почетный уголок, бегло осмотрев который можно было, смело делать выводы о том, что любит и слушает его хозяин.


Хэви металл рок - это путь назад в пещеры (из ранних рецензий журнала Ровесник).

Металл - интересный термин, тем более относящийся к музыкальному направлению. Все трактовки, делающие попытки внести ясность в происхождение этого названия для целого движения, как минимум, сумбурны и нелепы - впрочем, это не столь важно, главное - звучит и, в общем-то, соответствует всей той энергетике, которая заложена в этой музыке… Одним словом металл ворвался в меня – да-да, именно в меня. Взорвал мой разум и сразу же загипнотизировал своей нетривиальностью, агрессией и бешеным напором. Впрочем, мелодизм для меня всегда стоял на первом месте и я сколько себя помню, любил музыку, не лишенную мелодий. В детстве на отцовских бобинах слушал Чингиз хан, Бонни М, Смоки, Спейс и итальянцев. На тот отрезок моего неискушенного музыкального познания эти коллективы казались мне самим совершенством. Я даже и не подозревал о существовании громадной тяжелой сцены - это как наблюдать с палубы ледокола верхушку айсберга, не подозревая о его основной массе, скрытой в толще воды. Первую группу, играющую тяжелый рок, я услышал летом 86-го. Это были AC/DC, и, хотя песни целиком мне не удалось прослушать, оттого, что владелец кассеты и магнитофона включал их фрагментарно, постоянно мотая кассету. Меня это раздражало, но что я мог поделать – тем более, я и так был ему благодарен за слегка приоткрытую дверь в иной мир. Естественно этого было достаточно, чтобы быть шокированным необычным звуком гитар, визгливым вокалом, да и вообще всем! Это было ни на что НЕПОХОЖЕ…Я обалдел и тут же мысленно представил себе как, наверное, должны выглядеть эти дядьки, исполняющие инопланетную на тот момент для меня музыку. Мой разум рождал образы волосатых, со злыми лицами музыкантов - но это было именно в тему - и по-другому они на тот момент не могли и не имели права выглядеть! Лето я провел в деревне и по понятным причинам другого источника музыки у меня не было.

Продолжение следует…

Галерея зображень

По руинам империи зла: концерт МОНСТРЫ РОКА. 1991 год
Северодонецк. 90-е
Северодонецк. 80-е
Таким видом раньше можно было напугать бабулек

Игорь МАЦЮК