Хоровое искусство спасет молодежь?

Хоровое искусство спасет молодежь?

Написав заголовок своих заметок, увидел, что фраза не воспринимается однозначно: то ли «это самое» искусство спасет молодых, то ли они – его? Хотел уточнить, да притормозил. Ведь, в конце концов, влияние тут взаимное.

ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ

Для начала замечу: этот материал не имеет никакого отношения к недавно нашумевшему выступлению на «квартальном» шоу хора имени Г.Веревки, хотя после того кое-кто даже предложил поставить крест на знаменитом коллективе. Однако почему бы не использовать такое нежданное всеобщее внимание к жанру и не внести в общий хор более достойные ноты?

Поводы для них имеются. На нынешний год припали знаменательные для отечественного хорового искусства даты. Исполняется 100 лет Национальной заслуженной академической капелле Украины «Думка». Также век прошел с того времени, когда по решению правительства Директории УНР была создана и Украинская республиканская капелла, которая вскоре, уже в качестве Украинского национального хора (ныне канадский хор имени А.Кошица), покорила США нашим «Щедриком». 

Между прочим, окончательная, пятая, редакция знаменитой щедровки сделана композитором, хоровым дирижером Николаем Леонтовичем тоже столетие назад. И она до сих пор остается мировым рождественским хитом (к сожалению, далеко не все и не всюду знают о происхождении «Carol of the Bells»). Возможен ли подобный феномен ныне, на каком грунте он может вырасти?

Мой интерес к этой теме подогревают и личные мотивы: воспоминания о детстве. Кто из нас в ту милую пору не хотел петь во весь голос?! Но если природа не наделила тебя и толикой таланта Робертино Лоретти? Да не беда – иди в школьный хор, учись, упевайся до схочу, получай свою долю гарантированных аплодисментов. А еще малышом я ходил на репетиции хора медиков, где пела мама. Она, в прошлом фронтовой врач, воспитывала меня одна, оставить было не на кого. Хор стал моей коллективной нянькой; многим же взрослым давал творческую отдушину, доброе общение, «выходы в свет». Более подходящего, доступного, демократичного искусства трудно придумать.
Сегодня, в силу социальных и, прямо скажем, политических причин, такие возможности стали вдвое важнее. Мы видим это на зарубежных примерах, на киевском «Співочем полі» с его Всеукраинским фестивалем «Пісня над Дніпром», в котором участвуют профессиональные, любительские коллективы с академической и народной манерой пения, без возрастных ограничений в обе стороны.

ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ

Столичные праздники – это парадная сторона. Но еще в мирное время выдающийся хоровой дирижер и педагог, Герой Украины, профессор Павел Муравский с тревогой говорил об общем спаде нашей хоровой культуры. И заботливо добавлял: «Традиционное украинское хоровое пение на основе природного лада способствует навелению лада в обществе». 

Однако по понятным причинам проблема обострилась. «Сегодня, особенно в сельской местности, где когда-то работало по несколько хоровых коллективов, хоровое искусство находится в упадке, все меньше становится в селах специалистов вокально-хорового жанра... Село – колыбель народной песни перестает петь», – написала газета «Трудовая слава» Петровского района Кировоградской области. Исправляя положение, районный отдел образования поддержал детские хоровые коллективы. Там, где хотят, находят, что и как делать. 

А вот что сделали в нынешнем административном центре Луганской области Северодонецке – на Донбассе, где тот самый «лад в обществе» вдвойне актуален. Культурная жизнь здесь довольно насыщена; в числе многих событий только октября – концерт Олега Винника, «Лебединое озеро», показанное «Киев модерн-балетом», постановка «Кармен» литовским режиссером Линасом Зайкаускасом в Луганском областном театре… И под конец месяца то, что имеет прямое отношение к нашей теме: первый Хор-Fest «Східний камертон». Из всего остального его выделяют не только уникальность, массовость, а и особая душевность, родниковая непосредственность, нацеленность на всех нас – от мала до велика, на перспективу.

К организаторам – в Северодонецкий колледж культуры и искусств имени С.Прокофьева приехали молодые хористы из Дрогобычского музыкального колледжа имени В.Барвинского и Черновицкого национального университета имени Ю.Федьковича. Уже тот факт, что студенты, преподаватели из Галичины и Буковины отправились через всю Украину на Донбасс, подтверждает: речь идет не просто об одном из многих фестивалей, а о гораздо большем.
– Это же не правильно, что наш хор «Резонанс», объездив немало стран, ни разу не побывал на востоке родной страны, – говорит художественный руководитель коллектива, заслуженный деятель искусств Украины Ольга Чурикова-Кушнир. 

Сама она, луганчанка, в 2014 году стала вынужденной переселенкой; в Черновицком университете продолжила эстафету известного украинского хорового дирижера, композитора, фольклориста, народного артиста Украины, профессора Андрея Кушниренко. И свою миссию в Северодонецке относит не только к искусству. К слову: фестиваль совпал с назначением нового главы Луганской облгосадминистрации Сергея Гайдая – уроженца Северодонецка, работавшего в Закарпатье. Выходит, подобные сшивающие стежки в тренде.

Без «политики» не обошелся и наш разговор с заместителем директора Дрогобычского колледжа Николаем Фендаком.
– Кое-кто у нас противопоставлял уровень культуры на Галичине и Донбассе, – сказал он. – Убедился: есть чему поучиться друг у друга всем. Как айтишник, заинтересовался технической помощью, которую Северодонецкому колледжу оказали здешние предприятия, – так бы и у нас! Приятно было услышать, что, кроме Украинского культурного фонда, «Східний камертон» поддержало местное кибернетическое научно-производственное объединение «Импульс». 

Руководитель хора дрогобычцев (коллективу совсем скоро исполнится 75 лет) Богдан Бондзяк в этих краях впервые.
– Родителей некоторых студентов пришлось убеждать, что их дети ничем не рискуют, отправляясь сюда, – признается он. – А теперь у них здесь столько новых друзей! И столько вредных мифов развеяно!
Как не сдружиться, если вместе жили, гуляли по городу, общались, посещали репетиции в облтеатре, сами репетировали, выступали?! Причем концерты дали не только в Северодонецке, а и в соседнем Рубежном, Сватовском районе.

Плюс к тому вместе с областными управлением культуры, национальностей и религий, центрами народного творчества и научно-методической работы, культурных инициатив, киноискусства (есть такие!) общими силами «фестивальцев» провели семинар-практикум «Искусство XXI столетия» для педагогов Луганщины. Эту деловую часть фестиваля описывать не буду, но увидел, какое вдохновение вызвали методические консультации, тренинги, мастер-классы у молодых преподавателей детских музыкальных. других школ из самой глубинки (в основном недавних выпускников того же Северодонецкого колледжа). 

Одна из них, красавица из села Шульгинка (того самого, где триста с гаком лет назад вспыхнуло знаменитое Булавинское восстание) просто светилась: узнала, как хор в своей детской школе искусств сделать привлекательнее, лучше. И, может быть, в итоге таких программ поменьше станет горьких сетований на то, что из села уходит песня, – типа тех, что цитировались в начале. Оказывается, наша молодежь готова ее, песню, спасать. Даже со многими ветеранскими хорами работают молодые специалисты, студенты (будущие хормейстеры, вокалисты).
Другой вопрос, что сначала следует продуманно работать с самой молодежью. Спасая ее от бездуховности. Разумеется, не только церковными хорами, которые привлекают (и поддерживаются) больше «цивильных». Руководитель хора Северодонецкого колледжа Ольга Михалева пока все же не видит достаточного количества молодых людей, интересующихся работой с хоровыми коллективами, пением в них. И вместе с коллегами старается возрождать утраченное, развивать это направление. В целом, считает она, музыкальная подготовленность, разборчивость юных, как исполнительская, так и слушательская, ослабли. Потому лучше сызмальства демонстрировать ребятам разницу между магнетическими поп-роликами в YouTube и аутентичным пением, обладающим истинной красотой.

Дебютный хоровой фестиваль «Східний камертон» дал такую возможность.

НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Фестивальную программу наполнило действительно самобытное, многозвучное, пение. Пронзительное и поразительное. Особенно ярко это проявилось в финале. Тут в полной мере соединились талантливость и огромная работа. Пели в основном a cappella, на разных языках. Весьма сложные произведения. Скажем, привычные для многих церковные песнопения звучат попроще.

Прекрасно, что участники фестиваля могли слушать других в зрительном зале. И вместе со всеми нами наслаждаться многообразием мирового, украинского национального хорового искусства, творениями классиков и современных авторов.

Директор Северодонецкого колледжа, заслуженный деятель искусств Украины Марина Яворская отметила, что, как и остальные, открыла, переняла для себя немало нового, подпиталась творческой энергетикой. Сами северодончане порадовали украинскими народными песнями в обработке своего педагога Михаила Крупкина, которая добавила фольклору чудесного многоголосья, театрализованной композицией «В гостях у королевы». Далекие, но ставшие теперь близкими коллеги вплели в свои программы песни, этнографические танцевальные вставки разных народов, представители которых учатся в их alma mater, участвуют в тамошних хорах. Как полагается, блистали солисты. Наградные дипломы получили все.

Что бы выделил? У северодончан – гармоничность разновозрастных исполнителей. Черновчане представили просто фантастическую кантату «Буковинські візерунки» на музыку земляка Гаммы Скупинского, ставшего голливудским композитором, динамичный венок песен своего края. Хору подчас аккомпанировали на буковинских же музыкальных инструментах, которых здешняя публика еще не видела и не слышала. Дрогобычцы покорили юным задором, романтичностью, а потом и трепетностью, с которой исполнили «Отче наш» Максима Березовского.
Мне рассказали, что сейчас в наших архивах продолжают находить сохранившиеся с XYIII века нотные рукописи этого легендарного соотечественника, творившего хоровые концерты в Украине и Италии. Но органы культуры не торопятся обеспечить их реставрацию для исполнения. А ведь не исключено: что-то из этого наследия может повторить феномен «Щедрика». Или не надо?

На финальной программе был чуть ли не весь Комитет Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений, проводивший в Донбассе выездное заседание. От имени коллег народный депутат Максим Ткаченко, работавший раньше в сфере культуры, публично признал, что нынешнее отношение к хорам в стране не достойно их роли, значения. И пообещал шефство над следующим «Східним камертоном», которое поможет сделать его масштабным, всеукраинским. Так, чтобы это нашло отзвук, интегрировалось в народных глубинах

* * *

Заверщился фестиваль очень мощно. Большой сводный хор всех его участников в сопровождении симфонического оркестра нашего колледжа при вставшем зале исполнил кантату Андрея Кушниренко «Молюсь за тебе, Україно» (на снимке). Ради такого единения стоит работать, творить. И здорово, что к этому наконец-то приобщается столько прекрасных молодых людей.
 

Семен ПЕРЦОВСКИЙ, заслуженный журналист Украины.