Рукотворный кризис газа

Александр Притыка
 директор ООО «Региональная Газовая Компания»

Рукотворный кризис газа

Газовый вопрос стал одной из основных угроз нацбезопасности Украины, хотя отрасль могла бы быть донором госбюджета и одной из наиболее привлекательных инвестиционных площадок
Дефицит энергоресурса и жесткие ограничения потребления газа с одновременной монополизацией рынка со стороны НАК «Нафтогаз Украины» стали зримым воплощением провального государственного управления газовой отраслью. На самом деле ситуация еще драматичнее
Все еще неизвестна информация о «минах замедленного действия», связанных с физическими объемами газа в ПХГ и его реальных собственниках (акты сверки между «Укртрансгазом» и НАК «Нафтогаз», а также «Укрнафтой» остаются неподписанными уже много лет).
По существу, газовый вопрос стал одной из основных угроз национальной безопасности Украины, хотя при другом развитии событий газовая отрасль могла бы стать донором государственного бюджета и одной из наиболее привлекательных инвестиционных площадок.
Давайте проследим, как и почему сформировались гигантские дисбалансы в отрасли и попытаемся ответить на вопрос: что дальше?

История проблемы

Динамика цен на газ в 2003-2013 годах

На этом графике видна ценовая составляющая кризиса. На протяжении 10 последних лет цены на газ для населения и ТКЕ все больше отрывались от его реальной стоимости, формируя гигантские дефициты у «Нафтогаза», которые частично финансировались за счет государственного бюджета и кредитов, а частично – за счет продажи НАКом газа чужих собственников. Ситуация усугублялась хроническими кассовыми разрывами при расчетах за энергоресурс и долгами потребителей, в первую очередь – предприятий теплокоммунэнерго.
* – среднегодовая импортная цена газа на границе Украины
** – цена газа для населения (потребление <2500 куб. м) по среднегодовому курсу НБУ
Традиционная риторика политиков относительно того, что Украина в состоянии обеспечить себя дешевым газом собственной добычи, не соответствовала действительности, что наглядно видно из следующего графика.

Дефицит государственной добычи газа для дотационных категорий потребителей, млн куб. м

При этом необходимо учитывать, что государственное ПАО «Укрнафта» не оформило ни одного акта о передаче населенческого газа по ценам, установленным НКРЭ, а с 2010-го продавала газ только промышленным потребителям. Таким образом, ежегодно от 8 до 10 млрд кубометров газа, потребляемого населением и ТКЕ, приходилось замещать импортным ресурсом. В результате, только за счет разницы в ценах закупки и продажи прямой убыток «Нафтогаза» с 2005-го по 2013 год составил около $10 млрд.
Анализируя причины кризисного состояния газовой отрасли, нельзя не остановиться на их политической составляющей.
Если нефть и нефтепродукты после непродолжительного кризиса начала 1990-х быстро демонополизировались и были переведены на рыночное ценообразование, чем обеспечили стабильность и сбалансированность этого сектора вплоть до настоящего времени, то с газом все было ровно наоборот.
В стране была создана супермонополия «Нафтогаз Украины», в которую вошли все предприятия отрасли, начиная от добычи и заканчивая сбытом. Газовый бизнес стал прерогативой высших должностных лиц государства. Переговоры с Россией велись на уровне президентов и премьеров. На графике наглядно видны результаты этих переговоров. Кратко напомним хронологию:

  1. С 2002 до 2005 года действовал контракт «Нафтогаза» и «Газпрома», со сроком действия до 2013 года, в котором цены на газ были жестко увязаны с ценами на транзит.
  2. В 2005 году высшие должностные лица Украины начали кампанию о невыгодности этого контракта и необходимости перехода исключительно на денежные расчеты. Руководством «Нафтогаза» было инициировано расторжение дополнительного соглашения №4 с целью пересмотра цены на транзит газа по территории Украины. В ответ «Газпром», поддержав расторжение контракта (кто бы сомневался), заявил «рыночную» цену в $240 (после $50).
  3. В январе 2006 года, после непродолжительного перекрытия газа для Украины, был найден компромисс в виде появления в схеме поставок газа компании «Росукрэнерго», которая формировала своеобразный ценовой микс за счет более дешевого газа из Туркмении и более дорогого из России. Цена для Украины составляла $95.
  4. Следующие три года ознаменовались стремительным ростом цен на нефть (вплоть до $145 за баррель) и непрекращающимся скандалом с непрозрачным посредником – «Росукрэнерго». Эта борьба завершилась газовым кризисом в январе 2009 года с полным прекращением транзита в Европу, устранением «Росукрэнерго» из схем поставки газа и фантастической ценой, заложенной в новом контракте между «Нафтогазом» и «Газпромом» в $450 за 1 тыс. куб. м, а также обязанностью «Нафтогаза» за свой счет закупать и хранить газ в ПХГ, что означало замораживание порядка $10 млрд оборотных средств.
  5. Все последующие годы предпринимались безуспешные попытки пересмотра этого контракта и попытки смягчить его разрушительное влияние на экономику за счет все больших бюджетных и кредитных дотаций.
  6. Ситуация усугублялась традиционной непрозрачностью закупок и инвестиций в системе «Нафтогаза», способствующих массовым злоупотреблениям, разрушающим финансовое состояние предприятий отрасли.
  7. Для того чтобы скрыть последствия провального государственного управления от избирателей, в период непрекращающейся борьбы за власть были заморожены цены для наиболее чувствительных категорий потребителей: населения и теплокоммунэнерго, а также тарифы и цены для государственных добычных и газораспределительных предприятий отрасли.

Печальные последствия

Сравнительная стоимость тепловой энергии, выработанной разными видами топлива, грн/Гкал

  

  Источник: НКРЭ, ценовые порталы

Количество газа, доступное на среднемесячный доход, куб. м

  

Источник: Евростат (2013 год)
* – цена газа в Украине, потребление <2500 куб. м в год
** – для стран Европы цена газа для категории D2 (потребление 520-5200 куб. м/год)

Эти два графика наглядно показывают, в каких искаженных экономических координатах живут украинцы, и почему МВФ и ЕС на протяжении нескольких лет последовательно настаивают на исправлении ситуации.
С точки зрения здравого смысла не может газ (самое экологичное и технологичное топливо) стоить дешевле, чем уголь, торф и пеллеты. Не может страна с самой высокой в Европе доступностью газа просить финансовую помощь для покрытия дефицита госбюджета.
Благодаря многолетним усилиям украинских политиков у населения сложились извращенные стандарты потребления. Если месячный счет за газ потребителя, проживающего в многоэтажном доме, равен стоимости одного билета в кино, а годовой счет равен стоимости одной заправки автомобиля, то это ненормально.
Наоборот – совершенно нормально желание потребителей продолжать газификацию сел, поселков, хуторов. При этом ежегодный объем субсидирования потребителей газа и тепла составляет десятки миллиардов гривен.
По существу за счет неадекватных цен в жизнеобеспечивающих отраслях, электроэнергии, газа, тепла, стремительно развивались другие потребительские рынки – автомобили, ритейл, сотовая связь, недвижимость, туризм и т.п.
При этом основные предприятия газовой отрасли уже несколько лет находятся в состоянии технического банкротства.
Из-за хронического отсутствия денег не развивается собственная добыча (цена, по которой «Укргаздобыча» должна продавать газ НАК «Нафтогазу», последние годы не превышала $30 за 1 тыс. куб. м), не ремонтируются и не обновляются газовые сети, не внедряются адекватные системы безопасности газоснабжения, что приводит к высокой аварийности с человеческими жертвами.

Возможный выход

Как известно, за ошибки, популизм и злоупотребления власти всегда платит ее электорат. Поэтому задача нынешней власти – минимизировать цену, которую заплатит потребитель за финансовое оздоровление газовой отрасли.
Повышение цен для ликвидации перекрестного субсидирования – неизбежная мера, но если ограничиться только директивным единоразовым актом, как предлагает руководство «Нафтогаза», последствия будут хуже самой проблемы: как минимум – перестанут платить. Достаточно сказать, что постсоветские страны Восточной Европы потратили на это несколько лет, которых у Украины уже нет. Они уже прошли. Зато появился фантастический бонус в виде обвального падения цен на нефть, к которым жестко привязана цена на газ. По оптимистическим прогнозам, в обозримом будущем она может стать ниже $200 за 1 тыс. кубометров.

Сценарии расчета стоимости российского газа в зависимости от цены на нефть, $/тыс. куб. м*

  

*формула цены учитывает средние цены за последние 9 мес. Расчетная цена учитывает текущую скидку $100 за 1 тыс. куб. м

За это время необходимо последовательно осуществить несколько важных шагов.

  1. На базе этого достичь консенсуса со всеми парламентскими фракциями с целью проведения необходимых реформ. Организовать конструктивное сотрудничество политических сил с целью создания простых, понятных и эффективных компенсационных механизмов для тех потребителей, кто в таких компенсациях реально нуждается.
  2. Провести очистку основных субъектов газового рынка от «токсичных» долгов, которые невозможно погасить в результате обычной хозяйственной деятельности. Это может быть сделано путем реструктуризации долгов на длительный период (или их списания), реструктуризации государственных предприятий или создания новых с передачей на них основных функций и активов. В противном случае потребителю придется оплачивать не только рыночную цену за газ, но и финансировать закрытие всех «черных дыр» предыдущих властей.
  3. «Нафтогаз» должен быть ликвидирован, а вместо него необходимо создать скромное государственное предприятие, которое будет отвечать и обеспечивать ресурс газа для жизнеобеспечения страны за счет закупок газа собственной добычи и импорта для формирования ценового микса.
  4. Для государственных добычных предприятий цены должны устанавливаться НКРЭ не тогда, когда появится «политическая воля», а ежеквартально «по формуле», привязанной к ценам на нефть и уголь с определенным дисконтом. Это позволит решить проблемы государственной добычи и сформировать более низкие цены для теплокоммунэнерго и населения на переходной период, который должен составить не менее двух лет. Этого периода будет достаточно для того, чтобы потребители пересмотрели свои расходы и начали реально заниматься энергосбережением и альтернативными энергоносителями.
  5. Изменить действующее законодательство и прекратить практику установления государством розничных цен на газ для населения. (Абсурдность этого последнего в экономике Украины наследия СССР очевидна и не требует дополнительных обоснований.) Цены на газ для потребителей должны состоять из, собственно, цены товара, определяемого по формуле исходя из рыночных реалий, и тарифов на его транспортировку и поставку.
  6. Реализация всех этих шагов позволит максимально быстро провести оздоровление отрасли, оживить деловую активность, сохранить десятки тысяч рабочих мест и обеспечить налоговые поступления в государственный бюджет. 
Александр Притыка директор ООО «Региональная Газовая Компания»