«Ничего страшнее за свои 85 лет не видела». Истории спасшихся от пожаров в Луганской области

«Ничего страшнее за свои 85 лет не видела». Истории спасшихся от пожаров в Луганской области

Студентов в это общежитие училища №29, что в Северодонецке, уже давно не заселяют. Последний раз жильцы здесь были в 2014 году. Тогда в общежитии нашли кров переселенцы, бежавшие из-под обстрелов – без денег, вещей и продуктов. Теперь, спустя шесть лет, на Луганщину пришло новое горе – масштабные лесные пожары. И общежитие стало временным домом для тех, кого эвакуируют из соседних сел, окруженных пылающим сосновым лесом.

По состоянию на утро 5 октября здесь находилось 22 человека. Свои.City побывали там и пообщались с людьми, потерявшими в пожаре свои дома и имущество.
«Если бы не необходимость вывезти сына, я бы и сейчас тушил пожар»

– Если бы жена не уволокла меня оттуда буквально за ухо, я бы и сейчас тушил пожар, – признается 37-летний Денис Метелкин, житель села Метелкино Новоайдарского района.

Его, бывшего военного, испугать не так-то просто.

Денис Метелкин в общежитии выполняет функции коменданта и следит за порядком

Когда вокруг села пылал сосновый лес и огонь перекидывался на дома и хозпостройки, Денис успел потушить свой забор, не пустив огонь во двор, и стал помогать соседям. То же самое делали и другие жители села, в первую очередь мужчины. Водопровода здесь нет, поэтому в каждом дворе – огромные бочки с запасом воды, набранной из скважин. Этой водой местные жители и заливали огонь, помогая пожарным и полицейским.

Как ни хотел Денис помочь тушить пожар, ему пришлось вывозить из села семью: у его восьмилетнего сына, тоже Дениса, астма, и оставаться в задымленном селе было опасно для здоровья и жизни мальчика.

Каким-то чудом поместились в полицейскую «легковушку» не только они втроем, но и вещи, которые супруги сложили в большие сумки.

Дом Метелкиных не сгорел (по крайней мере, на момент нашей беседы с Денисом). За домом и двором присматривает его мама, которая осталась в селе.

А Денис тем временем в общежитии, как говорится, за старшего. Он следит за порядком, помогает соседям наладить быт, а также транспортировать тех, кто не в состоянии передвигаться самостоятельно.

То ли стараниями Дениса, то ли других жильцов, но здесь царит идеальный порядок – в коридоре, в комнатах, на кухне, в душевой. И на фоне этого порядка особенно сильно бросается в глаза то, насколько скуден и убог быт людей, выброшенных из дома лесным пожаром.

Денис с женой успели сложить часть вещей в большие сумки и вывезти

«Если бы внучка не вышла во двор набрать воды, мы с ней погибли бы»

Нине Антоновне Дашевской в январе исполнится 85 лет. Вместе с внучкой и зятем она живет в селе Вороново неподалеку от Северодонецка. Именно в этом селе горели не просто дома, а целые улицы. Женщина признается:
Ничего страшнее, чем этот пожар, я за все свои 85 лет не видела

– Если бы Оксана, внучка, не вышла тогда во двор воды набрать, чтобы чайник поставить, мы с ней погибли бы, – рассказывает Нина Антоновна.

Выйдя во двор, Оксана увидела, что к дому приближается огонь, подгоняемый сильным ветром. Спаси они с бабушкой сумели только свои документы. Бумаги же на дом и на землю сгорели.

Владимир, муж Оксаны, был в это время на работе во вторую смену.

– Оксана звонит ему, хочет сказать: «Вова, мы горим» – и ни слова выговорить не может, – вспоминает Нина Антоновна. – Хозяйства у нас не было. А вот две наши кошки и котенок погибли. Котенок, Мишка, такой хороший был, всегда в ногах у меня спал.

На момент нашего разговора Оксана была в селе – пыталась понять, можно ли хоть что-то спасти. Чудом уцелели банки с консервацией да свекла, которую не успели выкопать на огороде. «Папина груша сгорела», – рассказывает Оксана бабушке по телефону.

У нас такая хорошая груша была. И вишни крупные, хорошие. И сливы. И клубника…

Как и где они будут жить дальше? У Нины Антоновны пока нет даже предположений.

Родственников, которые могли бы их пустить к себе, у этой семьи нет.

– Те наши соседи, у кого есть родственники или друзья, сразу поехали к ним. А нас потому здесь и поселили, что ехать не к кому, – говорит Нина Антоновна.

О том, чтобы отстраивать жилье, или о компенсации для покупки нового ни Нина Антоновна, ни ее внучка с зятем пока просто не думали.

– Сначала нужно расчистить то, что осталось на месте дома, – говорит пожилая женщина.

А прежде – полностью потушить пожар.

При всем ужасе ситуации Нина Антоновна совершенно ни на что не жалуется. Утверждает, что медицинская помощь ей не нужна:

– Таблетки от головы мне сразу купили. А сердце, слава Богу, у меня в порядке.
«Нам очень помогли, у нас есть все необходимое»

Пятилетняя Настя – самая младшая из тех, кого эвакуировали в общежитие училища №29.

Она дисциплинированно ходит по коридору и по кухне в защитной марлевой маске, не капризничает, легко идет на контакт с волонтерами и соседями. В комнате, куда ее поселили вместе с бабушкой, дедушкой и 13-летним братом Димой, девочка играет с плюшевым зайчиком и лепит из пластилина разные милые штучки – такие, как в садике научили. Рассказывает, что пластилин и игрушки ей дали уже здесь – из дому захватить все это Настя не успела.

Испугаться пожара она тоже не успела – семью Литвиненко эвакуировали до того, как к жилым домам подобрался огонь.

Валентина Петровна Литвиненко, бабушка Насти и Димы, уже несколько лет не может самостоятельно передвигаться. Сюда, на второй этаж общежития, ее занесли Денис Метелкин и другие мужчины. Обычно за ней ухаживает дочь Наталья. Здесь женщине помогают 13-летний внук Дима и муж Петр Васильевич.

– Волонтеры нам очень помогли, так что у нас есть все необходимое, – говорит Валентина Петровна.

Эвакуировали в общежитие только пожилых супругов Литвиненко и их внуков. Наталья же осталась дома. На их подворье огонь перекинуться не успел. У семьи Литвиненко есть хозяйство – птица, кролики, бычок. Справляться со всем этим, постоянно опасаясь того, что огонь вернется к селу, Наталье в эти дни приходится одной.

У Сергея Бакшеева собственного жилья нет уже несколько лет – так в свое время сложились обстоятельства, что квартиру в Северодонецке пришлось продать. Последние годы он снимал дом в селе Вороново. Жил на пенсию и на то, что зарабатывал разными сельскими «шабашками»: нанимался пасти коров, копал огороды и так далее.

Дом, который снимал Сергей, вечером 30 сентября сгорел дотла.

Что огонь от соснового леса перекидывается на дома и вот-вот охватит его жилище, он понял около шести вечера.

– Зарево над лесом стояло такое, будто солнце встает, – рассказывает Сергей. – Ветер был очень сильный, все сухое… Дождя ведь очень давно не было. Не могу даже вспомнить, когда последний раз в этом году дождь шел. Кажется, его в этом году вообще все лето не было.

Пламя приближалось очень быстро. На домах начал трескаться шифер. Через дом искры летят. Сначала я схватил какую-то тряпку, выбежал во двор, думал – притушу огонь. Да куда там…

Поняв, что с огнем он не справится, мужчина схватил свои документы.

В одну руку – телевизор. В другую руку – пакет с тюнером и еще кое-какой радиоаппаратурой. Пакет мгновенно расплавился от высокой температуры, и все это выпало… А телевизор я все-таки спас..

Выбегая из дома, который почти мгновенно был охвачен огнем, Сергей натянул на голову капюшон куртки и побежал прямо. Не слишком понимая, куда.

Его и других эвакуированных односельчан сначала привезли в одну из школ Северодонецка, а потом в общежитие.

Сергей немного обжог лицо, сгорели ресницы. Однако, по его словам, в медицинской помощи он не нуждается.

Деятельный и работящий по своей природе, он нашел себе применение и здесь. Вместе с Денисом Метелкиным поддерживает порядок на кухне, готовит, помогает волонтерам.

Возвращаться из общежития мужчине некуда. Если речь и пойдет о том, чтобы отстраивать дом или получить за него компенсацию, к Сергею это уже не будет иметь отношения – ведь он не был владельцем этого жилья.

При этом мужчина умудряется не унывать. Свою самую дорогую уцелевшую материальную ценность – неновый телевизор – он отнес к другу. Остальное его имущество легко помещается на подоконнике. Радиоприемник, будильник, тарелка с едой, чай… И комнатный цветок, еще не пересаженный в грунт – Сергей раздобыл его уже здесь, в общежитии.

Если вы готовы помочь тем, кто пострадал от пожара, обращайтесь по телефону: 095 336 96 28 (Влад Новожилов, волонтер Красного Креста).