“Грады” без остановки ложились всё ближе. Как эвакуировали мирных жителей из Луганской области

 “Грады” без остановки ложились всё ближе. Как эвакуировали мирных жителей из Луганской области

Блогер и видеограф из Славянска Михаил Королев участвовал в нескольких эвакуационных рейсах из Луганской области, их организовывали волонтеры. Для Свои он показывает вывоз людей под обстрелами. Миша считает, что это поможет жителям прифронтовых городов вовремя принять решение об эвакуации.

Самый короткий путь

На второй неделе полномасштабного вторжения России в Украину мне позвонил клиент из “прошлой” мирной жизни, он когда-то заказывал у меня видеосъёмку. Сказал, что его знакомый волонтёр выезжает из Славянска в Северодонецк эвакуировать людей. Всё это дело желательно зафиксировать на видео, чтобы показать пожертвователям - деньги идут на гуманитарку и дальнейшую эвакуацию.

- Сними, как людей вывозят из разрушенного города. Завтра в шесть утра выезд.

Волонтёром оказался Михаил Мишенин, который ещё с 2014-го года вывозил людей из горячих точек. Сейчас он только вернулся из Волновахи. Сначала была погрузка хлеба, затем заправка бусиков топливом и долгий путь по пустой трассе через бесконечные блокпосты.

- Раньше в таких местах был? А-то люди по-разному себя ведут”, - спросил Михаил, на что я выдал, мол, бывало дело, хотя не совсем понял, о каких местах идёт речь.

Чем ближе подъезжали к Северодонецку, тем больше было военной техники на дорогах и более сурово проверяли каждый автомобиль. На выезде из города образовалась нереальная пробка - не меньше трёх километров, каждый автомобиль имел на лобовом стекле лист с надписью “дети”, “люди” или просто белую ткань. Михаил возмущался:

- Смотри, сколько машин. Каждая третья пустая. А сколько людей могли бы вывезти.

Автомобилей реально были сотни в направлении из города. Только три наших бусика двигались в другую сторону, иногда уступая дорогу военной технике. Чтобы не заблудиться среди домов, проложили маршрут по навигатору, и это сыграло с нами злую шутку.

Навигатор посчитал, что самый короткий путь в центр, - через лес в объезд города. Без поправки на боевые действия. Они проявились прямо перед нами - в лесу шёл бой. Громыхало очень близко, из окопов на нас смотрели недоумевающие солдаты. Но нам оставалось всего несколько сотен метров до города, и мы решили их преодолеть, объезжая тлеющую военную технику и воронки от недавно взорвавшихся снарядов.

В тот момент я не мог снимать, даже камеру не включил - от близости смерти дрожали руки и пересохло во рту.

Я думал: “Как так? Я ведь пережил Славянск в 2014-м году от первого до последнего взрыва, всё слышал и видел, почему теперь так страшно?”

В тот день волонтёры успешно вывезли около сотни мирных жителей за две “ходки”.

Доставали людей из подвала

На второй день в Северодонецке было громко ещё на подступах к городу. Тогда на станцию Новозолотаревка подавали эвакуационный поезд и стояла задача перевезти как можно больше людей именно к станции. Этим наша команда и занялась, но где-то на окраинах была слышна работа артиллерии, людей в точке эвакуации мы ждали около часа под неутихающую канонаду.

Определив, что “плюсы” и “минусы” сейчас за чертой города, я слегка успокоился, и мы продолжили ждать мирных жителей, неохотно выходящих из укрытий. Я оставался в Северодонецке и отвечал на вопросы прибывающих людей, пока бусики совершали циклы перевозки на ж/д станцию. Ждать их приходилось по часу, а то и дольше. К вечеру более сотни человек мёрзли в точке эвакуации, но времени у нас оставалось только вернуться в Славянск.

Максимально заполнив два микроавтобуса, волонтёры были вынуждены огорчить остальных собравшихся: им снова предстояла ночь в холодных подвалах.

Третий морозный день порадовал солнечной погодой, что придавало хорошего настроения, даже несмотря на тревожность. Час пути, блокпосты, техника, пробки на выездах - и снова Северодонецк. В тот день было тихо, меня это почему-то напрягало, как оказалось - не зря.

Когда мы ехали, по центру сзади раздался сильный грохот. Бус качнуло взрывной волной, меня буквально вдавило в сиденье от ужаса, я включил камеру. Следующий прилёт был прямо перед нами в пятиэтажку, наша колонна тут же свернула во двор. Водитель вышел из машины, я последовал за ним. Раскаты от прилетающих снарядов оглушали, меня охватила паника, хотелось спрятаться поскорее хоть где-нибудь, но Михаил спокойно шёл в полный рост к водителям других бусов, несмотря на прилёты по соседнему дому.

- Ждём пять минут и смотрим, после обстрела едем дальше.

Эвакуация
Автор: Михаил Королев

От его непоколебимой уверенности стало чуть спокойнее, хотя мозг всеми силами пытался спастись, вспоминая советы о действиях при обстрелах из соцсетей. Внутри всё кричало “лечь и прикрыть голову руками!”, “найти укрытие!”, “спрятаться минимум за двумя стенами!”, “не паниковать!”.

Затихло.

Через пару минут я вспомнил о включённой камере в руках, но ничего не было записано - я даже забыл о существовании кнопки “запись” в те минуты.

Колонна поехала в школу, двор которой напоминал лунный ландшафт, а здание было наполовину уничтожено. Волонтёры буквально доставали людей из подвала. Среди них были маленькие дети и даже грудничок. Я снимал всё это с постоянным гнетущим ощущением, что сейчас снова будет обстрел, самые тяжёлые мысли лезли в голову при глухих залпах “минусов”, но звонкий треск “плюсов” где-то в стороне приносил облегчение - хорошо, что не по нам. Это циничная правда войны. С каждым километром от Северодонецка становилось спокойнее, детей благополучно эвакуировали.

Кошмарный звук

В тот же день приехало два огромных автобуса для эвакуации, с которыми я поехал в Северодонецк ещё раз, по пути успокоившись новостью об утверждённом “зелёном коридоре”. Действительно, в городе было на удивление спокойно, на месте эвакуации стояло много полиции, около двадцати заполненных жёлтых автобусов и несколько пустых, люди с чемоданами спешили со всех сторон. Два наших волонтёрских буса открыли двери и ожидали людей на посадку, можно было расслабиться и перевести дух. Как вдруг я услышал самыйкошмарный звук в моей жизни - город накрыли “Градом”.

Эвакуация
Автор: Михаил Королев

Воздух содрогался и гудел, плотные удары сотрясали землю, в небо из-за домов поднялась огромная стая испуганных птиц, а за ней - туча пыли и дыма. Полицейские кричали разбегающимся в ужасе людям пригнуться, а колонну автобусов отправили на выезд, так и не заполнив до конца. Два волонтёрских огромных автобуса уехали абсолютно пустыми.

Я остался с водителем в маленьком бусике, но во время разворота мы заметили пожилую женщину с огромными сумками. Она плакала. Водитель буквально затолкал её с поклажей в салон, но женщина умоляла дождаться её внука, вытирая слёзы и смотря вдаль.
“Грады” без остановки ложились всё ближе, их прилёты отчётливо слышались за несколько кварталов от нас, нервы у меня были на пределе. Особенно напряжённым был момент, когда и полиция, и военные покинули место рядом с нами

Наконец вдалеке мы увидели пацана лет пятнадцати, со всей прыти бегущего к нам, рядом бежал его отец.

- Ты помнишь, каждые полчаса пиши мне, пожалуйста. Давай, держись, мужик”, - с этими словами отец обнял сына и захлопнул за ним дверь буса. Внука дождались.

“Грады” не стихали, даже когда мы отъехали от города на условно безопасное расстояние. После этого я не поехал с волонтёрами на следующий день, чтобы выспаться и прийти в себя.

Без коридоров

Когда смотрел отснятый материал дома в спокойной обстановке я подумал, что ничего ведь страшного со мной не произошло, и задался целью всё же запечатлеть обстрел на видео. Чтобы показать другим. В итоге эта цель чуть не стоила мне жизни.

Мы ехали в Рубежное. По сравнению с Севером там была ещё более гнетущая атмосфера - ни одной живой души, только позиции военных, готовые к бою танки и воронки от снарядов. Перед нами ехала полицейская машина и проводила по городу к месту эвакуации - медленно, монотонно, волнительно.

Эвакуация
Автор: Михаил Королев

Внезапно в ста метрах от нас грохнуло. Я понял, что началось, и в ужасе проглотил тяжёлый ком в горле. Следующие два “прилёта” были значительно ближе, колонна ускорилась. Тут прямо перед машиной полиции рвануло, я пригнулся. Полицейские стали разворачиваться, все автобусы последовали их примеру, но обстрел только набирал силу - снаряды, казалось, разрываются прямо над головами, на крышу падали осколки, в стёкла летела земля с обочин.
Один из взрывов был так близко, что заложило уши, и в этот момент страх исчез - я принял тот факт, что меня сейчас может не стать

Каким-то чудом пронесло, мы спрятались за домами. Обстрел продолжался дальше по дороге, где мы должны были ехать, полицейские спросили:

- А вам Гайдай (глава Луганской военной администрации - Свои) вообще давал добро на эвакуацию? Сегодня же нет коридоров!

- Их никогда нет, а 150 человек сейчас ждут нас и хотят уехать, - ответил Михаил.

- После такого обычно идёт пехота, сейчас будет стрелковый бой - и тогда тут вообще нечего делать, не рискуйте людьми, - предупредили полицейские.

Нас дворами вывели из Рубежного в соседний Северодонецк, где было относительно спокойно и люди тоже ждали эвакуации. Два автобуса заполнились за несколько минут. Ко мне подошёл полицейский и добавил:

- Коридоров нет, люди об этом не знают, если сейчас зайти в автобус и сказать - большая часть точно разбежится. Езжайте быстрее, пока не стреляют.

Эвакуация
Автор: Михаил Королев

Михаил на маленьком бусике собрался возвращаться в Рубежное, но я попросил пересадить меня на уезжающий автобус до Славянска, ибо мой запас смелости сегодня окончательно себя исчерпал. Он с пониманием и без лишних вопросов исполнил мою просьбу и направился дальше бесстрашно спасать людей.

Вместо вывода

Здесь я описал лишь малую часть риска для волонтёров и мирных жителей во время эвакуации из фронтовых городов. Сейчас самое время принять решение, если вы сомневаетесь, уезжать или нет. Готовы ли вы также рисковать, когда безопасной возможности выбраться может уже не быть? Готовы ли вы подвергать опасности жизни волонтёров, которым, возможно, придётся вас эвакуировать из эпицентра боевых действий?

Война непредсказуема, но если с каждым днём вам в том месте, где вы находитесь, становится хуже - не стоит ждать внезапного облегчения, спасайте свою жизнь и тех, кто рядом, а украинская армия позаботится, чтобы вы поскорее вернулись в свой дом под мирным небом.