Гуманитарная помощь от Красного Креста

Гуманитарная помощь от Красного Креста

Гуманитарная помощь поступает в зону АТО с различных сторон, в том числе и от украинского правительства. Кто и как распределяет «гуманитарку»?

Первым на помощь пришел Красный Крест

В Лисичанскую городскую организацию Красного Креста привезли гуманитарную помощь от армянской общины — макароны, подсолнечное масло, сахар, крупы, муку, воду, моющие средства. Сотрудники КК быстро разгрузили машину с помощью волонтеров и стали обслуживать людей. Просьбы у всех разные. Кто-то рад килограмму сахара и муки, кому-то нужно детское питание и одежда. Председатель городской организации Татьяна Бабич старается успокоить всех, кто не получил того, за чем сюда пришел.

— Зайдите через пару дней. С детским питанием сейчас проблемы. Его нет даже в магазинах. Заказали, ждем. Вашу проблему понимаем, постараемся помочь.

А переселенцы приходят с грудничками. Одна такая мама пришла из Первомайска с ребенком на руках. Протягивает бутылочку: «Налейте хоть кипяченой водички».

В кабинете Татьяны разложены школьные формы и обувь. Они приготовлены для детей переселенцев, которые пойдут в школу. Для всех, конечно, не хватит, но лисичанские предприниматели пообещали привезти еще. Количество переселенцев в Лисичанске каждый день увеличивается примерно на 250 человек.

— Вчера к нам пришли два мальчика 14 и 16 лет, — рассказывает Татьяна. — Из Первомайска, где бои идут почти месяц, они выбирались три дня. Шли пешком, без взрослых, были черные от усталости и грязи. Мы их помыли, одели, выдали продуктовые наборы, определили в общежитие. Занимались всем этим и плакали... Почему наши дети должны страдать из-за амбиций политиков? На днях по линии службы розыска через Красный Крест из Испании звонили люди и просили выяснить судьбу своей бабушки, которая осталась в Лисичанске, сказали, что хотят забрать ее к себе в Испанию. Мы сходили к бабушке, выяснили — жива-здорова, но в чужую страну не поедет. Мы родственникам так и сообщили. Теперь бабушка под нашим присмотром.

Когда закончились артиллерийские обстрелы, продолжавшиеся почти неделю, и горожане стали покидать убежища, выходить из погребов и подвалов, первым встал вопрос, как теперь жить в условиях полного отсутствия света, газа, воды, связи, транспорта, необходимых продуктов питания и местной власти? В этой ситуации Лисичанская организация Красного Креста сыграла едва ли не главную роль. Задолго до военных событий здесь были заготовлены продукты, так что первую гуманитарную помощь пострадавшим от бомбежек выдавал Красный Крест. Позже откликнулись северодонецкие коллеги, с помощью которых были получены овощи от сватовских фермеров. Из Северодонецка также стали привозить и хлеб. И, наконец, пришла «гуманитарка» украинского правительства.

Предложение

Сделать финансовую поддержку организации Красного Креста государственной, как это существует во всем мире. У нас же государство выделяет средства только на программу «Патронажная сестра». Бюрократическая машина настолько закручена, что во время войны эти средства не доходят до людей. Казначейство ведь не работает. В условиях военных действий решения надо принимать быстро и на государственном уровне.

Она есть, но ее... нет

Изначально планировалось, что эти почти двадцать фур правительственной помощи будут разгружены в Лисичанске, который сильно пострадал во время артобстрелов. Машины зашли в город, остановились возле МЧС, многие горожане их видели. Но спустя время вся колона отправилась в Северодонецк. Как оказалось, в Лисичанске не нашлось складов, не пострадавших от бомбежек. Если стены стоят — то крыша дырявая. И наоборот. Подумали чиновники и отправили груз в Северодонецк. Город, можно сказать, совсем не пострадал, так что необходимое помещение здесь нашлось.

— Из этой гуманитарной помощи нам выдали скоропортящиеся продукты питания — картофель, капусту и прочее, — рассказывает Татьяна. — Остальной груз опечатали. Кто должен им распоряжаться, чтобы начать выдавать? Нам не объяснили. Я поехала в Северодонецк. Встретилась с представителем Международного Комитета Красного Креста, контролирующего распределение этой «гуманитарки». Он мне сказал, что хоть сегодня готов выдать эту помощь, но распоряжения на этот счет до сих пор не получал. Как я понимаю, ждут освобождения Первомайска, Луганска, Донецка. И данную помощь распределить на эти города. Ведь в Лисичанске жизнь налаживается. Пенсионеры получили уже по две пенсии, начинают выплачивать пособия на детей и даже зарплаты. Так что помощь берегут для более пострадавших. И я согласна с этим. Никогда не поверю в какие-то махинации. Это невозможно в Красном Кресте.

— Международному Комитету Красного Креста проще войти в зону вооруженных конфликтов, договориться со сторонами. Поэтому гуманитарная помощь украинского правительства и передана этой организации, — объясняет председатель Луганской областной организации КК Ольга Кудаева. — «Гуманитарка» сейчас лежит на складах в Северодонецке, потому что готовится к передаче на те территории, которые пострадали в наибольшей степени и где сейчас происходят вооруженные конфликты: в Луганск, Первомайск и др. Такие вопросы может решить только МККК. У него мандат на то, чтобы договариваться со всеми сторонами. Мандат неприкосновенности.

Мнение

Людям, которые не изменили своему профессиональному долгу и четко выполняли свои обязанности — медикам, спасателям, соцработникам, коммунальщикам за работу во время проведения АТО должны присвоить особый статус. Ведь они работали под обстрелами и пулями, с риском для жизни оказывали помощь другим.

В Северодонецком офисе МККК подтвердили, что 100 тонн груза из правительственной гуманитарной помощи уже были распределены в Попасной, Лисичанске, Кременной и в других населенных пунктах, близких к территории Северодонецка. В основном распределены скоропортящиеся продукты, а те, что имеют долгий срок хранения, изначально предназначались для Луганска. На данный момент сотрудники МККК проводят оценку социально-экономической ситуации среди населения зоны АТО, взаимодействуя с Украинским обществом Красного Креста и с властями на местах, пытаются определить местности и количество людей, нуждающихся в помощи. И только проведя такой анализ, примут решение, где и как надо действовать.

Одним словом, украинская власть собрала «гуманитарку», передала ее МККК и теперь ею не распоряжается. В офисе это подтвердили и подчеркнули, что будут распределять не только эту помощь, но и полученную по международной линии. Часть «гуманитарки» уже удалось передать в блокадный Луганск.

Луганск.

В Северодонецке работает страница для бещенцев, нуждающихся в помощи - "S.O.S. - Северодонецк"

Алла АНТИПОВА. Фото Ивана ОСОБОВА.