Северодонецкий «ПЕРЕЦЬ» : Бронза - хорошо, а страсти лучше, Или Погонись «За двумя зайцами» - не пожалеешь

В викторине, которую недавно провел портал «Северодонецк онлайн», был такой вопрос: «Где установлены памятники главным персонажам пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами»? К слову, предполагался лишь один ответ, - хотя образы Голохвостова и Прони Прокоповны увековечены не только в столице Украины. В Киеве эти бронзовые скульптуры, сделанные с известных киноартистов (снявшихся в одноименном фильме ровно 55 лет назад) весьма популярны. Вы их легко найдете, - причем не на Андреевском спуске, как почему-то считается, а перед ним. Сам не без удовольствия фотографировался с этими фигурами; правда, не в обнимку, как многие туристы. Б-ронза – она все-таки холодная, бр-р! Давайте теперь посмотрим на артистов, которые совсем еще не забронзовели и могут непосредственно согреть нас живою игрою, если хотите – страстями. Бронза - хорошо, а страсти лучше.

А великий драматург Александр Островский писал так: «Правда – хорошо, а счастье лучше». Сейчас поведаю всю правду. О счастье. Которое 30 апреля увидел в глазах парализованной девушки, привезенной в коляске на спектакль про тех самых «двух зайцев» в городском Дворце культуры. Счастливо светилось лицо и маленькой девочки по соседству со мною. И хотя, признаюсь, теребя маму вопросами, она мешала мне смотреть спектакль (все-таки ребенков лучше водить на другие, а во время таких устраивать для них детские комнаты), - настроившись на ее волну, лучше понял, что пожелал показать нам театр.

* * *

Разве это не здорово, когда с тобою – будь ты ребенком или взрослым – в удобном месте и в удобное время хотят весело поиграть?! Оказывается, такое солидное заведение культуры, как прописавшийся в Северодонецке Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр, прекрасно умеет это делать.

Ну кто всерьез будет искать нравоучения (скажем, насчет невозможности ничего поймать при погоне сразу за двумя объектами) в их незатейливом «мещанском каламбуре под мерикански музыки»? При желании, конечно, можно, посмотрев этот спектакль о похождениях Голохвостова - того самого охотника за двумя зайцами (то бишь зайчихами, то бишь невестами), рассуждать о чем угодно. Даже о страданиях самого героя, обманутых им Прони и Гали. Или проводить параллели между моралью-аморальностью Свирида Петровича и современных альфонсов (намеки на современность в спектакле есть), - но зачем? На этом спектакле просто расслабьтесь и получайте удовольствие, которое театр дарит вам в свой 75-й сезон.

Режиссер-постановщик Евгений Мерзляков, актеры Владимир Благой, Денис Пономаренко, Сергей Козырь, Иван Щербул, Татьяна Зинченко, Наталья Карчкова, Ольга Яковенко, Анастасия Адначева-Пономаренко, Анастасия Лемиш и все, кто вместе с ними выходит на сцену, полностью используют возможности, скажем так, пошухарить. Это видно-слышно в каждом движении, реплике, в мимике, песнях и танцах, Хореограф Ярина Серекова стилизовала современные танцы так, что они тоже органично вплетаются в постановку классической пьесы. Как и все прекрасно сделанное художником–постановщиком Михаилом Котовым, художником по костюмам Яриной Лубской.

za-dvumja.jpg
На снимке: сцена из спектакля.

Вот что еще хочется добавить. Для Евгения Мерзлякова, представившего нам (а еще недавно и на сцене Национального театра имени Ивана Франко в Киеве) фантазии по пьесе М.Старицкого, – это режиссерский дебют. А актерскому мастерству дебютант учился у заслуженного работника культуры Украины Владимира Сагана, который сам начинал режиссером народного театра в том же Дворце культуры Северодонецка.

* * *

Мы обсуждали этот искрометный спектакль с учителем-методистом Анной Ивановной Чмыревой. Она уверена: на такие постановки надо чаще водить школьников. Пусть они почувствуют все волшебство театра – когда искусство рождается у тебя на глазах. В свое время автор этих строк писал дипломную работу на тему «Театр и школьники», и подтверждает: такие подходы полезны для творческого развития личности. Но только если имеешь дело с чем-то настоящим, а не с подделкой. Независимо от жанра произведения.

Вообще-то, когда хочешь во что бы то ни стало повеселить зрителей, легко оказаться за гранью искусства. Решил посмотреть, что у кого выходит в таком плане применительно к звонкой «заячьей» комедии украинского классика. Нахожу в Интернете представленную несколько лет назад легендарным Московским академическим театром имени Вахтангова постановку того же спектакля. С широко известными актерами в главных ролях. Увы! Там выжимают смех не легко, а натужно, нередко просто по-дурацки. Плюхнулись персонажи на диван – и упали. Ха-ха! У нашего театра современная шутка вплетена в исходный текст уместно и тонко, а знаменитые вахтанговцы почему-то скатились до весьма плоских вставок. Короче, не осовременили спектакль, а представили его в пошлой версии, включая танцы с почти стриптизом. Да, кому-то это понравилось, но другие зрители таким отношением к классике были просто ощарашены.

Мало нам безвкусицы по телевизору, давайте хоть театр уберегать от этого! Нашему театру это удается. Конечно, не идеализирую его. В спектакле, о котором идет речь, некоторые ударные реплики, которыми драматург насытил свою комедию, лучше бы подавать более ярко. Хотя не все они будут понятны молодому зрителю, но уж порадуйте, пожалуйста, нас, представителей старшего поколения. Сколько ж раз мы, к примеру, слышали не на сцене, как тут, а в жизни: «Зачем вы ко мне пришли? У меня сегодня не приемный день»… И многое другое тоже.

Наверное, я придираюсь. Но кому много дано (а зрители устроили труппе овацию) – с того хочется еще больше. Чтобы не бронзовели!

Семен ПЕРЦОВСКИЙ, заслуженный журналист Украины