О спектакле "Конотопская ведьма"

НЕ СПОРЯ С ПРОФЕССОРОМ
* О "вкусном" спектакле "Конотопская ведьма"

В уикенд, в совершенно полном зале, мы посмотрели спектакль "Конотопская ведьма" по повести украинского классика Гр. Квитки-Основьяненко (почти нашего земляка). Повести - опять-таки почти - 200 лет. Так что спасибо театру уже за то, что приобщил ко всегда молодому раритету. И как приобщил!

Разумеется, как журналисту, мне целесообразнее было бы выплеснуть свои эмоции в официальной рецензии. Но тут ныне предпочитают глубоко научный подход. И в самом деле: разве можно не согласиться с глубокоуважаемым профессором Ал. Неживым?! В рецензии на спектакль в областной газете он авторитетно написал о разоблачении "морально-этической деградации, произошедшей под влиянием чужеродной силы - агрессивной имперской политики России", о том, что "Такая художественная целостность резко противоположного в образной системе одного драматического действия в действительности является постмодерным признаком сценического искусства". Теперь все всем ясно.

Так что мне осталось сказать по-простому, от себя. О том, что постановшик Вл. Московченко вместе со всеми, кто работал над спектаклем, сразил наповал. Создать такое яркое, многообразное действо, по-моему, все равно, что кропотливо, не жалея труда, сплести искусные кружева. Придумать столько отточенных и покоряющих зал деталей (часто просто уморительных) - бальзам на сердце театролюба. Мы все вместе - и сцена, и зал - купались в этом. Всё было вкусно, включая текстовые, стилистические, танцевально-песенные намеки на современность, оформительские супер-находки.

Понятно, вспоминалось и фольклорно-украинское Гоголя, Параджанова, но колорит, фантасмагория здесь были своими. Специально нашел в Интернете художественный и телефильмы, современныый спектакль Богдана Жолдака в Киеве, другие постановки "Ведьмы", и могу поздравить наших: они взяли свою, оригинальную, никому не уступающую, пожалуй, даже самую задорную высоту!

Я смотрел спектакль вместе со Св. Поповой, которая, работая директором ДК химиков, прекрасно узнала о том, как на здешней самодеятельной сцене начинался творческий путь исполнителя главной роли Ал. Михайлова, его партнера по дуэту Вл. Благого, других актеров (среди них и сын моего одноклассника Ал. Глянцев, что особенно приятно). Она диву давалась: как за короткий срок они смогли достичь такого профессионального мастерства?!

Это же огромная работа - их самих, наставника.

Сам художественный руководитель театра В.Ю. Московченко скромно объяснил это в нашем разговоре актерской талантливостью. А поводом тут стал мой небольшой "мемуар" об актрисе Инне Зинченко (помню ее под этой, девичьей фамилией). Как-то поехал в Киев на фестиваль вместе с Молодежным народным театром нашего ДК химиков. Председатель жюри, маститый артист, спросил, что бы я выделил из десятков работ. Ответил:

- То, как 21-летняя девушка, работница "Азота", сыграла бабулю.

- Постой, постой - какая девушка! - перебили меня. - Мы ж еще удивлялись, что в Молодежном театре играет старушка! Не разглядели...

Короче, нашим тогда дали первое место,а Инна поступила в столичный театральный институт. Теперь она - актриса высшей категории нашего театра.

Бесспорно, молодым актерам надо еще многому учиться, Есть у кого - у той же "главной ведьиы" Натальи Карчковой. И в самом спектакле неплохо бы кое-чего доработать. Он очень трудоемкий, массовый (причем гармонично- ансамблевый), но хочется, чтобы его посмотрело как можно больше зрителей.

Не важно, обычный ли тут модерн или, как нам разъясняет профессор, с приставкой "пост". Профессорам - профессорово, а мы, извините, для начала просто получим удовольствие. Обдумаем же всё, когда отсмеемся.

Семен ПЕРЦОВСКИЙ