Взгляд на фестиваль «СвітОгляд» из последнего ряда

Билеты на спектакли II Всеукраинского фестиваля театрального искусства «СвітОгляд», проходившего 17-24 сентября в Северодонецке, были раскуплены заранее, и мне довелось не раз довольствоваться угловым местом в последнем ряду. Что же увиделось оттуда?

ТО, ЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛ

 Накануне фестиваля польский учёный-социолог Войцех Сигень, который изучает трансформацию культуры на Донбассе, микшируя в позе лотоса свои эмоции, сетовал на то, что дела заставляют его вернуться в Гданьск, и завидовал моему незавидному месту в зрительном зале: мол, оттуда лучше всего наблюдать, за реакцией публики.
– Препрошую, пан доктор, но я как бы собираюсь смотреть спектакли.
– Чекайте, а для кого и зачем их сюда привозят?
Вскоре узнал, что такой вопрос стремятся полнее прояснить и участники экспертного совета «СвітОгляда», кандидаты искусствоведения из столицы и Львова.
– На подобные программы решаются не во всех областях, –говорит киевлянка Анна Липковская. – А на тревожной Луганщине, в тревожное время сделали смелый шаг. Фестиваль расширяет мировоззрение в том аспекте, как сочетаются театр и публика. В Киеве, например, это происходит по-другому. Всегда интересно тестировать один и тот же спектакль на разных зрителях. Здешние прошли первый тест на прошлогоднем фестивале, нынешний же будет посложнее.
– Отдала предпочтение северодонецкому фестивалю перед теми, что идут сейчас в нашем городе, – рассказывает галичанка Светлана Максименко. – Там устоявшаяся престижность, своя привычная аура, во многом рассчитанная на туристскую тусовку, зато тут – приобщение глубинки к большому, многообразному миру театра.
– Оно и так идет, – заметил я. – В нынешний административный центр Луганской области привозят антрепризные спектакли. Северодончане увидели мастерство популярных украинских артистов.
К разговору подключился третий эксперт, заслуженный деятель искусств Украины, столичный театровед Сергей Васильев:
– Мастерство мастерством, однако антреприза предлагает товар, а фестиваль – совместную работу. Причем очень нужную именно здесь, для всех участников.
Собрал их быстро окрепший, набравший обороты после переселения в Северодонецк Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр. Его директор, инициатор и председатель оргкомитета «СвітОгляда» Сергей Дорофеев сообщает:
– Девиз нашего фестиваля – «Оттолкнуться от 4-й стены и перейти к полному погружению». Не каждый житель провинции может поехать в Киев, Львов, Чернигов, Днепр, Сумы, Мариуполь. А театральные коллективы оттуда к нам прибыли. Отмечу: с украиноязычным репертуаром.
После перформанса в фойе, на яркой церемонии открытия за творческое участие в укреплении единства Украины всех поблагодарил новый руководитель области Виталий Комарницкий – недавний ректор переселившегося из Луганска госуниверситета внутренних дел, где по-прежнему растут… и мастера сцены. Да и сам Северодонецк вовсе не чужд современному театру, другим видам искусства; по мнению того же польского доктора, он ренессансно перестает быть культурной провинцией.
Тем интереснее наблюдать за тем, как это происходит.

ТАКОЙ РАЗНЫЙ ГОГОЛЬ

Большинство трупп приехали в Северодонецк впервые, прослышав об успехе предыдущего фестиваля. И обратили внимание на то, как популярен в городе автор «Театрального разъезда», ролившийся аккурат 210 лет назад. В центре – памятник Николаю Васильевичу, улица его имени и замечательный Гоголь-сквер, над которым шефствуют волонтеры, начиная с соседнего Высшего профучилища. Кстати, несколько его выпускников, поменяв профессию, тоже стали актерами, режиссерами, студентами этого профиля.

Не удивительно, что на трех фестивальных спектаклях по Гоголю было немало молодых участников местных самодеятельных театральных, других художественных коллективов, тех, кто просто «проходит» классику по учебной программе. Им предстоит перейти от юношески непосредственного восприятия к постижению того, что поглубже, метафор, подтекстов.

Похоже, это получается. Показанный в первый вечер «Вий» Луганского облтеатра окунает в некое волшебное, мистическое 3D-пространство. Сценическая версия, постановка, сценография Вероники Золотоверхой изобилуют удивительными неожиданностями. Такого раньше тут не видели! Эффект усиливает эпическая музыка трейлеров, компьютерных игр. Был анонсирован саспенс; Хичкоком действительно веяло. Но создатели спектакля, Владимир Благой в роли Хомы Брута вызывали и на актуальные размышления. Тем паче, что сотник оказался современным воротилой, набожность которого больше фарисейская, а для его свиты «святынями» стали айфоны и перманентные селфи.

Затем этот же театр (художественный руководитель Владимир Московченко) представил «Женитьбу» в постановке тоже заслуженного деятеля искусств Украины, харьковчанина Александра Аркадина-Школьника. Не обошлось без гоголевской мистики. На тот день был заявлен «Класс» Павла Арье и Стаса Жиркова от Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Но уехать помешали форс-мажорные обстоятельства; проезд через столичный мост Метро вдруг закрыли. «Мину», правда, подложили не под него, а под фестиваль. К счастью, у хозяев как раз была готова вкусная, веселая премьера.

– Очень довольна, что ее сделали точно по пьесе, – сказала мне учитель-филолог Татьяна Лебедева.
А вот части зрителей вновь хотелось «осовременивания». Ведь перед тем они посмотрели представленный Днепровским академическим театром драмы и комедии «Ревіzoр», который сочно поставил Антон Меженин, в полной мере используя колоритный перевод Остапа Вишни. Перенос действия в нашу эпоху добавил динамичности марафоннному как для фестиваля спектаклю, помог актерам воплотить характеры. Разве что с переменой пола обоих Петров Ивановичей можно поспорить. Впрочем, этот театр сейчас перезагружается, ищет, экспериментирует.

ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ

Спектакль по пьесе франко-румынского драматурга Эжена Ионеско «Лысая певица», показанный Донецким академическим областным драматическим театром (Мариуполь), тоже можно считать экспериментом постановщика и сценографа Анатолия Левченко, актеров. Экспериментом с эстетическим восприятием неподготовленным зрителем. Продолжалась та самая общая работа.

Молодой рабочий Андрей Попов разъяснил маме, соцработнику, что ж это за театр абсурда, и Светлане Ивановне было легче, чем другим представителям старшего поколения, проникать в вязь спектакля. Опыт такого проникновения приобретали всем залом.

–Мы вместе с другом Андреем с юности зачитывались Ионеско, – подхватывает нашу беседу Сергей Горелов. – Считаю, театральное напоминание нам, сегодняшним, о том, как разным людям важно находить общий язык, удалось.
Не все расшифровывается сходу, но благодаря фестивалю зрители увидели, что театр может быть и вот таким, и даже не представить каким, пока не посмотришь.

Спектакль «Точка зрения» Украинского малого драматического театра (Киев) в постановке Анны Турло по мотивам очерков Ольги Кобылянской и Леси Украинки мы не увидели, а услышали. Он проходил… в темноте, в одном из помещений Северодонецкого колледжа культуры и искусств. Театр предложил погрузиться в мир незрячих людей, прочувствовать, каково им. Когда зажегся свет, никто не стеснялся слез. Мне даже пришлось утешать директора колледжа Марину Яворскую.

–Ничего подобного в театре раньше не встречала, – признается она. – Этот тонкий спектакль предназначен для камерной обстановки, а необходим всем.
–Мы вновь убедились в силе театра, его человечности, – оценил работу коллег режиссер и актер Луганского облтеатра Евгений Мерзляков.

Затаили дыхание и зрители «Теней забытых предков» по Михаилу Коцюбинскому (как раз отмечалась его 155-летняя дата). Спектакль впечатлил. Пожалуй, мистики на фестивале было с перебором, но без этого завораживающего действа Киевского академического театра украинского фольклора «Берегиня» (инсценировка, постановка, сценография, костюмы Татьяны Матосовой) программу не представить.

Ставшая недавно директором и худруком «Берегини» Ильина Генсицкая в силу своей профессии театрального критика может все раскладывать по косточкам. Но в каждом ее слове, прежде всего, чувствуется любовь к необыкновенному коллективу.

–Немало сил стоило переориентироваться с концертной деятельности на драматические постановки, – рассказывает она. – К нам пошел новый зритель, у которого свои требования. «Тени» – из свежих работ, так что и в Северодонецке держим экзамен. Помогают сама обстановка здешнего театра, безукоризненная организация, действительно душевный прием и всяческая поддержка. На киевских фестивалях так далеко не всюду. Мы тут впервые, и восхищены тем, как коллеги преодолели разруху, сделали такое великолепие – от новейшей техники до цветомузыкального фонтана.

Спектакль должен был идти на лужайке у театра, да помешал дождь. Но и в зале таинственный для Донбасс мир Гуцульщины предстал весьма ярко. Многие ли помнят легендарный фильм Параджанова (отбывавшего срок в этих местах)? «Берегиня» почтила его: гуцульский оркестр, все время украшавший сцену, исполнил пару музыкальных киноцитат. Но вся постановка – полностью оригинальна. Не привычное, не доступное для драмтеатра аутентичное фольклорное пение воспринималось как чудо. Заслуженный артист Украины Анатолий Пахомов и дебютант Алексанлр Кирик, другие опытные и молодые исполнители создали гармоничный ансамбль.

КРЕАТИВ – НЕ САМОЦЕЛЬ

Показательна демократичность фестиваля. Разве кто здесь комплексовал, скажем, по поводу репертуара, опыта или возраста?! Все показывали лучшее. Зрители поначалу были несколько сдержанны, но быстро объединились общими эмоциями, обменивались энергетикой со сценой.

У режиссера Антона Меженина такой обмен после днепровского «Ревіzора» повторился с Сумским областным академическим театром драмы и музыкальной комедии имени М.С.Щепкина, где он поставил интригующих «Отключенных» по пьесе «Соглядатай» канадского драматурга Мориса Панича. Если за рубежом черный юмор не в новинку, то для нашего фестиваля это стало еще одним дерзким экспериментом. Однако при определенной эпатажности хватило философского, трогательного. Пластические и другие креативные решения упростили понимание сложных смыслов.

Тот самый доктор Войцех, конечно же, с наибольшим пониманием аплодировал бы спектаклю «Прекрасные, прекрасные, прекрасные времена» по пьесе современного польского драматурга Иоанны Виховской. Эту драму в постановке молодого главного режиссера Розы Саркисян показал Первый академический украинский театр для детей и юношества (Львов). Она о послевоенном поколении, преодолении агрессивности, и, несомненно, касается нас, нынешних. Такой посыл думающие зрители восприняли адекватно, в чем заслуга и актеров, дополнивших пьесу импровизационными, «от жизни» отсылками к теперешней реальности. В зале слышал признания, что увиденное укрепляет мостик между поколениями в семьях.

Вместе с режиссером на сцену под овации вызвали и драматурга, приехавшую из Варшавы. Она узнала, как нужны были для зрителей публицистические вставки, сделанные львовянами в пьесу специально для северодончан. Актеры разного возраста, которые, по их же словам, вчера беззаботно играли для детей Белоснежек и гномов, сегодня как граждане с запада страны страстным языком театра обращались к согражданам с ее востока. Говорили о самом-самом: отношении к войне и миру, насилию, стереотипам, о взаимопонимании. "Это просто потрясло, вызвало бурю разных эмоций и мыслей", – говорят приехавшие на спектакль из соседних городов студенты Ирина Дахно и Георгий Тарасов.

Праздником для театральных гурманов стал знаменитый спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе шведа Августа Стриндберга. Впрочем. его стиль, поразительные и выразительные решения образов, сцен покорили сердца всех. Посланцы Киевского национального (с мая с.г. – С.П.) академического Молодого театра показав подлинные психологизм, откровенность, самозабвенность, вызвали волну сопереживания, которая щедро вернулась актерам.
После спектакля мы побеседовали с молодыми из «Молодого» – «карпенко-каровцами» режиссером-постановщиком Сергеем Корниенко, приехавшим помочь его коллегой Евгением Галкиным, актерами Евгением Бондарским (Жан), Александрой Городецкой (Жюли), Русланой Петряковой (Кристина). В Северодонецке раньше бывал только непревзойденно-единственный исполнитель главной роли Бондарский. Потому как родися и жил в Луганске. Обменялись мнениями: театр классный, город тоже, но хорощо бы «обуютить» и въезд в него.

Актрисам задавать вопросы было трудно: они никак не могли отойти от спектакля и лишь счастливо улыбались. Еще студентки, введены в постановку недавно – и такой успех! Зато остальные обстоятельно расссказали о своих новых постновках, о том, что директор и худрук театра Андрей Билоус затеял мастерскую для украинских драматургов, где те могут сразу «проигрывать» пьесы с режиссерами. Почему бы не показать плоды этой работы на следующем фестивале?
– С давними ценителями понятно. А как вы думаете, что он дает неискушенному зрителю? – спрашиваю напоследок. Гости задумались, потом Галкин громогласно и весело ответил за всех:
– Искушает!
Впрямь: такое искушение театром (при общей ценовой доступности билетов) дорогого стоит.

Особенно бурный восторг вызвала шекспировская «Комедия ошибок» Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Т.Г.Шевченко, показанная под занавес, Худрук, главный режиссер, заслуженный артист Украины Андрей Бакиров вместе со своим мастерским коллективом зажег феееричной постановкой, художественным, музыкальным оформлением. Хотя черниговцам к этому не привыкать, получилось свежо, от души – к душе.

Разумеется, овации, «Браво!», дипломы цветы выпали всем участникам «СвітОгляду». На закрытии фестиваля с приветствиями выступили руководитель области Виталий Комарницкий, народный депутат Украины Максим Ткаченко, председатель оргкомитета «СвітОгляду» Сергей Дорофеев. Был обещан третий такой фестиваль.
А по нынешнему вскоре определили победителей в номинациях. Ими стали:
«Лучшее режиссерское решение» – засл. артист Украины Андрей Бакиров («Комедия ошибок» В. Шекспира), Черниговский областной академический музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко (Чернигов); «Лучшее пластическое решение» – Сергей Корниенко («Фрекен Жюли» А. Стриндберга), Киевский национальный Молодой театр (Киев); «Лучшее музыкальное оформление» – нар. артист Украины Николай Буравский («Тени забытых предков» М. Коцюбинского), Киевский академический театр украинского фольклора «Берегиня» (Киев); «Лучшее визуальное решение» – Вероника Золотоверхая, Валентин Адонин, Андрей Магомедов, Николай Богдан, Владимир Благой («Вий» Н. Гоголя, А. Млояна), Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр (Северодонецк); «Лучшая актерская работа» – засл. артистка Украины Елена Баша (роль Евы Любовски в спектакле «Прекрасные, прекрасные, прекрасные времена» по пьесе И. Виховской), Первый украинский театр для детей и юношества (Львов); специальная номинация «За креативность творческого поиска» жюри фестиваля – Роза Саркисян («Прекрасные, прекрасные, прекрасные времена» И.Виховской), Первый украинский театр для детей и юношества (Львов).

* * *

Уже сейчас можно говорить о том, что фестиваль реально сделал зорче мировоззрение его участников, зрителей, расширил культурные связи приветливой Луганщины, интерес к ней. Театровед Светлана Максименко даже предложила львовянам и северодончанами обменяться стажерами. Перспективы хорошие.
Среди зрителей выделялись парни в военной форме: солдат и офицеров из боевых частей здесь традиционно приглашают на спектакли. Многим предстоит разъехаться по Украине. Со взглядом на мир, о чуткости которого позаботился и театр.

Галерея зображень

Взгляд на фестиваль «СвітОгляд» из последнего ряда
Взгляд на фестиваль «СвітОгляд» из последнего ряда
Взгляд на фестиваль «СвітОгляд» из последнего ряда
Взгляд на фестиваль «СвітОгляд» из последнего ряда
Взгляд на фестиваль «СвітОгляд» из последнего ряда

Семен ПЕРЦОВСКИЙ, заслуженный журналист Украины