О применении налогового компромисса

17 января 2015 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса" № 63-VIII.

Закон определяет налоговый компромисс как режим освобождения от юридической ответственности за занижение налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и, в частности, устанавливает следующий порядок применения налогового компромисса:

Налоговый компромисс применяется с учетом сроков давности (1095 дней) к правоотношениям, возникшим до 1 апреля 2014 года.
Налоговый компромисс реализуется путем представления уточняющих расчетов, в которых определяется сумма завышения расходов по налогу на прибыль предприятий и/или сумма завышения налогового кредита по НДС. Вместе с уточняющим расчетом подается перечень (описание) хозяйственных операций, по которым произведено уточнение показателей налоговой декларации. Такое уточнение не влияет на размер налоговых обязательств контрагентов налогоплательщика.
Сумма заниженного налогового обязательства уплачивается в размере 5%, тогда как 95% считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.
Представление уточняющего расчета возможно как за периоды, по которых была проведена документальная проверка, так и за периоды, в отношении которых проверка не проводилась.
Представление уточняющего расчета может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки исключительно по вопросам, касающимся процедуры достижения налогового компромисса.
Решение о проведении такой проверки принимается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.
По ее результатам контролирующий орган:
принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений налогового законодательства (уплата денежного обязательства в таком случае осуществляется в размере 5% выявленного занижения), или
составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, что подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете. День получения соответствующей справки или налогового уведомления-решения считается днем согласования налогового обязательства.

В случае административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого по результатам проверки в рамках процедуры достижения налогового компромисса, налоговый компромисс не применяется.

Процедура налогового компромисса распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств, определенных в налоговых уведомлениях-решениях, относительно которых длится процедура судебного и/или административного обжалования.
В данном случае достижения налогового компромисса осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган.

Налоговый компромисс возможен в случаях, когда начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки.

В рамках налогового компромисса должностных лиц плательщиков налогов не применяется административная и уголовная ответственность за занижение налоговых обязательств.

Налогоплательщики имеют право инициировать применение налогового компромисса в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу Закона (то есть до 16 апреля 2015 года включительно).

Заместитель начальника ГНИ в г. Северодонецке О.А. Высочина