«Он украшал Северодонецк». Скульптор В.И.Пухальский.
ТАЙНА «КАТЕРИНЫ»
Взгляды посетителей одного из залов Национального музея Тараса Шевченко в Киеве приковывала полутораметровая скульптура женщины с ребенком.
Скульптор изобразил героиню поэмы Кобзаря Катерину в тот печальный момент, когда молодая женщина, изгнанная из дома с младенцем, вынуждена, в поисках своего возлюбленного, ночевать под открытым небом и просить милостыню. Катерина понимает: ей уже нет места на этом свете, позор и людское осуждение будут преследовать ее всегда.
Выполненная из гипса скульптура «дышала» трагедией и болью. Вера и надежда покинули Катерину. Прикрывая младенца от сильного ветра полой свитки, она уже знает – это последние минуты с ребенком. Сколько в ней материнской любви и сострадания, но решение уже принято!
Глубоко поэтический, овеянный не романтикой, а безысходностью и печалью, образ Катерины в латаной свитке, с торбой на плече, прижимающей к себе сына, вызывал сочувствие и сострадание. Две косы, символ незамужней женщины, оттягивают и так низко склонившуюся голову.
Свище полем завірюха,
Іде Катерина
У личаках — лихо тяжке! -
І в одній свитині.
Автору скульптуры удалось выразить внутреннее состояние покинутой молодой женщины, однако его мастерство проявилось не только в психологической насыщенности образа, но и в композиционном решении.
Северодонецкий журналист В.Романюк вспоминал, что это изваяние привлекло его внимание, когда он посетил музей в 1964 году. Автор работы, судя по табличке, не был известен. Через несколько месяцев дела привели газетчика в скульптурную мастерскую при Северодонецком силикатном заводе. И он увидел там аналогичную статую. Тут же выяснил: выполнил ее руководитель мастерской Валентин Ильич Пухальский. А еще одна, такая же, оказывается, попала когда-то в столичный музей. Туда журналист и сообщил о своем открытии.
Так скульптура «Катерина» обрела автора.
НАЧАЛО ПУТИ
Валентин Ильич Пухальский родился 12 августа 1887 года на Берестово-Богодуховском руднике возле Юзовки (сейчас это город Донецк). Его отец Илья Фортунатович Пухальский – выпускник Санкт-Петербургского Горного института, всю свою жизнь посвятивший горному делу. Мать – Надежда Григорьевна, сама из крепостных, по своим природным качествам была высоконравственной и благородной женщиной.
В генеалогическом древе семьи Пухальских встречаются такие знаменитые исторические личности, как последний гетман Украины Кирилл Разумовский, поэт Василий Жуковский, декабрист Дмитрий Пухальский, революционерка-народница Софья Перовская, писатель Алексей Толстой.
Валентин Ильич окончил Изюмское реальное училище. В конце XIX – начале XX вв. оно зарекомендовало себя как учебное заведение, в котором можно было получить достойное образование. Здесь преподавали три иностранных языка, большое внимание уделялось математике, физике, химии, черчению и рисованию.
Еще со школьных лет Валентин Пухальский прекрасно рисовал, увлекался лепкой.
Душевный отклик у Пухальского вызвала смерть великого Льва Толстого в 1910 году. Она переживалось, как огромная утрата человечества. Молодой Пухальский создает бюст писателя. Эта работа позволила ему поступить на отделение живописи и скульптуры Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В училище принимались лица, окончившие курс средней художественной школы или доказавшие свои способности на приемном экзамене. Обучение состояло из двух этапов: двухгодичная первоначальная подготовка и занятия в мастерской избранного учащимся профессора, которые длились четыре года. Полученное здесь образование давало учащимся добротные знания истории искусств, анатомии, практические навыки.
В.И. Пухальский учился ваянию в скульптурной мастерской профессора В.А. Беклемишева, который с 1906 года занимал пост ректора училища и вместе с И.Е. Репиным, В. Е. Маковским, А. И. Куинджи входил в Совет профессоров. С искренней теплотой вспоминали Беклемишева ученики - даже те, кто считал его систему преподавания устаревшей.
В недрах модерна зарождалось и формировалось авангардное искусство нового столетия. По словам С.Т. Коненкова, «добропорядочный, аккуратный, вежливый Беклемишев был воплощением старой Академии», и при этом «интересы искусства он ставил выше личных отношений». В мастерской Беклемишева вместе с Пухальским занимались М.Г. Манизер (создавший позднее памятник Тарасу Шевченко в Харькове), будущий американский скульптор В.Г. Дерюжинский, А.А. Улин, который впоследствии эмигрировал во Францию, литовец Ю. Зикарас.
Анатомию в скульптурном классе преподавал Гуго Робертович Залеман. Его занятия посещали не только будущие скульпторы, но и молодые художники.
Он был большим знатоком анатомии, отличным рисовальщиком и в своих работах последовательно придерживался академической традиции.
Основное время - шесть дней в неделю, с десяти утра до десяти вечера Валентин проводил в училище: рисовал с натуры, лепил, формовал.
Будущие мастера ежегодно участвовали в конкурсе на соискание денежных премий. В 1914 году, к 100-летию Т. Г. Шевченко, Пухальский создает полутораметровую скульптурную группу «Катерина с ребенком». На конкурсе эта работа заняла первое место, а скульптор получил премию – 1000 рублей. Сейчас скульптура находится в фондах Национального музея Тараса Шевченко в Киеве.
В 1915 году В.И. Пухальский продолжает работать над украинской тематикой – ваяет скульптуру поэта и философа Григория Сковороды для Харькова. К сожалению, судьба этого произведения пока не известна.
В.И. Пухальский занимается и в студии скульптора И.Я. Гинзбурга, работавшего в пластике малых форм. И Гинзбург, и Беклемишев стали виднейшими представителями русского изобразительного искусства начала XX века.
За годы учебы Валентин Пухальский вновь и вновь проявлял себя талантливым скульптором. Его дипломная работа тоже была удостоена престижной премии.
ВМЕСТЕ С ВЕЛИКИМИ
В 1916 году, получив диплом и звание художника-скульптора с правом преподавания в учебных заведениях, Валентин Ильич принимает приглашение на работу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, действовавшего тогда при Царском дворе. В числе ее преподавателей были такие именитые художники, как П.П. Чистяков, Л.Н. Бенуа, И.Н. Крамской.
С 1906 по 1918 гг. Рисовальную школу возглавлял Н. К. Рерих. Под его руководством она преобразилась до неузнаваемости. Реорганизацию школы Николай Константинович начал с обновления преподавательского состава. Рерих стремился придать методике преподавания максимально индивидуализированный характер. В школу были приглашены И.Я. Билибин, К.Х. Вроблевский, В.А. Щуко, А.В. Щусев и др.
Организаторский талант Рериха, его умение сотрудничать с людьми сделали школу Общества поощрения художеств одним из самых крупных и демократических учебных заведений страны. Рерих считал, что в жизнь простых людей нужно вносить красоту. Подготовка велась по трем направлениям: обучали поступающих в Академию художеств, рисовальщиков для художественно-промышленного производства и лиц, желающих просто, без определенной цели приобрести художественное образование.
Собственное прекрасное академическое образование и творческие устремления помогли Пухальскому достойно влиться в преподавательский коллектив Рисовальной школы. Просуществовала та до 1929 года.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В сложное время становления советского государства молодой скульптор ищет свой путь в искусстве. Пухальский пытается реализовать весь свой творческий потенциал на практике.
С 1930 года Валентин Ильич работает на родине, в Сталино (Донецк), в мастерской наглядных пособий Горного института. Он создает большую серию макетов шахт и другие пособия, которыми и теперь пользуются будущие горные инженеры. К тому же времени относится и создание скульптуры «Шахтер» (1931 г.), работ, посвященных шахтерским профессиям: «Саночник», «Забойщик», «Коногон», «Грузчик».
В конце 30-х годов Пухальский переехал в Харьков. Здесь в полной мере пригодилось его умение передавать в своих работах те или иные анатомические детали. Валентин Ильич начинает работу в медицинском институте у известного профессора В.П. Воробьева (бальзамировавшего тело В.И. Ленина). Проявил здесь фундаментальные знания, подкрепленные опытом работы, и ему было предложено возглавить мастерскую наглядных пособий. В 1938 году под руководством В.И. Пухальского, был создан знаменитый анатомический музей, экспонаты которого помогают студентам лучше осваивать медицинскую науку.
В начале оккупации Донбасса, в 1941 году, В. И. Пухальский вместе с дочерью Светланой, был угнан напринудительные работы в Германию. Довелось трудиться и в Варшаве. После войны Пухальский становится сотрудником Управления главного архитектора города Сталино. В 1946 году он принимает активное
участие в создании там архитектурно- художественного ремесленного училища (АХРУ) № 26, где преподает лепку.
В эти годы Валентин Ильич Пухальский продолжает работу над образом Катерины и создает серию скульптурных композиций, посвященных эпизодам из одноименной поэмы Тараса Шевченко.
В 1947 году, в кинотеатре им. Т.Г. Шевченко на улице Артема столицы Донбасса была организована творческая выставка мастера. На ней были представлены 32 его работы. Объединенные одной темой, эти произведения отличались выразительностью и пластикой. Выставка имела большой успех. Серия этих небольших скульптур привлекла внимание Русского музея в Ленинграде и Музея украинского изобразительного искусства в Киеве. След этих замечательных статуэток затерялся.
Труд скульптора столь высокого класса хорошо оценивался. Оплата одного часа работы Пухальского составляла 25 рублей, в то время как рядовому преподавателю платили пять.
В 1948 году В.И. Пухальского принимают в Союз художников СССР, а в 1949 году – и в Сталинское областное товарищество художников.
«СТАРЫЙ ДОНБАСС»
Шахтерская тематика стала настолько близка скульптору, жившему в Донбассе, что не могла не отразиться на его творческих замыслах. Да и воспитывался он в семье горного инженера, с детства проникаясь уважением к людям этой опасной, но достойной профессии. Работы В.И.Пухальского, посвященные горнякам, их нелегкому труду, есть в Макеевке, Горловке, Харькове и Донецке.
Профессор В. А. Беклемишев, в мастерской которого занимался Пухальский в художественном училище, противился новаторским поискам своих учеников. У него были конфликты с Анной Голубкиной, а своенравный Сергей Коненков просто-напросто ушел из его мастерской.
Система преподавания Беклемишева, обладавшая определенными достоинствами, была настолько академичной, что не соответствовала духу тех стремительных лет. Однако у Беклемишева были реалистические скульптурные композиции, в которых чувствовалось стремление создать жизненно правдивые образы людей из народа. Умение раскрыть внутреннее содержание характера и образа посредством пластики профессор с успехом передал и своему ученику Пухальскому. Это видно и по серии работ Валентина Ильича, посвященных шахтерским профессиям: «Саночник», «Забойщик», «Коногон», «Грузчик» и др.
Когда смотришь на эти скульптурные образы, то вспоминаешь рассказы А. И. Свирского, А.С. Серафимовича о шахтерской доле. Автору удалось перевести жизнеописания с литературного языка на язык пластики. Образы горняков переданы в моменты наивысшего напряжения. Всего лишь один эпизод, но сколько деталей, нюансов в построении скульптуры! Скульптурные фигуры статичны, но в них чувствуются внутренняя динамика, напряжение и значительность человеческого труда. Жанровые композиции с одинаковым названием похожи, однако различия отражены в дополнительных деталях, поворотах головы, позициях туловища.
«Тягальщик» В.И.Пухальского находится в Донецком художественном музее. В XIX - начале XX веков рабочих, которые доставляли уголь из очистного забоя к стволу, называли именно так. Лишь молодые, крепкие и здоровые могли справиться с этой работой.
Скорчившись, опираясь на локоть правой руки и упираясь лбом, шахтер тащит повозку. Это сани в виде деревянного ящика, с подбитыми к днищу полозьями, наполненные 100-200 килограммами угля. Массивная металлическая цепь, прикрепленная к специальному поясу, присоединена с помощью крюка к саням. Если цепи не будет, любая веревка лопнет. Для лучшего сцепления с почвой к обуви прикреплены специальные «кошки». Кажется, от натуги у рабочего непомерной силы хватит только на последний рывок. Предельное напряжение всех мускулов, обреченное выражение лица — все это олицетворяет особую трагичность, безысходность. И будто ощущается воздух, насыщенный угольной пылью, копотью ламп. Рассчитанная на разные точки обзора, скульптурная фигура вызывает сострадание к труженику, и в этом тоже проявилось мастерство автора.
В музее Лисичанского Горного техникума находятся шесть работ Пухальского из серии «Старый Донбасс»: «Саночник стоящий», «Саночник за работой», «Забойщик», Забойщик за работой», «Крепильщик», «Кузнец».
«Саночник за работой» - тот же тягальщик. Надрываясь, волочит он наполненные углем сани от забоя. Ползет на четвереньках, медленно, с большим трудом. Чувствуется, как трудно было сдвинуть придавленные тяжелой грудой угля сани. Что-то звериное, животное просматривается в искаженных чертах лица. Руки оголены, ноги обуты в толстые кожаные опорки. Используя мастерство пластического решения Пухальский смог выразить труд каторжный, неописуемо тяжелый.
А вот «Саночник стоящий». Он изображен в короткий перерыв, перед очередной загрузкой саней. В одной руке — сани, во второй — небольшая лопатка-грабарка, на груди висит лампа. Рабочий стоит, горделиво подняв голову, осознавая свою значимость в нелегком шахтерском труде. В облике - достоинство и безысходность уставшего человека. Когда объемы добычи возросли, и использование малопроизводительного труда саночников стало невыгодным, откатка добытого угля из забоев стала производиться при помощи конной тяги. Потом свои плоды принес технический прогресс. В XXI веке профессия саночника, к сожалению, возродилась на нелегальных шахтах Украины.
“Забойщик за работой”. Скорчившись, полулежа, гремит шахтер обушком в тесном и низком забое. Удары точные, зря силы не расходует, бьет зубом обушка точно в прослойки. И чувствуются уверенность движения, понимание своей ловкости и силы. Через плечо на спине укреплена сумка «спасатель». На деревянной стойке подвешена на цепочке с помощью крюка лампочка без стекла, с надписью на щитке «Бог в помощь».
“Забойщик стоящий” изображен со спасательным набором на груди - в тот момент, когда готов приступить к работе. В его взгляде ощущаются желание поскорее начать работу и выбраться наверх, тоска по солнечному свету. Курчавые волосы выбиваются из-под фуражки; длинная окладистая борода, крупные черты лица характерны для деревенского мужика. На шахты пришли многие крестьяне. Работают, отказывают себе в самом необходимом, а накопив нужную сумму денег, уйдут, чтобы никогда не возвращаться.
«Крепильщик». В руках пила и топор, на груди – православный крестик. Его дело – деревянной крепью поддерживать каменные своды. Лесогоны волокут для них столбы, которыми и подпираются своды. Не будь таких подпорок – все рухнет. Взгляд устремлен вверх, ведь постоянно надо заботиться о том, чтобы не обваливался свод, лишенный подпоры. Обухом топора он выбивает старые стойки в выработанных местах, которые еще годятся в дело. Саночники убирают их и увозят на новые места.
«Грузчик». По колеблющимся доскам приходится бегом тащить носилки с 8-10 пудами угля на платформу вагона. Работа порой труднее шахтерской: кровавые мозоли от тяжелых носилок заставляют мужиков рассчитываться раньше срока. Молодой рабочий изображен в редкую минуту отдыха, смотрит в никуда, все мысли не о труде, а о доме, семье, ждущей кормильца. Лицо усталое, изможденное трудом.
«Кузнец». С помощью наковальни, горна и молота кузнец творит. Мастер в кожаных рукавицах держит клещи, которыми перемещает поковку так, чтобы удобно было наносить удары ручником. И постепенно заготовка превращается в желаемое изделие. В скульптуре переданы сила, умение кузнецов. Они-то и стали родоначальниками горного дела. И, возможно, прообразом этого кузнеца стал знаменитый Алексей Мерцалов. Когда отпала необходимость в изготовлении ручным способом рельсов для вагонеток, он выковал из цельного рельса стальную пальму, изображение которой как символ черной металлургии находится на гербе Донецка.
Чтобы реалистично выразить в пластике труд этих людей, самому проникнуться пониманием шахтерского духа, Пухальский спускается в глубины шахты. Вместе с шахтерами пробирается в темные штреки, где огонь в лампах гаснет от недостатка кислорода, где под ногами хлюпает вода, а потолок в некоторых местах заставляет сгибаться «в три погибели». Не удивительно, что он так выразительно и проникновенно сумел передать в скульптурах образы рабочих, этот адский, жестокий труд в глубинных недрах земли.
Серия работ, посвященных старому Донбассу, иллюстрирует страницы истории развития угольной промышленности нашего края.
ГЛАВНЫЙ СКУЛЬПТОР ЛИСХИМСТРОЯ
Город Северодонецк в 2014 году встретил свое 80-летие. Он ведет отсчет своей биографии с 1934 года, с рабочего поселка Лисхимстрой, который создавался вместе с химкомбинатом – нынешним градообразующим предприятием Северодонецкое объединение «Азот». Вехи этого созидания отражены и в народном музее «Азота», и в музее Северодонецкого Высшего профессионального училища, и на тематических выставках местных библиотек.
Вместо бараков из хвороста и камыша, обмазанных глиной, стали появляться унылые двухэтажные коробки домов. Химики, строители мечтали о ярком, уютном, красивом и цветущем городе.
Декоративная лепка и скульптуры, изящные рельефы и колоннады воспрепятствовали бы однообразию, смягчали бы строгие прямоугольные формы, придали бы безликим зданиям особенные, характерные черты. В конце 1949 года северодонецкий первостроитель, начальник строительно-монтажного треста, будущий Герой Социалистического Труда Петр Филиппович Новиков находит в столице Донбасса талантливого скульптора Пухальского и приглашает его работать на Лисхимстрое. В 1950 году на силикатном заводе открываются мастерская и цех архитектурных украшений.
В молодой поселок В. И. Пухальский приехал не один, он привез с собою выпускников практически всех отделений училища: скульпторов, художников, мастеров художественного литья, краснодеревщиков и других специалистов. Для реализации их творческих замыслов были созданы все условия. Мастера могли изготовить лепной декор любого уровня сложности. Моделирование и изготовление скульптурных композиций, бюстов, фасадных барельефов, элементов архитектурного декора, парковых скульптур и фонтанов – это лишь малая толика тех творческих задач, которые ставились перед художниками.
Валентин Ильич Пухальский принимал активное участие в создании архитектурного облика Северодонецка. Город молодой, здесь все видные строения относятся к периоду УССР, который отличался типовыми проектами дворцов, театров и других общественных зданий. Но даже в типовые проекты архитекторы и скульпторы сумели внести оригинальные дополнения и изменения, что позволяет и в наши дни считать здания Дворца культуры химиков и Театра драмы самыми красивыми в городе.
Эти сооружения стали центрами архитектурных ансамблей. В архитектурном облике Северодонецка они сыграли особую роль и по праву, признаны памятниками архитектуры, градостроительства местного значения.
Особое место занимает сотрудничество В. И. Пухальского с архитектором О.С. Неслуховской при строительстве клуба химиков (теперь здание городского театра драмы), сооружении фонтана и обустройстве сквера возле него. Несмотря на типовой проект, пафосное, но «сухое» здание удалось облагородить множеством архитектурных украшений, придавших ему индивидуальный характер. И оно до сего дня составляет уникальную культурную достопримечательность Северодонецка.
Архитектурная пластика постройки, выполненной в стиле неоклассицизма, делает ее элементом пространственной композиции застройки старой части города. Вся территория вокруг здания имеет вид законченного ансамбля: здесь и сад, и фонтан, и изящные фонари, и чугунное ограждение с шарами на столбах-опорах, и некогда прекрасный фасад, щедро украшенный лепниной, с выступами в виде развернутых свитков, на которых начертаны замечательные слова о культуре.
Несколько старомодно выглядит сейчас этот уголок города, но его своеобразие и уникальность привлекают северодончан и сегодня. В 1992 году в здании разместилась труппа городского театра драмы, но пожар 2000 года нанес былому великолепию большой ущерб. этого удивительного здания. Требуется полная реставрация всего комплекса.
Площадь Советская в Северодонецке тоже оформлена как единый городской ансамбль. Угловые дома, административное здание городского совета, Дворец культуры химиков… Все архитектурно-декоративные элементы этих зданий выполнены по эскизам В. И. Пухальского.
Почетный гражданин Северодонецка Виктор Алексеевич Бессмертный, непосредственно работавший с Пухальским, вспоминал, как вместе строили Дворец культуры химиков. Главный фасад здания оформлен восьмиколонным портиком. Каждая колонна увенчана капителью, украшенной строгим рельефом. Другие фасады декорированы пилястрами и полуколоннами. На главном фронтоне должна была располагаться фигурная скульптура, по углам портала - две, и на коньке - одна.
Четыре фигуры, изображающие муз искусства - Мельпомену, Талию, Терпсихору и Евтерпу, были вылиты в цехе архитектурной лепки на заводе железобетонных изделий. Но к концу 1950 х годов завершилась эпоха советской неоклассики, начался новый этап советской архитектуры. В связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве жесткой критике подверглась показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами. Украшения для Дворца культуры посчитали такими излишествами, буржуазным отклонением, потому чертежи пришлось перерабатывать, а лепку, заготовленную ранее, закопали у фасада, как ненужную.
Улица Ленина, на которой стоит Дворец культуры химиков, ярко выделяется среди всех улиц города. Ее неповторимый пластический образ создают малые архитектурные формы, фронтоны, оригинальные карнизы и пилястры, украшающие трехэтажные дома. Элементы лепки, декора на зданиях придают им особенные, характерные черты, и не различишь, где скульптура переходит в архитектуру. Все это составляет одно целое.
Сохранились и выполненные Пухальским медальоны на здании городской поликлиники № 1, барельефы на фронтоне первой музыкальной школы, детского сада по улице Сметанина.
Кроме того, работы Валентина Ильича можно встретить во многих городах Донбасса. Им украшен шахтерский клуб в г. Золотое, выполнена лепнина на зданиях Дворца культуры им. В. Сосюры, Горного техникума и Дома техники в г. Лисичанске.
В ПАРК – КАК В МУЗЕЙ
Парки культуры и отдыха в наибольшей степени отражали взаимосвязь: человек – природа – культура - история.
Валентин Ильич Пухальский создавал произведения и для сферы декоративно-парковой культуры. Скульптурные произведения были профессионально исполнены и грамотно вписаны в ландшафт. Однако гипсовые работы для стадиона и городского парка культуры и отдыха, выполненные в художественной мастерской Валентина Ильича, не пережили автора.
Парк был любимым местом отдыха горожан. Во многих семейных альбомах северодончан еще сохранились фотоснимки, сделанные на фоне статуй, фонтана, декоративных вазонов, расположившихся в тиши тенистых аллей.
«Девушка с веслом» - самая знаковая скульптура эпохи «гипсового соцреализма» - тоже была в городском парке и стояла по направлению к стадиону. Вместе с нею бесследно исчезли «Пионерка», «Футболист», многие годы украшавший вход на стадион, а также памятники Зое Космодемьянской и Лизе Чайкиной, Максиму Горькому.
Классические образцы монументального искусства соцреализма привлекали внимание людей. Здесь же располагались бюсты Ленина и Сталина, скульптурная композиция, изображавшая двух вождей, сидящих на лавочке.
Грустные мысли вызывает сейчас почти полностью разрушенная великолепная колоннада при входе в бывший городской парк. Когда-то статуи и бюсты, фонтаны и декоративные вазоны гармонично сливались с единством паркового ансамбля, удивительным колоритом природного разнообразия и богатства. Но все это уже в прошлом…
ПОРТРЕТЫ СТРОИТЕЛЕЙ
Первыми рабочими будущего города были строители. Многие их семьи ютились в примитивных мазанках, надеясь на переселение в светлое и уютное жилье. Вскоре капитальные двухэтажные дома стали строить из шлакоблоков и силикатного кирпича, с деревянными перекрытиями и шиферной кровлей. Поселок застраивался довольно интенсивно.
В 1949 году в Лисхимстрое был заложен фундамент первого четырехэтажного здания. Новый управляющий трестом П.Ф. Новиков стал по-настоящему заботиться о механизации строительного труда. Тяжелый ручной труд все больше уходил в прошлое.
В память о первых строителях города В.И.Пухальский изваял три скульптурных портрета - гипсовые фигуры «Плотник-строитель», «Строитель с «козой», «Каменщик». Сейчас они находятся в Северодонецком ЦТКЭУМ. Рабочие изображены с характерными для того времени инструментами. Инструменты плотника и каменщика узнаваемы, так как используются и сейчас, а вот «козу» уже и не вспомнят.
При строительстве, когда отсутствовали подъёмные краны и наружные лифты-подъёмники, «коза», была единственным средством подъёма строительных материалов на верхние этажи. В этот деревянный «рюкзак» укладывали от 10 до 20 кирпичей, и на своих плечах специальные рабочие — «козоносы» переносили и поднимали их на леса.
Для создания запоминающихся композиций точно отобраны атрибуты, сопутствующие этим профессиям. В статических позах ощущается пластика точных, выверенных движений рабочих, подчеркнутая их одинаковой одеждой. Удачно выбраны повороты корпуса, позволяющие рассмотреть скульптуры со всех сторон.
Всего три небольшие фигурки – три рабочих строителя, а в их портретах - история создания целого города!
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В творческом наследии скульптора остались несколько талантливо выполненных портретов выдающихся людей. Это бюсты и барельефные медальоны. В портрете П.И. Чайковского Пухальский смог передать сложность и глубину образа творца великих произведений. Композитор в момент творческого вдохновения вылеплен легко и энергично; кажется, в скульптурном портрете живет душа автора. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на фотографию, где рядом с бюстом Чайковского стоит сам скульптор.
В эскизах мастера остался замысел, связанный с семьею Ульяновых. Были запечатлены и различные композиции фигур рабочих на баррикадах. Нередко его идеи реализовывались другими скульпторами. Это можно сказать о памятниках знаменитой тачанке.
Первый официальный бюст В. И. Ленина в Северодонецке выполнен в 1951 году В. И. Пухальским. Установлен он был возле Летнего кинотеатра в городском парке. До 1951 года в поселке не было улиц. Он строился по кварталам, в почтовом адресе указывали номер квартала. И когда приняли решение назвать первую улицу именем Ленина, то именно сюда перенесли бюст из городского парка.
Творческая индивидуальность Пухальского ярко проявилась и в создании настольных жанровых композиций, в дизайнерских работах так называемой малой интерьерной пластики. На столике красного дерева, сохранившегося из мебели отца Валентина Ильича, стоит изящная фигурка девушки, а рядом на подставке - скульптурная композиция «Моцарт играет на скрипке».
Автор создал свой уникальный образ великого музыканта, который сидит на подлокотнике кресла и играет на скрипке. Под стать музыке Моцарта его скульптурное изображение очаровывает своей легкостью, жизнелюбием, восторженностью и свободой. Этому соответствуют и цвет, и форма. Скульптурка вылеплена, безусловно, под впечатлением от музыки гения. Исполнитель и скрипка слились в единое целое, правая рука легко держит смычок. Взгляд Моцарта падает на струны, но он не видит их, он слышит только чарующие звуки.
Статуэтки мастера передают тончайшие нюансы психологии, камерности настроения. Его скульптурные работы малых форм сейчас находятся в Северодонецком центре туризма, краеведения и экскурсий учащейся молодежи (ЦТКЭУМ), Лисичанских музеях Горного техникума и истории развития угольной промышленности края, в Донецком областном художественном музее. В Лисичанском краеведческом музее хранятся семь скульптур, иллюстрирующих шахтерские профессии.
Памятник Г. Я. Седову выполнен для пос. Седово (Кривая Коса) Донецкой области - родины знаменитого полярника.
Валентин Ильич работал и над созданием художественных надгробий. Остались эскизы проектов, которые переданы в Северодонецкий ЦТКУЭМ. На городском кладбище в Лисичанске одним из лучших надгробий была работа Пухальского. В образе сидящей девушки в широком длинном платье, с опущенными вниз руками, держащими венок, скульптору удалось передать чувство необыкновенно тонкой грусти. Склонившаяся голова, складки подола подчеркивают скорбь. Белая фигура, выполненная из бетона, видится через кованую решетку изгороди наподобие классической мраморной статуи. Памятник создает атмосферу интимной печали.
На Новый год Валентин Ильич дарил детям маски животных, страшилищ, выполненные из картона. В новогодних подарках дети поселка находили гипсовые скульптурки Деда Мороза и Снегурочки. Они немножко пачкались, но, тем не менее, получить такой подарок было очень приятно. На Пасху декоративно расписанные яйца из гипса или дерева получали все дети двора, в котором жила семья Пухальских.
Скульптор Пухальский, будучи членом Союза художников СССР, участвовал в различных художественных коллективных и персональных выставках. Его работы завоевывали ведущие места и премии. В 1952 году прошла персональная выставка работ В.И. Пухальского в Ворошиловграде (Луганске).
Очень многое из его творческого наследия - проекты памятников, эскизы, портреты, наброски, рисунки - не сохранилось.
Авторитетное мнение о работах Валентина Ильича высказал известный скульптор, заслуженный художник Украины Н. В. Можаев, который на открытии персональной выставки художника, заявил: «Валентин Ильич Пухальский имел академическую школу и высокий талант, но обстановка того времени, когда творил художник, не позволяла внедрить его в монументальные работы, которые достойны оставить след в памяти поколений и в истории».
КИСТЬЮ ХУДОЖНИКА
Было у Валентина Ильича еще одно призвание: он писал маслом, копировал картины известных художников.
В Высшем училище при Академии художеств одним из важнейших разделов подготовки мастеров являлся рисунок, который всегда был основой всех пластических искусств. Занятия проходили круглый год ежедневно, по 2-4 часа.
Практическое освоение рисунка начиналось с простейших элементов. Методика заключалась в выработке четких разнообразных линий и изображений геометрических форм от руки, без применения линейки, циркуля и других инструментов. На данном этапе обучения у учащихся развивались чувство пропорции, точность глазомера, они обретали опыт владения карандашом, сангиной и т..п. Затем копировали гравюры, живописные работы известных художников.
Валентин Ильич Пухальский был замечательным рисовальщиком. В свободное время писал маслом, был отличным копиистом. Эти копии обладали высокой идентичностью с оригиналом. Друзья-приятели нередко восхищались его работами, и им же он с удовольствием дарил свои копии картин известных художников.
В семье Пухальских хранятся выполненные мастером копии картин В.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», Н. А Ярошенко. «В теплом краю», И. Н. Крамского «Неизвестная», К. Я. Крыжицкого «Повеяло весной», В.Д. Поленова «Бабушкин сад», С. И. Светославского «Вечер в степи».
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Сведений о жизни В.И.Пухальского сохранилось не так много, в основном они разрознены. Например, известно, что в 1914 году, когда началась Первая мировая война, по действующему в то время закону Валентин Ильич был освобожден от воинской повинности, так как являлся старшим из троих братьев и двух сестер. Его братья принимали участие в войне в чине подполковников.
В 1920 году Пухальский неделю жил в Крыму при штабе Революционной Повстанческой армии Украины Нестора Махно. Контрразведка «батьки» зачем-то занималась поисками младшего брата - Анатолия, который, как выяснилось, эмигрировал во Францию.
Средний брат - Ерминингельд работал главным инженером на шахтах Донбасса. Имел государственную дачу, где часто отдыхала и семья Валентина Ильича.
Успехи В.И. Пухальского во многом обеспечивала его верная, преданная, незаменимая помощница - жена. Александра Николаевна (из харьковской купеческой семьи Самойловых). Она была на двенадцать лет моложе супруга, окончила гимназию. Ее запомнили доброй, отзывчивой женщиной, которая могла с поражающей неутомимостью окружать своего мужа всем тем, что ему привычно и дорого, чему он придавал особое значение в быту. Александра Николаевна - его Муза, защитница, его опора, хранительница.
Валентин Ильич был убежденным вегетарианцем. С большой любовью относился ко всему живому. Убийство даже кровососа-комара для него было психологической проблемой. Александра Николаевна готовила ему отдельно разнообразные вегетарианские блюда.
Дочери Пухальского - Генриетта и Светлана. После окончания мединститута Светлана приехала в Северодонецк. Валентин Ильич в качестве подарка ей украсил фасад городской поликлиники медальонами в круглом обрамлении с барельефами знаменитых медиков И.И. Мечникова, Н.И. Пирогова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова. Светлана много лет проработала в детской поликлинике. Через некоторое время в Северодонецк переехала и ее старшая сестра Генриетта - известная в то время закройщица. Обе они дожили здесь до преклонного возраста.
Талантливый скульптор, влюбленный в свою профессию, Валентин Ильич смог увлечь этой любовью и своего зятя - педагога, окончившего аспирантуру. И вскоре А.В. Рудь перешел работать в мастерскую Пухальского.
Когда семья Пухальских переехала в поселок Лисхимстрой, ее главе предложили выбрать любую квартиру в новом доме № 28 по улице Ленина. В столице Донбасса у него оставались собственный дом и дом отца Ильи Фортунатовича Пухальского - управляющего шахтами одного из донецких регионов. Надолго задерживаться в поселке Валентин Ильич не планировал, поэтому его вполне устраивала двухкомнатная квартира, но, как оказалось, в ней он прожил всю оставшуюся жизнь.
Младший внук Пухальского, сын Светланы - Всеволод Рудь создал мастерскую «Гранит». Он мало что смог добавить к уже собранным воспоминаниям о Валентине Ильиче, но сохранил документы и фотографии знаменитого деда. Любил вспоминать его шутливые слова: «Мало знаешь – дольше живешь». Что ж, наследие Валентина Ильича Пухальского - не в фактах его биографии, а в работах, которые и сегодня украшают наш Северодонецк.
В доме Пухальских всегда жила собака. То умница-овчарка, то красавец-далматинец, то резвая дворняжка или доброжелательная, веселая болонка.
При мастерской Пухальского действовал самодеятельный кружок начинающих скульпторов. Когда В.И. Пухальский вышел на пенсию, ему при мастерской выделили комнату, где он продолжал творить. Любимую работу талантливый скульптор не оставлял до конца своей жизни.
Валентин Ильич обладал удивительной памятью, много читал. Его любимыми писателями были А. П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой. В последние дни жизни любил перечитывать Антона Чехова.
Пухальский был человеком редчайшей эрудиции, мог ответить на любой вопрос. До конца жизни интересовался всем, что происходит в мире.
Внимательный, всегда приветливый, он обладал удивительным чувством такта, и, как истинно интеллигентный человек, непрерывно занимался самообразованием, проявлял уважение к другим, никогда не терял навыки воспитанного человека. А внуку говорил: «Нет интеллигентных людей после смерти Николая ІІ».
Все, кто лично знал Пухальского, отмечают его поразительное трудолюбие, скромность и уравновешенность.
Академик Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» заметил: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно». Валентин Ильич прожил долгую жизнь, посвятив ее своему любимому делу.
Валентин Ильич Пухальский, старейший член Союза художников СССР, умер в 1981 году от воспаления легких на 94-м году жизни. Похоронен он на городском кладбище Северодонецка, рядом покоится его жена. В 2013 году их внук В.А Рудь установил здесь изготовленное в своей гранитной мастерской новое надгробие, и тут всегда лежат цветы.
ЛЕГЕНДЫ СЕМЬИ ПУХАЛЬСКИХ
Молодой, талантливый, внешне очень привлекательный Валентин Пухальский в 1913 году знакомится на одном из благотворительных балов в Академии художеств с представительницей австрийской королевской семьи Гедвигой - внучкой Франца Иосифа. Влюбленные вскоре объявили о помолвке, но начало Первой мировой война, потом революционные события сыграли решающую роль в судьбе молодых людей, и свадьба не состоялась. Долгие годы хранилась в семье скульптора заключенная в изящную рамку фотография Габсбург-Лотарингской принцессы. Гедвига вышла замуж за Бернарда, графа цу Штольбер-Штольберг.
Прообразом Рощина - героя романа А. Толстого “Хождение по мукам” послужил брат Валентина Ильича. Анатолий воевал в Добровольческой армии, затем эмигрировал во Францию.
Софья Перовская - из младшей ветви рода Разумовских. Она приходилась В. И. Пухальскому двоюродной тетей. Родственники осуждали Софью за революционную деятельность, считали, что она - их позор; двери для нее, как и во всех приличных домах, у них были закрыты. А после покушения на императора ее обвинили в безнравственности и невиданной жестокости.
Теперь ближе к нашему времени. Петр Филиппович Новиков, приглашая Пухальского на работу в Лисхимстрой, к цифре ранее получаемой скульптором зарплаты приписал справа ноль. Возможно, такая стимуляция плюс личная мастерская и убедили Валентина Ильича переехать в поселок.
Многие работы Пухальского, безусловно, идеологизированы. Однако выполнены они на высоком художественном уровне. Пухальский – пример творческого человека, которого искусство насыщало не только духовно. Оно кормило, причем очень неплохо. В прежние времена, когда госзаказов было много, да еще в новостроящихся городах, востребованные скульпторы становились весьма состоятельными людьми. Валентин Ильич и был таким человеком.
УЧЕНИКИ МАСТЕРА
Валентин Ильич Пухальский, беспредельно влюбленный в свою работу, был талантлив во всем, что делал. С особым вниманием и ответственностью он относился к преподавательской работе.
Ученики Пухальского, получившие специальность «фасадчик-лепщик» в архитектурно-художественном ремесленном училище № 26 города Сталино, где он работал преподавателем и мастером по лепке, оформляли Дворец науки и культуры в Варшаве, фасады домов на Фрунзенской набережной в Москве.
Скульптурное оформление фасадов Московского государственного университета на Ленинских (Воробьевых) горах выполнено в мастерской Веры Мухиной, но ученики Пухальского, выпускники АХРУ, тоже принимали непосредственное участие в этой работе. Там впервые применили технологию облицовки скульптурных фигур из бетона диапсидитом — сплавом доломита, мела и песка, не уступающим по долговечности граниту.
Самый известный ученик Пухальского - Анатолий Андреевич Бичуков, народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова.
Бичуков занимался под руководством скульптора В. И. Пухальского в архитектурно-художественном ремесленном училище г. Сталино. Продолжил обучение в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова на факультете скульптуры в мастерской М. Г. Манизера. С 1988 года, со дня основания Российской академии живописи, ваяния и зодчества, является там профессором, заведующим кафедрой скульптуры.
Созданные мастером в разные годы скульптурные произведения стали неотъемлемой частью Москвы. Среди наиболее известных — памятники летчикам гражданской авиации во Внуково, "Защитникам земли российской" на Поклонной горе, И. Боткину, С.Есенину на Тверском бульваре и надгробная плита для могилы поэта на Ваганьковском кладбище, "Святой Георгий" на Трубной площади (миниатюрное изображение которого является символом и призом Московского международного кинофестиваля), а также памятники А. С. Пушкину в столице Чили - Сантьяго, Г. К. Жукову в городе Одинцово Московской области.
Его скульптурные произведения находятся во многих российских и зарубежных музеях. Аллегорические образы России и Правосудия, портреты российских императоров Петра I, Екатерины II, Александра II, Николая I в апартаментах Президента Российской Федерации являются украшением интерьеров Государственного Кремлевского дворца.
Ученик Пухальского – и В. Глистов, скульптор, один из авторов Мемориального комплекса в честь воинов-земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Славянске-на Кубани.
Северодонецкий скульптор В.А.Лебединец с благодарностью к Учителю вспоминает, что Валентин Ильич давал серьезные знания по анатомии, приемам ваяния, прививал в совместной работе творческий подход к делу.
О том же вспоминали и талантливые лепщики-формовщики Валентин и Лидия Коробцовы, Они многие годы трудились в экспериментальном цехе по использованию новых материалов на заводе стеклопластиков в Северодонецке. Их работы украшают многие здания и помещения города.
СУДЬЯ – ВРЕМЯ
Знакомясь с творческой биографией Валентина Ильича Пухальского, приходишь к выводу, что речь идет об уникальном в истории города человеке. Получив еще до революции академические знания и основательные профессиональные навыки, Пухальский как бы принял эстафету классической художественной школы и стал её носителем в новой эпохе.
Уже в молодости он проявил свой талант, создав «Катерину» и памятник Григорию Сковороде.
В 1920-е и 1930-е годы Пухальский становится свидетелем сложного периода развития советского искусства. Воспитанный на ценностях академической художественной школы, он не проникся влиянием авангардных идей, которые захватили тогда многих деятелей художественной культуры.
Пухальский не стал воспевать советского человека, новый быт и ро¬мантику героического труда, как это делали все выдающиеся художники соцреализма. В эти годы он создает серию работ, где главными героями становятся шахтеры разных профессий, ныне уже забытых. В 40-е годы, продолжая тему старых профессий, создает ряд скульптурных образов рабочих-строителей с характерными для того времени инструментами.
Валентин Ильич участвовал в создании Анатомического музея в Харькове, работал преподавателем лепки в архитектурно-художественном ремесленном училище Сталино (Донецк).
Начиная с 1950 года, более сорока лет, мастер посвятил Северодонецку. С его именем связано архитектурное оформление города. В своей мастерской создавал скульптуры и здесь же разрабатывал эскизы и проекты деталей декоративного оформления городских строений. Он прожил яркую, интересную жизнь и как человек, и как художник.
Специально для этой книги народный художник России А.А.Бичуков поделился впечатлениями молодости: «Что я помню о Валентине Ильиче Пухальском? На самом деле, не очень много, слишком давно это было… Помню, что он был всегда очень вежливым, интеллигентным, никогда не повышал голос, если критиковал – то очень сдержанно. Он стремился всё объяснить словами: и то, как можно сделать ту или иную работу, и то, в чем заключается неточность. Не заставлял подражать и копировать, но аккуратно направлял и приучал думать. Валентин Ильич был очень интересным рассказчиком, и тогда мне казалось, что нет ничего такого, чего бы он ни знал. Иногда занятия для нас, 14-15-летних, превращались в путешествия в историю, мировую культуру, литературу, а когда мы стали постарше, – в обсуждения книг, фильмов, общественных событий. Он был добрым и светлым человеком, достойным, чтобы о его работах помнили, а имя было увековечено в одном из городов, для украшения которых он так много сделал».
Северодончане, разумеется, посчитали так же. С конкретной инициативой, связанной с подготовкой этой книги и установлением мемориальной доски, выступил ветеран труда, житель Северодонецка с 1954 года Г.М.Артемов.
Эскизные разработки выполнил известный местный художник–график Б.Н.Романов, архитектурные - А.М. Тюкало, многие годы проработавший главным архитектором Северодонецка.
И вот 25 мая 2012 года состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски в честь северодонецкого скульптора, члена Союза художников СССР Валентина Ильича Пухальского. Она установлена на фасаде дома, где он жил, - №28 по улице Ленина. Первой улицы города, который так талантливо украшал Мастер.
КАТАЛОГ РАБОТ В. И. ПУХАЛЬСКОГО
Статуи, памятники, бюсты, надгробия, малая пластика
1. Катерина. 1914 г. Тонированный гипс. 168 см. Киевский Национальный музей Тараса Шевченко.
2. Шахтер.Бетон. 2,0 м. Золотое Луганской обл.
3. Футболист. Бетон. 2,0 м. Стадион «Химик», г. Северодонецк. Не сохранилась
4. Рабочий.Бетон. 2 м.Силикатный завод, г. Северодонецк. Не сохранилась.
5. Зоя Космодемьянская.Бетон. 2,0 м. Парк культуры и отдыхаим. М. Горького, г. Северодонецк. Не сохранилась.
6. Лиза Чайкина. Бетон. 2,0 м.Парк культуры и отдыха им. М. Горького, г. Северодонецк. Не сохранилась.
7. Надгробие. Бетон. Городское кладбище, г. Лисичанск.
8. Скорбящая. Эскиз.Тонированный гипс. 26 см. ЦКТЭУМ, г. Северодонецк
9. Скорбящая. Эскиз. Тонированный гипс. 16 см. ЦТКЭУМ, г. Северодонецк
10. Ленин. 1956 г.Бетон. Ул. Ленина, г. Северодонецк
11.Освободителям. Эскиз. Глина. Не сохранился.
12. Гоголь. Гипс. Место нахождения не известно.
13. Венера Милосская. Уменьшенная копия. Тиражирована. Тонированный гипс. 36 см.Частная собственность
14. Моцарт. Гипс раскрашенный. 55х25х20. Собственность семьи художника
15. Девочка. Гипс тонированный. Некачественное лаковое покрытие. 23х21х10. Собственность семьи художника.
16. Медведь. Тонированный гипс. 62х20х30. Частная собственность.
17. Памятник Петру І и шахтеру. Эскиз. Глина. Не сохранился.
18. Тачанка. Эскиз. Не сохранился.
19. Фонтан. Эскиз. Не сохранился.
20. Свидание 1. Эскиз. Не сохранился.
21. Свидание 2. Эскиз. Не сохранился.
22. Покорители космоса. Эскиз. Не сохранился.
Элементы декора, изготовленные под руководством
В. И. Пухальского в мастерской архитектурных изделий при Северодонецком силикатном заводе.
1. Фрагмент оформления здания по ул. Ленина, г. Северодонецк.
2. Здание гостиницы по ул. Ленина, г. Северодонецк.
3. Здание городского совета, г. Северодонецк
4. ДК химиков, г. Северодонецк.
5. ДК химиков, г. Северодонецк.
6. Фонтан. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
7. Фрагмент. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
8. Капитель. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
9. Деталь. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
10. Ограда. Городской драматический театр,г. Северодонецк.
11. Лестница, капитель колонны. Городской драматический театр. Северодонецк.
12. Внутренний декор. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
13. Ваза. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
14. Фонари. Городской драматический театр, г. Северодонецк.
15. Первый роддом, г. Северодонецк. В медальоне барельеф матери с ребенком. Не сохранился.
16. Первый роддом, деталь. Город Северодонец
17. Фрагмент барельефа. Бывший деткомбинат №1 по ул. Сметанина, г. Северодонецк.
18. Фронтон. Детская музыкальная школа №1, г. Северодонецк.
19. Первый клуб пос. Лисхимстрой, ныне г. Северодонецк
20. Фрагмент фронтона. Первый клуб пос. Лисхимстрой, ныне г. Северодонецк.
21. Колоннада - вход в парк культуры и отдыха им. М. Горького, г. Северодонецк.
22. Вход на Водную станцию, пос. Павлоград.
23. Вход на Водную станцию. Деталь. Пос. Павлоград.
24. Горный техникум, г. Лисичанск.
25. Капители. Горный техникум, г. Лисичанск.
26. Дом техники, г. Лисичанск.
27. Дом техники, г. Лисичанск.
28. Дом техники. Деталь. Город Лисичанск.
29. Дом техники. Деталь. Город Лисичанск.
30. Фонари. Дом техники, г. Лисичанск.
31. Центральный вход. Дом техники. Г. Лисичанск.
32. Дом техники, г. Лисичанск.
33. ДК им. В.Н. Сосюры, г. Лисичанск.
34. ДК им. В.Н.Сосюры. Деталь. Город Лисичанск.
35. ДК им. В.Н.Сосюры. Деталь. Город Лисичанск.
36. Рама для картины. Гипс. Частная собственность.
37. Рама для зеркала. Гипс. Частная собственность.
38. Рама для зеркала. Гипс. Частная собственность.
Работы, посвященные шахтерским и строительным профессиям, из серии «Старый Донбасс». 1930– 1940 годы.
1. Тягальщик. Тонированный гипс. 26х150 х 50. Донецкий областной художественный музей
2. Саночник стоящий. Тонированный гипс. 85х26х26. Лисичанский Горный техникум.
3. Крепильщик. Тонированный гипс. 85х26х26. Лисичанский Горный техникум.
4. Забойщик.Тонированный гипс. 85х26х26. Лисичанский Горный техникум.
5. Кузнец. Тонированный гипс. 85х26х26. Лисичанский Горный техникум.
6. Молотобоец. Тонированный гипс. Не сохранился.
7. Саночник за работой. Тонированный гипс. 26х75х28. Лисичанский Горный техникум.
8. Забойщик за работой.Тонированный гипс. 42х61х28. Лисичанский Горный техникум.
9. Забойщик за работой. Тонированный гипс. 42х61х28. Лисичанский краеведческий музей.
10. Грузчик. Тонированный гипс. 81х28х21. Лисичанский краеведческий музей.
11. Саночник за работой. Тонированный гипс. 26х61х28. Лисичанский краеведческий музей.
12. Саночник. Крепильщик. Забойщик. Тонированный гипс . 81х21х21. Лисичанский краеведческий музей.
13. Строитель с «козой». Тонированный гипс. 36х10х10. Музей истории развития угольной промышленности Лисичанского каменноугольного района, г. Лисичанск.
14. Строитель с «козой».Тонированный гипс. 55 см. ЦКТЭУМ, г. Северодонецк.
15. Печник. Тонированный гипс. 55 см. ЦКТЭУМ, г. Северодонецк.
16. Плотник.Тонированный гипс. 55 см. ЦКТЭУМ, г. Северодонецк.
17. Грузчик. Эскиз. Глина. Не сохранился.
Медальоны, изготовленные по эскизам В. И. Пухальскогоедальоны, изготовленные по эскизам В. И. Пухальского
в мастерской архитектурных изделий при Северодонецком силикатном заводе.
1. Поликлиника № 1, г. Северодонецк.
2. Мечников И.И. Поликлиника № 1, г. Северодонецк.
3. Пирогов Н. И. Поликлиника № 1, г. Северодонецк.
4. Павлов И. П. Поликлиника № 1, г. Северодонецк.
5. Сеченов И. М. Поликлиника № 1. г. Северодонецк.
Работы, посвященные поэме Т.Г. Шевченко «Катерина» (персональная выставка, г. Сталино, 1947 г.).Тонированный гипс. Место нахождения не известно.
(Жанровая композиция - Иллюстрируемая цитата)
Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями,
Бо москалі — чужі люде,
Роблять лихо з вами.
"Отут з муштри виглядала,
Отут розмовляла…
………………………………..
Виглядає Катерина...
Минуло півроку;
Занудило коло серця,
Закололо в боку.
Любо цілувала,
Поки слава на все село
Недобрая стала.
Обіцявся чорнобривий,
Коли не загине,
Обіцявся вернутися.
Поки себе, свою долю
Там занапастила.
Прийшли вісти недобрії —
В поход затрубили.
Вичуняла та в запічку
Дитину колише.
А жіночки лихо дзвонять,
Матері глузують,
Що москалі вертаються
Та в неї ночують:
«В тебе дочка чорнобрива,
Та ще й не єдина,
А муштрує у запічку
Московського сина».
«Прости мені, мій батечку,
Що я наробила!
Прости мені, мій голубе,
Мій соколе милий!»
«Нехай тебе Бог прощає
Та добрії люде;
Молись Богу та йди собі —
Мені легше буде».
"… Христа ради,
Дайте на дорогу!"
Возьме відра, опівночі
Піде за водою,
Щоб вороги не бачили;
Прийде до криниці.
Чи в діброві з-під колоди
Вовка виглядає?
Довго, довго, сердешная,
Все йшла та питала;
Було й таке, що під тином
З сином ночувала...
Живопись. Копии картин.
1. Флавицкий В.Д. «Княжна Тараканова». Холст. Масло.Собственность семьи художника.
2. Ярошенко Н. А. «В теплом краю». Холст. Масло. Собственность семьи художника.
3. Крамской И. Н. «Неизвестная». Холст. Масло. Частная собственность.
4. Крыжицкий К. Я. «Повеяло весной». Холст. Масло. Собственность семьи художника.
5. Поленов В.Д. "Бабушкин сад". Холст. Масло.Собственность семьи художника.
6. Максимов В. М. Все в прошлом. Холст. Масло. Собственность семьи художника.
7. Крамской И. Н. «Лунная ночь». Холст. Масло. Частная собственность.
8. Поленов В.Д. "В парке. Нормандия". Холст. Масло. Частная собственность.
9.Светославский С. И. «Вечер в степи». Холст. Масло. Собственность семьи художника.
О книге
В книге, приуроченной к 80-летию города Северодонецка Луганской области, рассказывается о жизненном и творческом пути, произведениях известного скульптора Валентина Ильича Пухальского. Работая в этом городе, он много сделал для украшения его зданий, улиц, общественных мест. Эстафету мастера достойно продолжили его ученики. Издание, осуществленное при поддержке Благотворительного фонда А.П.Кунченко «Ради будущого», одобренное отделом культуры городского совета, рассчитано на широкий круг читателей.
«МИСТЕЦТВО СЛОВА» - ДОБРЫЙ ПРИМЕР
Для Северодонецка 2014 год – юбилейный. Он отмечает свое 80-летие. Химики, кибернетики, энергетики, строители, предприниматели, медики, педагоги, работники культуры - в общем, все северодончане, от мала до велика, могут гордиться родным городом. А тот - вправе гордиться своими людьми.
Один из знаменитых земляков – скульптор Валентин Ильич Пухальский. Ему посвятила свою исследовательскую, творческую работу авторитетный специалист - ведущий библиотекарь городской библиотеки для юношества им. И.Б.Курлата Татьяна Николаевна Забирко. И приняла с нею участие в первом конкурсе «Мистецтво слова», который организовали в канун юбилея отдел культуры горсовета, Благотворительный фонд А.П.Кунченко «Ради будущего». Заметим, что народный депутат Украины Алексей Петрович Кунченко вообще является известным меценатом.
В своей рецензии кандидат искусствоведения О.О.Смолина подчеркнула: «Автором проделана большая поисковая работа по сбору разрозненного материала. Заслугой является и сама постановка проблемы фиксации данных о незаслуженно забытом выдающемся земляке».
На празднике в городской публичной библиотеке, где чествовали лауреатов конкурса, Т.Н.Забирко за победу в номинации «Проза» вручили фондовский грант на издание книги, которую вы, уважаемые читатели, сейчас раскрыли.
Заведующая отделом культуры горсовета О.П.Лишик и руководитель фонда В.В.Мацегора вместе с нами, представителями жюри, отметили: эта работа, несомненно, будет интересна людям разных возрастов. Причем не только северодончанам. Вошедший в нее обширный материал особенно важен для краеведов, мастеров и любителей искусства, всех, кто хочет, чтобы наш город становился краше, год за годом молодел.
Сам литературный конкурс, призванный поддерживать народные таланты, знакомить с лучшими образцами их творчества, - по общему признанию, дело нужное, своевременное. Это – добрый пример всем меценатам, заслуживающий признания, поддержки и развития. Надо полагать, такой творческий стимул даст импульс к созданию новых ярких произведений опытных и молодых авторов-земляков. Будем надеяться, они отразят и многогранную жизнь Северодонецка, его людей, поднимут актуальные, непростые темы, раскроют образы современников.
Автора же этой книги, любовно изданной Северодонецкой типографией «ПЕТИТ», давайте поздравим с очередной успешной работой. И пожелаем, чтобы не довелось долго ждать новых. Будем рады, если читатели поделятся дополнительной информацией, выскажут свои советы, пожелания.
Семен ПЕРЦОВСКИЙ,
заслуженный журналист Украины.
ЗАБІРКО Тетяна Миколаївна
Під редакцією та з передмовою Семена Ароновича ПЕРЦОВСЬКОГО
Фотоіллюстрації Григорія Михайловича АРТЕМОВА
- 8923 перегляди
Вибір редакції
Найсвіжіші новини:
- 18:00 Матері загиблого луганського прикордонника вручили його орден «За мужність»
- 17:15 Синоптикиня розповіла, яка погода очікує українців в останній день тижня
- 16:35 У Генштабі відреагували на матеріал The Guardian: що повідомили у відомстві
- 16:30 «Житло, яке прив’язується до роботи»: урядовці готують новий проєкт для ВПО
- 16:00 Угорщина шукає шляхи та можливості продовження транзиту російського газу через Україну, - Bloomberg
Найпопулярніші новини за тиждень:
- Що сталося з приміщеннями вишів у Сіверськодонецьку, Рубіжному й Старобільську та як їхні справи у релокації 15.12.2024 переглядів: 2246
- ЛОВА: у Сіверськодонецьку переоформлені квартири визнають “безхазяйними”, в області багатоповерхівки не обслуговуються 15.12.2024 переглядів: 1837
- Харченко пообіцяв придбати житло для сіверськодончан 18.12.2024 переглядів: 1503
- Знищене майно на окупованих територіях: Рада ухвалила закон про компенсації 19.12.2024 переглядів: 1493